- Название мотоцикла “Днепр” сейчас нарицательное и относится ко всем тяжелым байкам, выпускавшимся в прошлом. Но история именно мотоциклетной марки берет начало в 1949 г, когда с конвейера сошел первый мотоцикл с индексом М-72. Он стал отечественной копией немецкого BMW R71 и продавался следующие 6 лет. Версия, которая буквально называлась “Днепр К-650” (индекс МТ-8) была выпущена лишь только в 1968 г. Самой известной моделью КМЗ стал Днепр МТ-11 (индекс КМЗ-8.155). Рассмотрим детальнее историю мотобренда, характеристики и ассортимент моделей, особенности эксплуатации и какие запчасти на мотоцикл Днепр необходимы, чтобы он “жил” по сей день.
История возникновения марки Днепр
События разворачивались на Киевском мотоциклетном заводе (КМЗ), который был сформирован после закрытия Горьковского мотоциклетного завода. В Киев было перевезено оборудование, запас двигателей, персонал. Первые партии мототехники были незначительными – от 3 до 6 тыс. единиц. Спустя 3 года появилась рестайлинговая версия М-72Н. Она обладала:
- усиленными спицами;
- гидравлическими амортизаторами;
- литыми тормозными барабанами из алюминия;
- новой формой рычажной вилки.
Бренд постоянно развивался, внедрялись новые технологии. Ими стали: дополнительная шестерня в КПП для более точного определения скорости с выводом информации на спидометр, крепление для насоса, хромированные пружины амортизаторов, два глушителя и пр. Год 1992 стал переломным, когда появился первый отечественный чоппер Днепр КМЗ-8.157-022 с усиленным поршневым сжатием воздуха. Модель походила на американскую, имела стартер и заводилась с кнопки, а не “костылем”.
Завод работал на гражданскую и военную промышленность. Для милитаризации мотоцикла Днепр предусматривалась передача крутящего момента на колесо коляски, возможность блокировки дифференциала. Представляете – полноприводный мотоцикл! Так же имелись: крепления для саперной лопаты, пулемета и дополнительных канистр топлива. Для нужд МВД выпускались патрульные мотоциклы Днепр-955 с увеличенной мощностью 42 против 26-32 л.с.
Завод закрылся в 2012 г, не выдержав конкуренции с китайцами и индусами, продукция которых заполнила весь мир. В 2017 году была представлена в продажу финальная серия мотоциклов Dnepr Vintage, отличавшихся большим количеством хрома.
Общие технические характеристики
Итак, истинно украинский мотоцикл от завода КМЗ присутствует в стране с 1949 г, а именно модель, которая получила название “Днепр” ездит с 1968 г (не путать с датой основания завода – 1945 г). Поскольку самая известная модель КМЗ – Днепр 11, мы приведем ее основные технические характеристики:
- длина кузова – 2500 мм;
- ширина кузова с коляской – 1700 мм;
- высота в самой выступающей точке – 1100 мм;
- колесная база (расстояние между осями переднего и заднего колеса) – 1530 мм;
- ширина колеи с коляской – 1200 мм;
- дорожный просвет – 125 мм;
- вес без технических жидкостей (“сухая масса”) – 325 кг;
- топливный бак – 19 л.
Остальные модели мотоцикла Днепр МТ могли незначительно отличаться по габаритам – в основном в меньшую сторону. Например, у Днепр МТ 10-36 колесная база была короче на 30 мм, а общая длина меньше на 70 мм, зато он был тяжелее на 10 кг.
Характеристики ДВС
Во всех моделях применялся карбюраторный двигатель с двумя цилиндрами. Клапана у него располагались сверху. Работал он по четырем тактам. Общие технические характеристики ДВС:
- рабочий объем – 649 см³ (все называли его 650-кубовым, но был еще и 750 “кубовый”);
- диаметр цилиндра – 78 мм;
- степень сжатия – 7 атм;
- ход поршня – 68 мм;
- частота вращения коленвала – 5200 об/мин;
- используемое топливо – А-76 или А-72;
- крутящий момент – 47 Нм;
- генерируемая мощность – 32 л.с.
Охлаждение мотора было воздушным. Для очистки потока воздуха использовался бумажный фильтр. Подачу топлива осуществлял карбюратор К63Т. С завода до капитального ремонта мотоцикл Днепр мог пройти 25-40 тыс. км, после которого владельцы начинали искать запчасти на двигатель мотоцикла Днепр. Пробег небольшой, но на тяжелой технике далеко не ездили, поэтому на 5 лет байка уверенно хватало.
