Мотоциклисты и владельцы скутеров все чаще выбирают гелевые аккумуляторы ввиду их доступной цены и безопасности. Обычно батареи хватает на 10 лет при правильном использовании. Но нарушение правил эксплуатации значительно сокращает ресурс АКБ. Сегодня я расскажу, как восстановить гелевый аккумулятор, если у него упала емкость или визуально видно, что внутри стало мало геля. Дам советы на основе моего опыта, поскольку у меня своя мастерская по ремонту байков и мопедов. Также я сотрудничаю с МотоЗилла более 10 лет, хорошо разбираясь в качественных запчастях для мототехники.
Как устроен гелевый аккумулятор?
Сперва коротко опишу устройство гелевого аккумулятора, чтобы новичкам было понятно, что нужно делать для его восстановления. Внутри пластикового корпуса находятся привычные всем свинцовые пластины, выступающие электродами за счет разной полярности. Между ними залит электролит. Для того, чтобы он стал гелем, добавлен оксид кремния. Благодаря пастообразной, густой консистенции обеспечивается постоянный и максимальный контакт электролита с пластинами. Это важно, например, когда мотоцикл или скутер едет по кочкам. Более жидкие виды электролита в такой ситуации колышутся, теряя плотность контакта. Дополнительный плюс гелевого АКБ – повышенная безопасность на случай повреждения корпуса. Жидкость не станет брызгать во все стороны.
Признаки, когда нужно восстанавливать гелевую батарею
Гелевый аккумулятор считается необслуживаемым. Но уже спустя пару лет эксплуатации владелец может заметить, что уровень геля падает. Из-за этого уменьшается площадь контакта электролита со свинцовыми пластинами, что сокращает емкость батареи. Она начинает быстрее разряжаться. Возникает такое явление из-за зарядки повышенными токами, когда гель перегревается и начинает испаряться. Лишнее давление с частичками пара выходит через сбросной клапан. Если продолжать такую эксплуатацию, батарея может визуально высохнуть, оставшись без геля.
Еще одна проблема с гелевыми аккумуляторами, которую я заметил за время своей практики, – на пластинах появляется толстый слой оксида. Он тоже мешает нормальному процессу работы, сокращая площадь поверхности электродов. Такое явление случается из-за глубокого разряда гелевого аккумулятора. В процессе работы, по мере разряда, положительные свинцовые пластины немного покрываются мелкокристаллическим сульфатом. Когда начинается зарядка, он снова растворяется. Но при глубоком разряде наступает необратимый процесс. Удалить налет очень трудно.
Методы восстановления гелевого аккумулятора
Теперь опишу, на основании опыта мастера по ремонту мототехники, как восстановить гелевый аккумулятор, когда он высох или покрылся налетом. В обоих случаях главная проблема – снижение емкости. Чтобы ее повысить на высохшей батарее, нужно восстановить уровень геля. Хорошая новость в том, что сам кремний в электролите никуда не девается – испаряется только вода. Поэтому для восстановления АКБ потребуется долить воду. Советую покупать дистиллят в аптеке, а не в магазине мотозапчастей, поскольку медицинская дистиллированная вода максимально очищена.
Процесс восстановления гелевого аккумулятора выполняется в такой последовательности:
- Разместить батарею на ровной поверхности.
- Выкрутить пробки из резины, расположенные в верхней части корпуса.
- Вскрыть ампулу, бутылку или пакет с дистиллированной водой.
- Набрать жидкость шприцем и залить в первое отверстие на АКБ.
- Повторить процесс, пока вода не покроет пластины.
- Заполнить водой все «банки».
После этого рекомендую плотно закрыть резиновые крышки и потрясти аккумулятор. Дайте ему постоять 30 минут, а затем потрясите снова. Время необходимо на растворение засохшего геля. Взбалтывание позволяет тщательно перемешать содержимое для равномерной концентрации. После этого нужно заряжать АКБ в течение 5-10 часов до полного восстановления уровня заряда.
Когда на свинцовых пластинах имеется толстый слой сульфата. Просто растворить его водой не получится – необходимо воздействовать электричеством. Для этого советую задействовать специальное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов, у которого есть восстанавливающий режим. Работает оно методом чередования высоких и малых токов зарядки с паузами для разрядки. Благодаря меняющейся силе тока, меняется и температура то в большую, то в меньшую сторону. За счет этих физических процессов материалы внутри АКБ расширяются и сужаются, поэтому сульфат постепенно отстает от свинцовых пластин. Запаситесь терпением, поскольку в восстанавливающем режиме зарядная станция проработает около суток.
Когда гелевый аккумулятор не подлежит восстановлению?
Пытаться восстановить гелевый аккумулятор стоит не во всех случаях – порой это напрасная трата времени и денег. Вернуть АКБ мотоцикла или скутера в исправное состояние не получится при таких признаках:
- отложения на пластинах очень плотное, имеет толстый слой, не растворяется даже при длительном пребывании в дистиллированной воде;
- через прозрачный корпус видно повреждение свинцовых пластин, они начинают рассыпаться;
- значительно упала емкость батареи, она почти не берет заряд даже после добавления воды;
- наблюдается вздутие стенок гелевого аккумулятора.
В таких ситуациях, на основании своего опыта, рекомендую прекратить попытки реанимации и отправиться в магазин за новой батареей. Купить хороший гелевый аккумулятор для мотоцикла или скутера можно в МотоЗилла, выбрав подходящую силу тока, производителя и цену.
0 комментариев