Зарядное устройство для аккумулятора 12V 7Ah своими руками

С наступлением холодов старые аккумуляторы в мотоциклах и скутерах сразу проявляют себя тем, что теряют заряд. Или в ноль разряженный АКБ можно обнаружить весной, если забыть осенью снять клеммы. Конечно, байкер всегда может завести двигатель своего двухколесного средства кикстартером, если он предусмотрен комплектацией. При его отсутствии два варианта: запускать с толкача (потребуется достаточно свободного места) или заряжать батарею (потребуется прибор). А цены на зарядки сейчас не малые. Но, если вы немного разбираетесь в электрике, то я расскажу, как собрать зарядное устройство для аккумулятора 12V 7Ah своими руками. Напомню тем, кто меня не знает ― я Андрей, мастер по ремонту скутеров и мотоциклов, сотрудничающий с МотоЗиллой уже 10 лет.

Выбор и подготовка трансформатора

Основой зарядного устройства для аккумулятора 12V 7Ah служит понижающий трансформатор мощностью 100-150 Вт. Если найдете вариант на 300-500 Вт, то сможете заряжать не только АКБ мотоциклов и скутеров, а даже КамАЗы. Трансформатор будет снижать напряжение из бытовой сети 220V до нужных нам 14-16V, чтобы зарядить батарею в домашних условиях. В качестве «донора» может послужить старый ламповый телевизор или микроволновая печь. В каждом из подобных устройств есть понижающий трансформатор. Главное требование, которое нас интересует ― сопротивление первичной обмотки 0,7 Ом. Допускается 0,68-0,72 Ом.

Далее опишу, как подготовить трансформатор для создания зарядного устройства к аккумулятору 12V 7Ah своими руками:

  1. От трансформатора отходит несколько пар проводов для подключения. Найдите их и разделите между собой.
  2. Выделите пару, провода которой уходят глубже всего в сердечник. Это и будет плюс и минус для подключения первичной обмотки.
  3. Замерьте ее сопротивление мультиметром, чтобы убедиться, что выдаваемое значение нам подходит (напомню, нужен показатель в диапазоне 0,68-0,72 Ом).
  4. Возьмите острый нож с толстым лезвием или ножовку по металлу и сделайте поперечный надрез по виткам вторичной обмотки.
  5. Снимите вторичную обмотку.

Обычно их несколько, поэтому процесс придется повторить пару раз. При распиливании последнего слоя будьте аккуратными, чтобы не повредить изоляцию и лак на витках первичной обмотки.

К виткам первичной обмотки последовательно подключается лампа накаливания мощностью 60 Вт. Она служит ограничителем тока, чтобы трансформатор не перегрелся, и не случилось короткое замыкание. Еще в эту же цепь последовательно подключается предохранитель, защищающий от скачков напряжения. Вместо предохранителя последовательно можно подключить тепловую защиту. Рекомендую купить простейшую за копейки на АлиЭкспресс. Например, возьмите модель, рассчитанную на 80 градусов. Когда будет намотана вторичная обмотка, присоедините корпус тепловой защиты к виткам. Если температура катушки превысит номинал, цепь разомкнется, что спасет трансформатор от перегорания.

Выбор вторичной обмотки

Про средства безопасности я рассказал, теперь рассмотрим, как определить количество витков вторичной обмотки для создания зарядного устройства для аккумулятора 12V 7Ah своими руками. Возьмите медную проволоку сечением 0,8-1,2 мм. Нам важно добиться напряжения на выходе 14-16V, которого хватит для зарядки АКБ мотоцикла 12V. Для этого намотайте 5 витков и замерьте исходящее напряжение мультиметром (предварительно подключив первичную обмотку в розетку с предохранителем и лампочкой).

К примеру, мультиметр показал напряжение 10V. Тогда намотайте еще пару витков и произведите повторный замер. Наматывайте вторичную обмотку до тех пор, пока не появится значение в 14-16В. Вроде все хорошо, но не спешите подключать аккумулятор для зарядки ― восполнить емкость не получится. Как мастер, открою секрет: в аккумуляторе мотоцикла постоянный ток (электроны движутся всегда в одном направлении от плюса к минусу). А понижающий трансформатор выдает переменный ток (электроны меняют направление до 50 раз в минуту, что мы называем частотой 50 Гц), поэтому батарея не возьмет заряд. Нам необходимо преобразовать переменное напряжение в постоянное.

Преобразование напряжения

Для этого рекомендую взять диодный мост. Например, подойдет диодный мост с генератора автомобиля. Он подключается последовательно к выходам на вторичной обмотке. Теперь остается припаять резистор для регулировки силы тока. Поскольку нам нужно сделать своими руками зарядное устройство для аккумулятора 12V 7Ah, то сила тока зарядки должна быть в пределах 0,7 А (в 10 раз меньше, чем у аккумулятора). Именно такой резистор следует подобрать. Для других АКБ потребуется настройка под силу тока 0,4-0,9 А ― особенно для гелевых аккумуляторов. Если они поддерживают функцию быстрой зарядки, можно поднять величину до 2 А.

Советую упаковать все это в деревянную коробку для безопасности, чтобы случайно не коснуться токоведущих деталей. Зарядное устройство для аккумулятора 12V 7Ah своими руками готово. Но, если в электротехнике вы не сильны, или трудно найти комплектующие, тогда купить готовую зарядку для АКБ мотоцикла или скутера всегда можно в МотоЗилле. Здесь есть и сами аккумуляторы с диапазоном силы тока 4-9 Ah.