Характеристики трансмиссии и ходовой
В мотоцикле работала 4-ступенчатая коробка передач с передаточным числом 4,62, управляемая ножным рычагом. Был предусмотрен задний ход, включаемый на руле. Из узкого переулка можно было легко выехать без долгих мучений с байком, весом более 300 кг. Сухое двухдисковое сцепление обеспечивало мягкое включение трансмиссии в работу.
Характеристики ходовой части следующие:
- взаимозаменяемые колеса на 19 дюймов с усиленными спицами или литыми корпусами;
- передняя телескопическая вилка с амортизаторами и пружинами;
- задняя подвеска с рычагами и амортизаторами, работающими на сжатие и разжатие.
В каждом колесе присутствовали барабанные тормоза (включая коляску), что обеспечивало эффективное торможение. Чтобы в коляске не сильно трясло, использовались дополнительные резиновые рессоры. Основное сиденье было сдвоенным или в виде двух раздельных.
Комплектация
По электрике мотоцикл Днепр комплектовался:
- катушкой зажигания Б204, обеспечивающей генерацию напряжения для образования искры;
- генератором 150 Вт 6-12В, создававшем питание для бортовой сети;
- АКБ – 6МТС9 для запуска электростартера;
- регулятором напряжения 33.3702;
- двумя свечами А14В;
- прерывателем ПМ302А;
- фарой ФГ137-Б;
- звуковым сигналом С205Б.
Для своих годов комплектация была довольно достойной, делая эксплуатацию байка комфортной. Владельцу нужно знать основные объемы емкостей для обслуживания отечественного мотоцикла Днепр:
- в картер двигателя помещается 2,2 л моторного масла;
- в коробку передач заливается 1,5 л трансмиссионного масла;
- в перо передней вилки – 130 г смазки;
- в амортизаторы – по 105 г масла.
Да, да – амортизаторы тут обслуживаемые, в вилке нужно менять смазку, поэтому необходимо уметь разбирать и собирать перьевую демпферную конструкцию.
Модели мотоцикла Днепр
Хотя завод КМЗ выпускал разные мотоциклы, особую любовь завоевала модель Днепр, появившаяся в 1968 г. Индекс техники был К-650 или МТ-8. Аппарат обладал мощностью 27 л.с., увеличенным баком на 21 л, крутящим моментом 4,7 кгс·м и весил 315 кг. Напряжение бортовой сети составляло 6В. Максимальная скорость доходила до 100 км/ч.
Впоследствии модель мотоцикла Днепр усовершенствовалась и появлялись новые версии:
- Днепр МТ-9. Выпущен в 1971 г. Мощность увеличена до 32 л.с. при том же объеме ДВС 650 “кубиков”. Новая КПП – МТ804. Но максимальная скорость вышла меньше – 95 км/ч. Зато модель прославилась, став первой с указателями поворотов – не нужно было наконец-то показывать рукой повороты. На Auto.ria такие сейчас продаются по 500-800$.
- Днепр МТ-10. Презентация 1974 года. Мотор тот же, КПП – та же, 32 л.с., но напряжение бортовой сети стало 12В. Основное сиденье сплошное (прощайте ассоциации с немецкими военными мотоциклами), изменен облик приборной панели, новая форма фары, обновленный дизайн указателей поворотов. Б/у сейчас в Украине можно купить за 400-600 долларов.
Днепр МТ-10-36. Новинка вышла в 1977 году. Использовался карбюратор К-301Д с увеличенным диффузором, модернизировали распредвал. Удалось повысить крутящий момент до 4,8 кгс·м, мощность до 36 л.с. и максимальную скорость до 105 км/ч. Инновацией стало управление стояночным тормозом на руле. Более мощная модификация продается и сейчас за 600-1200$ на вторичном рынке.
Днепр МТ-12. Спустя год, в 1978, выходит новая версия с увеличенным двигателем на 750 “кубиков”, который отдавал 26 л.с. Общий вес с коляской составлял 350 кг, поэтому разгонялся байк только до 95 км/ч. Покупатели снова увидели фару старого образца с интегрированным спидометром. Зато крутящий момент передавался на колесо люльки, поэтому мотоцикл Днепр стали активно покупать рыбаки, охотники, грибники и жители сельской местности. В продаже их сейчас почти нет, а если найдете, то оценивают их от 1500 до 4000$.
