Электронное зажигание на скутерах с 2-тактными двигателями относится к бесконтактному типу. Оно обеспечивает стабильную работу ДВС по сравнению с контактным зажиганием, используемым на мопедах из СССР. Но периодически с ним возникают проблемы, о которых я, как мастер по ремонту мототехники, знаю не понаслышке. Сегодня я расскажу, как выставить зажигание на скутере 2Т и какие запчасти для ремонта электронного зажигания из МотоЗилла вам могут понадобиться.
Как работает система зажигания на скутере
Чтобы разобраться, как выставить зажигание на 2-тактном скутере, сперва опишу особенности работы электронной системы:
- В генераторе магнето есть жестко зафиксированные катушки с медной обмоткой.
- На валу размещен колокол, внутри которого имеются постоянные магниты.
- Вращение магнитов на коленвале приводит к возбуждению электромагнитного поля.
- Вырабатывается напряжение для заряда конденсатора в коммутаторе.
- Датчик холла определяет момент подачи импульса.
- Токовый импульс, через коммутатор, попадает в высоковольтную катушку, откуда поступает на свечу.
- Между электродами свечи происходит разряд (искра), от которой воспламеняется воздушно-топливная смесь.
Правильный момент подачи искры в камеру сгорания в народе называется оптимально выставленным зажиганием.
Признаки неправильно выставленного зажигания
Расскажу, с какими признаками неправильно выставленного зажигания я сталкивался на скутерах с 2-х тактными двигателями:
- осложненный запуск мотора;
- пропуски зажигания, когда в выхлопной трубе раздаются хлопки;
- снижение тяги;
- увеличение расхода бензина;
- из выхлопной идет белый или черный дым;
- ДВС глохнет, захлебывается;
- холостые обороты плавают.
Хотя причин для подобных симптомов много (свечи, высоковольтные провода, коммутатор, катушка и пр.), вполне вероятно проблема может оказаться и в неправильно выставленном зажигании. Но ненормальная работа двигателя, доставляющая дискомфорт водителю – не единственная опасность. Как мастер по ремонту, считаю важным рассказать, что происходит с самим 2-тактным мотором в таких ситуациях.
Что такое раннее и позднее зажигание
У мастеров существует такое понятие, как угол опережения зажигания. Под характеристикой подразумевается определенное количество градусов на маховике между метками. На первой метке происходит выход электрического импульса, а на второй – поршень достигает верхней мертвой точки (обычно обозначается буквой Т). Первая метка может не обозначаться на колоколе (просто на ее месте наварена специальная накладка) Исходя из соответствия меток реальному положению поршня, зажигание может быть правильным, а также ранним или поздним.
Вот как это работает, и какие могут быть последствия. При правильных настройках датчик холла срабатывает немного раньше, чем поршень достигнет верхнего максимального положения. В результате, когда воздух сжат, подается искра, смесь воспламеняется, что дает энергию для вращения. У большинства мопедов, которые мне приходилось ремонтировать, угол опережения составляет около 15 градусов.
Если зажигание раннее, искра подается преждевременно. Из-за того, что воздух в камере сжался недостаточно, смесь может хуже воспламеняться. Вот вам и проблемы с запуском при небольшом похолодании. Если на улице тепло, смесь загорится, давление возрастет, а поршень еще будет продолжать двигаться вверх. Это ускорит разрушение поршневой и коленвала.
Когда зажигание позднее, икра возбуждается при движении поршня вниз. Это влечет воспламенение смеси не только в камере, но и выход пламени в выпускной канал. Быстрее прогорит выпускной коллектор, глушитель. Вот почему важно знать, как выставить правильно зажигание на скутере с 2-х тактным ДВС.
Руководство, как выставить зажигание на скутере 2Т
Интересен факт, что электронное зажигание CDI выставляется на заводе, и не предназначено для регулировки. Но на своей практике я встречал случаи, когда оно сбивается, поэтому его приходится настраивать заново. Одна из причин – срезание шпонки, задающей правильное положение маховику с постоянными магнитами. Когда маховик смещается, генерирование искры уже не соответствует верхней мертвой точке поршня, что нарушает работу двухтактного двигателя.
Чтобы это проверить, необходимо открутить наружную гайку, извлечь шпонку и осмотреть ее. Убедитесь, что в собранном виде нет осевого люфта между осью и маховиком. Если есть люфт или шпонка срезана, установите новую. Тогда зажигание должно вернуться к заводским параметрам.
Еще одна поломка, встречающаяся в моей практике, – смещение положения катушек в генераторе магнето. Катушки расположены на общем основании, закрепленном двумя или тремя болтами. Из-за вибрации болты могут отпускаться, а положение основания смещается. Это тоже нарушает работу системы зажигания. Советую установить пластину так, чтобы болты размещались посередине регулировочных прорезей.
В редких случаях эти меры не помогают. Такое случается из-за заводского брака, когда зажигание изначально было неверно выставлено на заводе. Для решения проблемы мне приходилось срезать часть накладки на колоколе и наваривать ее продолжение дальше. Затем сварочный шов обрабатывался на токарном станке, чтобы иметь точную высоту по окружности. Именно на эту накладку реагирует датчик холла. Поэтому при неправильном размещении импульс генерируется в неверный момент. Но такой случай был у меня только один раз, поэтому в большинстве ситуаций вам это делать не придется.
Теперь вы знаете, как выставить зажигание на скутере 2Т, проверив шпонку и положение катушек. Если вам потребуются любые запчасти для ремонта китайских или японских мопедов, вы всегда найдете их в МотоЗилла, включая новый генератор магнето.
0 комментариев