Регулировка клапанов мотоблока: инструкция и пошаговое руководство

Всем привет! Меня зовут Андрей, я владею мастерской по ремонту скутеров, мотоблоков, мотоциклов и бензоинструмента. Отмечу, что правильная работа двигателя зависит на 70% от верно установленных тепловых зазоров клапанов. Но по мере своей деятельности я заметил, что некоторые владельцы техники не знают, как их регулировать. Этот обзор я решил посвятить регулировке клапанов мотоблока. Советы применимы как к легким, так и тяжелым агрегатам. Даю пошаговую инструкцию, основанную на моем опыте мастера.

Когда нужна регулировка клапанов мотоблока

Правильные тепловые зазоры клапанов мотоблока обеспечивают поступление свежего воздуха в цилиндры и удаление отработавших газов. Регламент проверки этого узла устанавливается производителем и указывается в инструкции по эксплуатации. Для одних моделей он составляет 300 часов работы, а для других – 500 часов. Если агрегат работает меньше часов в год, то проверка и регулировка выполняются каждые 12 месяцев. Внепланово проверить тепловые зазоры можно при: плохом запуске, сниженной мощности, увеличенном потреблении топлива, черном дыме из выхлопной.

Если вы купили новый китайский мотоблок с двигателем 170F, 173F, 178F, 180F, 186F, 188F, 192F, то рекомендую проверить тепловые зазоры перед началом эксплуатации. Бывает на заводе пропускают этот момент (редко). Покупая мотоблок в ДВС японского или корейского бренда, можно быть уверенным в точных заводских настройках, поэтому первая проверка происходит после отработки моточасов, указанных в мануале.

Если игнорировать периодическую проверку и эксплуатировать мотоблок с неправильными тепловыми зазорами, возможна неправильная работа ДВС. Зажатые клапана приводят к: падению компрессии, потере мощности, повышенному расходу бензина, дымности. На моей практике были случаи, когда клапан рассухарился, разбивая все под клапанной крышкой. При увеличенных тепловых зазорах двигатель издает неприятный звук (цокот), нарушается система впуска и выпуска газов, работа ДВС будет нестабильной.

Пошаговое руководство, как отрегулировать клапана мотоблока

Далее даю пошаговую инструкцию, основанную на личном опыте, как должна правильно выполняться регулировка клапанов мотоблока:

  1. Снимите насвечник, выкрутите свечу, чтобы обеспечить доступ для работы.
  2. Выкрутите четыре болта и демонтируйте клапанную крышку.
  3. Далее найдите верхнюю мертвую точку поршня.
  4. Прокрутите коленвал за шкив и наблюдайте за положением поршня в свечном колодце. Если вам плохо видно поверхность поршня, установите в колодец металлический стержень. По нему будет понятно, поднимается сейчас поршень или опускается.
  5. Открутите контргайку впускного клапана ключом на 10.
  6. Установите щуп между коромыслом и толкателем впускного клапана. Зазор должен быть 0,15 мм (это у большинства двигателей мотоблоков). Точно узнать значение для своей модели можно в инструкции по эксплуатации.
  7. Подтяните ключом на 14 регулировочную гайку. Щуп должен заходить свободно, но без люфта (в идеале должно быть небольшое натяжение при протаскивании).
  8. Затяните гайку на 14, после чего зафиксируйте контргайку, продолжая удерживать основную гайку ключом, чтобы она не сместилась.
  9. Проверьте тепловой зазор еще раз щупом.
  10. Отпустите контргайку выпускного клапана.
  11. Установите щуп 0,20 мм между коромыслом и толкателем.
  12. Зафиксируйте тепловой зазор основной гайкой и контргайкой.
  13. Проверьте его значение.

Советую после регулировки клапанов мотоблока заменить прокладку клапанной крышки, чтобы предотвратить протекание масла в этом месте. Как мастер, подскажу секрет определения, где впускной клапан на мотоблоке, а где – выпускной. Впускной находится со стороны карбюратора, а выпускной – со стороны патрубка глушителя. Это поможет сориентироваться, независимо от того, какая у вас модель мотоблока.

У 4Т двигателей мотоблоков мертвых точек поршня две, но правильная регулировка клапанов возможна только на одной. Рассказываю, как ее определить. Когда металлический штифт достиг максимально высокого положения, покрутите шкив коленвала влево-вправо. Если клапана при этом шевелятся, значит такую точку пропускаем и крутим шкив дальше. При правильном положении ВМТ вращение коленвала немного по сторонам не приводит к движению клапана. Дополнительно проверить правильность положения можно по меткам на блоке цилиндров, которые должны совпадать с меткой на шкиве.

Ошибки при регулировке клапанов мотоблока

Приведу распространенные ошибки, которые допускают новички при самостоятельной регулировке клапанов мотоблока:

  • Работа на прогретом ДВС. После прогрева металл расширяется, поэтому все зазоры смещаются в меньшую сторону. Выполнять регулировку клапанов мотоблока следует только на холодном двигателе.
  • Чрезмерное зажатие щупа. Регулировочный щуп должен протягиваться с натяжкой. Если нужно прилагать серьезные усилия, чтобы вынуть его из-под толкателя, значит зазор слишком маленький.
  • Затягивание контргайки без удерживания основного винта. Такая ошибка ведет к смещению зазора.
  • Не то положение ВМТ. Если клапана двигаются при легком прокручивании коленвала, значит они будут слегка открытыми, поэтому регулировка окажется ошибочной. Еще в таком случае коромысла могут быть зажатыми, что усложняет процесс.
  • Неумение определить впускной и выпускной клапаны. Выставление не тех зазоров, что указаны производителем в мануале, заведомо нарушает работу силовой установки.
  • Посторонние предметы вместо щупа. Не допускается использование лезвия или других пластин металла. Лучше купить щуп, который стоит недорого.
  • Вращение маховика в другую сторону. Крутить шкив следует только по часовой стрелке так, как работает двигатель.
  • Отсутствие последующей проверки тепловых зазоров. Обязательна окончательная проверка, поскольку после затягивания контргаек положение толкателей могло сбиться.

Регулировка клапанов мотоблока своими руками – дело несложное. Нужен щуп, пару ключей. Если заметен износ клапанов, купить новые к любой модели мотоблока можно в интернет-магазине МотоЗилла. При ремонте меняются коромысла, штанги и толкатели, направляющие, сухари, тарелки. Все это тоже есть в MotoZilla.