- Днепр МТ-11. Презентовался в 1984 году. Вернули ДВС на 650 “кубов”, мощность 32 л.с., установили новый карбюратор К63Т, добавили тормоз на колясочное колесо. Преобразования коснулись замка зажигания. Скорость 100 км/ч. Это самая массовая модель тяжелого байка, которую продали больше остальных. Поэтому большинство фирм-производителей деталей выпускает запчасти на мотоцикл Днепр именно к этой версии отечественной техники. На вторичном рынке модель и сейчас активно предлагается – мы нашли почти сотню вариантов по цене от 500 до 1800$ с коляской или без нее.
Днепр МТ-16. Год выпуска – 1986. С приводом и тормозом на колясочное колесо. Но это увеличило расход топлива и снизило скорость до 95 км/ч, поэтому повторить успех предшествующей версии не получилось. Цена на “вторичке” – 800-1500$.
Еще были небольшие специальные серии: спортивные, эскортные (для охраны кортежа чиновников), для полиции и военные. Полицейский мотоцикл Днепр выдавал 42 л.с. и имел 5-ступенчатую КПП, поэтому мог догнать любого мотоциклиста. Достать такой байк для себя – была мечта любого байкера.
Днепр МТ фото реальных владельцев
Днепр видео обзор мотоцикла от владельцев
Обзор на Днепр МТ-11
Обзор на Днепр МТ-11 новый с коляской
Обзор Днепр МТ-11 максимальная скорость без доработок
Что чаще всего ломается у мотоциклов Днепр
Отметим, что каждый мотоцикл уникальный и, по мере эксплуатации, у одних байков ломаются одни детали, а у других – другие. Но есть общие “детские болезни”, свойственные всему модельному ряду Днепра:
- Плохое зажигание. Владельцы жалуются на трудности с запуском двигателя, особенно после длительного простоя. Или в процессе работы мотор начинает самопроизвольно повышать или понижать обороты. Бывалые советуют всегда возить с собой запасные катушки зажигания. А лучшее решение проблемы – установить современное электронное зажигание на мотоцикл Днепр.
- Трудности с переключением КПП. Проблема возникает из-за несвоевременного обслуживания. Шестерни стираются, образуется люфт, механизм начинает тяжело включаться, возникает посторонний шум, передачи выбивает. Чаще всего необходима замена шестерней или КПП в целом.
- Изнашивание коленвала. Давняя проблема, с которой разработчики боролись, меняя материал литья многократно. Хоть улучшения есть и ресурс более поздних мотоциклов выше, изнашивание и люфт все же появляются. В таком случае меняется коленвал и шатуны.
- Прогорание поршней. Когда угол опережения зажигания выставлен неправильно, в камерах возникает повышенная температура, ДВС не успевает остывать, и поршни прогорают. Поэтому всем владельцам байка следует следить за настройками, или в противном случае искать, где купить поршни на мотоцикл Днепр в Украине.
Подвеска довольно выносливая, но здесь все зависит от манеры вождения, качества дорожного покрытия, степени нагруженности. Зачастую достаточно поменять амортизаторы и сайлентблоки, чтобы вернуть комфорт и тишину при проезде неровностей.
ТО для мотоцикла Днепр
Для правильного ухода за мотоциклами бренда Днепр разработан регламент технического обслуживания. Потребуются следующие расходные элементы, купить которые можно в нашем интернет-магазине МотоЗилла:
- Масло в картере двигателя – каждые 5000 км пробега;
- Масляный фильтр – каждые 5000 км пробега;
- Воздушный фильтр – каждые 5000 км пробега;
- Масло в картере КПП – замена каждые 4000-5000 км;
- Топливный фильтр – каждые 10 тыс. км пробега;
- Свечи – каждые 15 тыс. км пробега, но можно и раньше, если наблюдаются пропуски зажигания, хлопки в выхлопной трубе;
- масло в вилку – 105 г раз в 15 тыс. км.
В некоторых моделях есть редуктор в мосте, передающий крутящий момент колесу люльки. В нем нужно менять нигрол каждые 20 тыс. км. Регулировка клапанов выполняется при помощи специального инструмента. Ориентируются по звуку, когда клапана начинают цокать. Каждые 15 тыс. км следует промывать центрифугу. Периодически приходится устанавливать новые прокладки двигателя, поскольку старые начинают течь. По необходимости меняются тормозные колодки, сцепление. Карбюратор нужно чистить, если подача топлива становится нестабильной. Обязательно потребуется ремкомплект карбюратора. АКБ хватает на 4-5 лет, после чего он быстро разряжается и нужно купить новый аккумулятор на мотоцикл Днепр.
