Регулярные отключения света побудили многих задуматься об электрической автономности. И если одни купили бензиновые или дизельные генераторы, то другие задались вопросом, а можно ли сделать электростанцию своими руками. Мой ответ – можно, если есть навыки по электрике. Купив запчасти б/у, получится даже сэкономить. В этой статье я расскажу, как сделать генератор своими руками от сборки рамы, до подключения электрической части. Советы даю на основании своего опыта мастера по ремонту, владеющего собственной мастерской и более 10 лет сотрудничающего с МотоЗилла.
Изготовление рамы для генератора
Если у вас генератор будет стоять во дворе частного дома под навесом или в проветриваемом гараже, то можно сделать только нижнее основание. Рекомендую использовать профильную трубу 20х20 мм. На низ уйдет примерно 4 м. Размеры длины и ширины, например, 800х450 мм. Но здесь все зависит от габаритов двигателя и генерирующей установки, поэтому отталкивайтесь от этого. Для создания каркаса с обшивкой понадобится сварить и верхнюю рамку, соединив ее с нижней вертикальными стойками. Тогда уйдет около 8 м трубы.
На нижнем основании приварите поперечные ребра для закрепления двигателя и генератора:
- Просверлите в этих ребрах отверстия сверлом диаметром 10 мм.
- Вставьте снизу болты.
- Обварите их головки электросваркой.
- Наденьте на выступающие шпильки сайлентблоки от автомобиля с соответствующим внутренним диаметром.
Так вы сделаете подушки для двигателя, чтобы гасить вибрацию. С нижней стороны основания тоже можно приварить 4 короткие шпильки и насадить на них сайлентблоки. Это создаст дополнительную антивибрационную защиту и не позволит электростанции скакать по плитке. Бюджетный вариант – подложить два отрезка резинового шланга. Для стационарного применения вполне хватит. Обшить корпус можно листовым металлом 0,8 мм для защиты от дождя.
Подбор двигателя для генератора
Какую выбрать мощность бензинового двигателя для самодельного генератора, решать вам, в зависимости от того, какое оборудование требуется запитать в доме. Но запомните основное правило – мощность ДВС должна быть в два раза выше, чем генерируемая максимальная мощность электростанции. Например, если у вас электродвигатель на 3 кВт, то ДВС советую выбирать минимум на 6 л.с.
К нижним отверстиям двигателя рекомендую прикрутить пластину металла сечением 2 мм. В ней выполните прорези для регулировки положения силовой установки. Разместите ДВС с основанием на нижней опорной раме, притяните платформу гайками.
Подбор электродвигателя
Разбираясь в теме, как сделать генератор для частного дома, важно понимать, какой электродвигатель подойдет в качестве генерирующей установки. Вот основные параметры от меня:
- у электромотора должен быть короткозамкнутый ротор;
- он должен выдавать три фазы на 220 или 380 В;
- способ подключения – звездочка или треугольник.
Для закрепления электродвигателя потребуется вырезать пластину из металла толщиной 2 мм. В ней сверлятся отверстия и мотор прикручивается болтами. Затем из трубки диаметром 16 мм изготавливается шарнир. Два трубки привариваются к раме, а одна – к пластине-основанию с электромотором. Благодаря соединению всех трубок стальным штифтом получается поворотное основание. С противоположной стороны приваривается две гайки – одна на платформе электродвигателя, а вторая – на основании рамы. При помощи длинного болта будет происходить регулировка натяжения ремня между ДВС и электродвигателем. Размещаются эти агрегаты на раме друг за другом.
Расчеты по электрике для самодельного генератора
Далее предоставляют расчеты по электрике, чтобы правильно подобрать диаметры шкивов. Советую, чтобы электромотор работал с частотой не выше 1500 оборотов в минуту. На практике это может быть 900-1100 об/мин. Чтобы этого добиться, диаметр шкива электромотора должен быть больше, чем диаметр шкива бензинового двигателя.
Рекомендую использовать конденсаторы с напряжением от 400V. Подойдут версии и на 450V. Привожу фотографию с расчетами, сколько микрофарад потребуется для конкретной мощности самодельного генератора.
Например:
- для 2 кВт – 60 мф.;
- для 3,5 кВт – 100 мф.;
- для 10 кВт – 343 мф.
Поскольку у нас три фазы, то при подключении нужно разделить общую мощность на 3 и к каждой фазе присоединить конденсаторы именно с таким номиналом. Например, делая генератор своими руками мощностью 2 кВт, потребуется 3 конденсатора по 20 мф. каждый, что в сумме даст 60 мф. Но из своего опыта я понял, что еще лучше работает эта схема, когда на каждую фазу устанавливается не один конденсатор на 20 мф., а два с номиналом 17 и 3 мф. Тогда получатся чистые 230V.
Рекомендую при подключении конденсаторов загибать их клеммы и привязывать изолентой к корпусу. Тогда контакты не обломаются от вибрации в процессе эксплуатации.
Привод для генератора
Чтобы передавать крутящий момент от бензинового двигателя к генерирующей установке, купите ремень генератора. Подойдет модель 950. Если у вас шкив с двумя канавками, установите два ремня, тогда крутящий момент будет передаваться еще лучше.
Подключение
При подключении проводов к электродвигателю обязательно закройте ввод термоизоляционным кожухом. Это защитит изоляцию от разрушения в месте контакта с корпусом. К каждой фазе присоедините нужное количество конденсаторов, рассчитанное по предоставленным мной значениям. К одной из фаз подключите циферблат, чтобы видеть частоту, напряжение и потребление тока в амперах.
На корпусе рекомендую предусмотреть деревянный или пластиковый коробок, куда будет помещена вся электрика. Снаружи можно вывести вольтметр и три розетки для подключения нагрузки.
Теперь вы знаете, как сделать генератор своими руками, используя предоставленную мной инструкцию. Если знаний по электротехнике не хватает, лучше купить готовый генератор в МотоЗилла. Здесь представлены инверторные бензиновые модели с чистой синусоидой и дизельные электростанции. В интернет-магазине есть все необходимое для обслуживания вашего самодельного или заводского генератора, включая масла, ремни, фильтры и свечи.
0 комментариев