Привет всем! Напоминаю, что меня зовут Андрей! Я мастер, сотрудничающий с МотоЗилой более 10 лет. Занимаюсь ремонтом скутеров и мотоциклов, а также другой техники и инструмента с ДВС. Когда ко мне в мастерскую приезжают клиенты с неправильно настроенными тепловыми зазорами клапанов в ГБЦ, я сразу слышу это по звуку мотора. При этом я заметил, что не все владельцы байков вообще умеют замечать такие отклонения в работе ДВС на слух и не считают важным делать проверку. Сегодня я расскажу, на что влияют тепловые зазоры клапанов и как их правильно настроить для бесперебойной работы двигателя мотоцикла.
Что такое зазоры клапанов?
В ГБЦ мотоцикла имеется распредвал с кулачками, воздействующими на толкатель. Последний жмет на ножку клапана, побуждая его проходить вперед и открываться. Это позволяет запустить воздух в камеру сгорания на впускных клапанах или выпустить отработавшие газы на выпускных. Затем под действием мощной пружины клапан возвращается на место, закрывая отверстие.
Пространство между толкателем и ножкой клапана называется тепловым зазором. Оно необходимо для компенсации теплового расширения, происходящего из-за нагрева металла двигателя мотоцикла. Правильно выставленный зазор обеспечивает:
- тихую работу мотора;
- полное открытие клапана;
- образование оптимальной воздушно-топливной смеси;
- защиту от разрушения или накопления нагара.
Регламент регулировки зазоров
Согласно многим инструкциям по эксплуатации мотоциклов, регламент проверки зазоров клапанов составляет 100 моточасов. Этот интервал не зависит от места езды ― города или трассы. Досрочная регулировка тепловых зазоров клапанов нужна, если они начинают цокать. Это означает, что расстояние между толкателем и ножкой увеличилось. Происходит такое из-за естественного износа деталей или под действием вибрации. На моей практике встречались случаи, когда зазоры наоборот уменьшались, что тоже вредно для двигателя.
Последствия игнорирования регламента
Разобрав не один десяток моторов мотоциклов отмечу, что неправильные зазоры клапанов ведут к плачевным последствиям. Среди них:
- Нарушение пропорций образования воздушно-топливной смеси. Как следствие, ДВС дергается, глохнет, обороты плавают, падает мощность, увеличивается расход топлива.
- Механические повреждения двигателя. Пятаки разбивают седла, металлическая стружка осыпается в цилиндры. Чугунная или алюминиевая крошка царапает стенки цилиндров, после чего обычно приходится делать капитальный ремонт ДВС мотоцикла.
- Пламя вырывается во впускной или выпускной коллектор. В первом случае это выжигает масло, возникает перегрев, заклинивание деталей или их ускоренный износ. Еще сам клапан прогорает от повышенных температур. При выходе пламени в выпускной коллектор последний чрезмерно перегревается, портится катализатор.
Поэтому, как мастер по ремонту мотоциклов, советую не затягивать и сразу проверить зазоры клапанов, если вы услышали характерное цоканье. Сделать это можно самостоятельно. Потребуется ключ на 9, пассатижи и щуп. Далее я дам краткую инструкцию по проверке и настройке тепловых зазоров.
Правила настройки тепловых зазоров клапанов
Описанные ниже мной правила и этапы процесса применимы к любым мотоциклам, независимо от марки, страны сборки, или количества цилиндров. Единственная разница ― на двухцилиндровых моторах клапанов 4, а не 2, поэтому работы в два раза больше. Проверка выполняется в такой последовательности:
- Снимите с генератора мотоцикла защитный кожух, поскольку в смотровом окошке лично мне разглядеть метки удается не всегда.
- Найдите маркировку в виде буквы Т на колоколе.
- Совместите ее с риской или выступом на картере ДВС.
- Когда вы добились положения поршня в верхней мертвой точке, снимите клапанную крышку с ГБЦ.
- Вставьте щуп между толкателем и ножкой клапана. Он должен заходить плотно, не болтаться.
Точные параметры зазоров клапанов к мотоциклу указаны в его инструкции по эксплуатации. Из своего опыта отмечу, что у большинства моделей это 0,05 мм на впускном клапане и 0,1 мм на выпускном. Именно такие лепестки вам потребуются на щупе. Если проверка показала, что зазор слишком большой или наоборот маленький, отпустите контргайку, прокрутите толкатель до нужного положения, чтобы поджать щуп. Затем, удерживая винт пассатижами, затяните контргайку ключом. После этого рекомендую проверить тепловой зазор повторно, чтобы удостовериться, что ничего не сместилось.
Напоследок добавлю еще несколько простых правил от себя:
- настройку зазоров клапанов выполняйте только на холодном двигателе;
- приготовьте новую прокладку или герметик для клапанной крышки;
- сверяйте правильность меток для установки поршня в ВМТ по положению распредвала.
Последнее важно на случай, если привод ГРМ растянулся. Тогда метки на роторе генератора будут неправильными относительно фактического положения поршня. Если во время настройки зазоров вы обнаружите, что клапан деформирован или прогорел, то купить новые для любой модели мотоцикла всегда можно в интернет-магазине МотоЗилла. Здесь есть приводы ГРМ, прокладки, шестерни и другие запчасти для ремонта байков.
0 комментариев