Как правильно обкатать мотоцикл Днепр
Такой вопрос интересует владельцев новых мотоциклов Днепр, но поскольку модель сейчас не выпускается, информация будет актуальной после капремонта двигателя и коробки. В этом случае потребуется снова обкатка. Она необходима, чтобы притерлись детали, прижглось масло. При обкатке мотоцикла Днепр соблюдайте следующие рекомендации:
- после первого запуска дайте ему поработать на холостом ходу 10 минут, чтобы прогреться, а затем заглушите и дождитесь остывания мотора;
- во время последующих запусков всегда прогревайте ДВС до рабочей температуры и только потом начинайте движение;
- избегайте резких стартов и торможений;
- обкатывайте технику без пассажиров;
- выбирайте ровные участки дороги без сильных подъемов;
- не набирайте скорость свыше 70 км/ч.
После 500 км мотор начнет работать лучше, а полный процесс обкатки мотоцикла Днепр длится 2000-2500 км. После обкатки нужно обязательно заменить масло в двигателе и масляный фильтр, поскольку они могли накопить частицы металла.
Как правильно выбрать и купить б/у мотоцикл Днепр
Мотоцикл Днепр хорош для сельской местности, чтобы ездить на рыбалку, охоту, перевозить урожай с небольшого огорода, возить сельхозпродукцию на рынок и пр. Чаще всего технику выбирают люди старше 50 лет. Но сам аппарат служит хорошей основой для модернизации, поэтому заядлые байкеры нередко делают из него подобие Харлея. Интересна модель и для коллекционеров, которые приводят оригинал в идеальный вид.
В Украине на вторичном рынке продается немало тяжелых мотоциклов Днепр. Есть модели 1976 года выпуска, а есть и “свежие”, поэтому ценовой диапазон колеблется от 300 до 4000$. Все зависит от состояния, комплектации, пробега. Сразу отметим, что по заводу пробег между капремонтом мотора составляет 35-40 тыс. км, поэтому уточните у владельца, когда он последний раз капиталил движок. Это даст представление о том, как близко по времени подобная процедура предстоит вам.
Отсюда важный момент – лучше не покупать мотоцикл Днепр у того, кто владеет им год и ничего про него не знает. Вообще желательно посмотреть заранее историю мотоцикла по бесплатным сервисам, введя госномер или VIN-код. Тогда вы увидите, сколько было владельцев, зарегистрированные случаи ДТП, время эксплуатации последним собственником. Сайт Auto.ria предоставляет такую информацию бесплатно.
Перед личным осмотром попросите владельца не мыть байк и не заводить его до вашего появления. Встретившись, сразу потрогайте мотор – если горячий, значит его заводили и от вас пытаются что-то скрыть. Но при такой просьбе (не заводить) вам придется посетить продавца в гараже, а не встретиться где-то в удобном месте на стоянке. При осмотре придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Попросите не мыть мотоцикл Днепр перед осмотром. Пыль хорошо подскажет, где присутствует подтекание масла. Так вы сразу заметите, какие прокладки нуждаются в замене.
- Запустите мотор на холодную. Если это трудно сделать с первого раза, возможно, потребуется замена свечей, катушек, ВВ-проводов, топливного фильтра, чистка карбюратора.
- Обратите внимание на цвет дыма из выхлопной трубы. Он должен быть почти бесцветным, ведь двигатель четырехтактный и масло в бензин не подается. Если выхлоп сизый, значит поршневые кольца сильно изношены.
- Прислушайтесь к звуку работы мотора на холодную. Не должно быть цоканья или посторонних стуков. В противном случае понадобится замена пружин клапанов, самих клапанов, коромысел, толкателей и штанг ГРМ.
- По возможности, замерьте компрессию в каждом цилиндре, выкрутив свечи и вставив на их место компрессометр. Согласно инструкции по эксплуатации, должно быть 7 атм. Если прибор показывает 6 атм, мотоцикл еще поездит, а вот ниже 5 – это признак для капитального ремонта.
- Осмотрите состояние обвесов на предмет вмятин, потертостей. Это даст представление об обращении с техникой, возможных падениях, повреждениях.
- Осмотрите металлические элементы на предмет коррозии.
- Проверьте подвеску, нажав несколько раз на переднюю вилку. Не должно быть стука или хрюканья. Важно, чтобы штоки амортизаторов были без потеков.
Заключительный этап – тестовая поездка. Переключайте КПП по несколько раз, убедитесь в отсутствии выбивания передач. Прислушивайтесь, как ведет себя подвеска. Если все устраивает, переоформляйте мотоцикл Днепр в сервисном центре МВД. Там сразу получится составить договор купли-продажи, снять технику с учета с предыдущего владельца и поставить на учет на себя. Если ТС имеет запрет на регистрационные действия, фигурирует в преступлении, числится в угоне, сотрудник МВД сразу это увидит по базе, избавив вас от лишних проблем. Как новый владелец, сохраните себе в закладки каталог запчастей для мотоцикла Днепр МТ, чтобы при необходимости обращаться к нему, ведь неизбежно техника будет ломаться.
Документы для езды на мотоцикле Днепр
Мотоцикл Днепр с двигателем 650 или 750 “кубиков” требует наличия прав категории А. Поступить на обучение в автошколу можно с 16 лет (с разрешения родителей). После получения прав в МРЭО разрешено выезжать на дороги общественного пользования. Стоимость прав категории А составляет 5000-10000 грн в зависимости от выбранной автошколы. Постановка на учет мотоцикла Днепр в Украине обойдется в 623 грн на 2023 г вместе с выдачей номеров и госпошлиной.
Тюнинг мотоцикла Днепр
Большого выбора элементов тюнинга для мотоцикла Днепр не существует, но есть ряд товаров, которые улучшат внешний вид или характеристики мототехники. Например:
- чехлы для колясок или запасок защитят от дождя, песка, снега;
- наклейки в виде названий мотобрендов сделают дизайн более интересным;
- инновационная тормозная система повысит безопасность;
- другая форма глушителя изменит звук выхлопа;
- нередко устанавливают новый руль и зеркала;
- популярны резиновые накладки на бак, защищающие емкость от ударов.
Установка современного карбюратора помогает сократить расход бензина. Еще один популярный вид тюнинга мотоцикла Днепр – монтаж ксенона вместо штатной фары, что повышает видимость в темное время суток.
Отзывы о мотоцикле Днепр от настоящих владельцев
- Максим, 25 лет, 5 лет катания: Считаю мотоцикл Днепр МТ-9 одним из самых надежных и простых. Хотя он давно морально устарел, я с удовольствием использую его для выезда на природу, пикников, воскресных поездок. Нравится дорожный просвет, дизайн, разрешенная масса для перевозки.
- Кирилл, 33 года, 8 лет катания: Днепр МТ-11 очень хороший аппарат и один из самых доступных на рынке. Но требуется “понимать” его, не жалеть средства на качественные запчасти к мотоциклу Днепр, ухаживать. Тогда он будет меньше ломаться и больше радовать владельца.
- Антон, 42 года, 13 лет катания: Считаю Днепр МТ-16 почти мини-трактором в хозяйстве. Он не застрянет на огороде, можно привезти урожай, дрова. Есть фаркоп, чтобы тягать прицеп. У меня сохранилось даже ветровое стекло, поэтому на трассе не дует ветер в лицо.
Вопрос-ответ о мотоцикле Днепр
Какой мотоцикл Днепр лучше купить на вторичном рынке?
Самым удачным по характеристикам считается Днепр МТ-11. Именно их было произведено больше всего, а соответственно и купить запчасти для Днепр МТ-11 будет проще.
Можно ли ездить на мотоцикле Днепр без коляски?
Да, можно. Только помните, что вес мотоцикла Днепр МТ без коляски около 200 кг, поэтому держите баланс – если упадете, поднять будет тяжело.
Какой вес можно перевозить на мотоцикле Днепр?
Большинство моделей с коляской рассчитано на грузоподъемность 260 кг. Отнимайте свой вес, 1-2 пассажиров, и вы узнаете, сколько еще останется для багажа.
Трудно ли найти качественные запчасти на мотоцикл Днепр?
Сегодня оригинальные запчасти для мотоциклов Днепр не достать, поскольку завод выкуплен и закрыт. Но качественные аналоги выпускают Польша, Турция, Китай и другие страны. Вы всегда можете найти запчасти ко всем моделям мотоцикла Днепр в нашем интернет-магазине.
Можно ли использовать мотоцикл Днепр на дальние расстояния?
Если вовремя менять масло и другие расходники, использовать качественные запчасти, то на мотоцикле Днепр можно ездить не только по грибы в лес, а путешествовать на 300-500 км в день.
0 комментариев