Всем привет! Я – Андрей, мастер по ремонту мотоциклов и скутеров, сотрудничающий с МотоЗилла более 10 лет. В мототехнике и агрегатах с бензиновыми двигателями часто используются различные реле. Это могут быть реле включения указателей поворота, реле стартера для запуска с кнопки и пр. В автомобилях их еще больше (дворники, фары и т. д.). Элемент небольшой, но играет важную роль в управлении электрическими цепями. Его выход из строя приводит к отказу оборудования. В этом обзоре я расскажу, как проверить реле на работоспособность при помощи мультиметра или других подручных средств.
Устройство и назначение реле
Сперва коротко рассмотрю устройство и назначение реле. Это поможет лучше понимать этот электрический узел, чтобы проверить его на работоспособность. Реле состоит из следующих элементов:
- магнитная катушка;
- магнитопровод;
- сердечник, на которой намотан провод;
- силовые контакты.
Принцип работы любого реле на мотоцикле, скутере, мотоблоке или другой технике заключается в следующем:
- На катушку подается небольшое напряжение.
- Проходя по виткам катушки образуется электромагнитная сила.
- Под действием электромагнитного поля замыкаются силовые контакты.
- Напряжение, поступающее по силовой линии переключается на другую.
Каждое реле настраивается на свою частоту работы, обеспечивая своевременную подачу питания и его отключение. Так происходит управление электрическими цепями. Само реле может включаться вручную пользователем или автоматикой, в зависимости от узла, на котором оно установлено.
Основные поломки реле
Разбираясь, как проверить реле своими руками без помощи мастера, упомяну, какие распространенные поломки с ним случаются. Из своего опыта отмечу, что самая частая – отсутствие замыкания силовых контактов. Это происходит из-за окисления внутри. Если наружные клеммы можно почистить, то внутренние не достать. Металл за пару лет окислился, создался токонепроводящий слой, устройство перестало выполнять свою функцию.
Вторая распространенная проблема на моей практике – обрыв обмотки катушки. В ней используются очень тонкие витки проволоки, рассчитанной на небольшое напряжение. Если в цепи произошел скачок, а предохранитель не сработал, перегорает катушка.
Как проверить реле мультиметром
Хотя реле стоит недорого, и купить его на всякий случай можно, чтобы было в запасе, все же нужно знать, как его проверить. Советую это сделать при помощи мультиметра. Сперва прозвоните обмотку катушки. Схему любого реле мотоцикла или скутера можно найти в интернете. Там есть обозначение выходов контактов и описание, к какой цепи они относятся. Проверяйте реле при помощи мультиметра следующим образом:
- Включите прибор и установите его на режим проверки сопротивления 200 Ом.
- Установите два щупа на контакты катушки.
- На дисплее при исправном реле должно быть 00. Цифры после запятой не имеют значения, хотя могут быть 00,3-00,4 Ом. Это нормально, реле рабочее.
- Когда показываются другие результаты, реле неисправно и его придется заменить.
После прозвона катушки, советую прозвонить вторую линию. На ней должно быть сопротивление в диапазоне 50-120 Ом. Затем переходите к проверке контактов реле. Установите щуп на общий контакт, а второй – на силовой. Должно отобразиться 00. При перестановке щупа на следующий силовой контакт должно отобразиться “1”, что означает разомкнутую линию. Все это указывает на исправность реле. Иные значения наоборот сообщат о поломке.
Проверка напряжением
Если у вас нет мультиметра, а проверка реле происходит в домашних условиях, советую воспользоваться источником тока 12В. Это может быть аккумулятор мотоцикла. Подайте питание при помощи двух проводов, установив зачищенные концы на клеммы катушки. Этим вы возбудите электромагнитное поле и побудите силовые контакты замкнуться. Внешне это проявляется в виде характерного щелчка. Сколько раз вы будете прикасаться проводами к клеммам, столько раз реле должно щелкнуть. Рекомендую, чтобы в комнате при проверке реле было тихо, иначе щелчок вы не услышите.
Проверка лампой и напряжением
Если проверка реле происходит в шумном помещении, но мультиметра по-прежнему нет, советую использовать более продвинутый метод. На реле нужно подать напряжение от аккумулятора, а на силовые контакты подключить лампочку 12В. Если она загорится, значит реле срабатывает. Если не загорится, значит катушка оборвана или нет замыкания на силовых контактах.
Зачастую корпуса различных реле неразборные. Поэтому при обрыве обмотки новую намотать не получится. Даже при банальном загрязнении контактов, которые можно было бы почистить, уже замыкание не произойдет. Поэтому вам потребуется купить новое реле, которое можно найти в каталоге интернет-магазина МотоЗилла. Здесь есть реле стартера и реле указателей поворотов. Остается только выбрать свою модель скутера или другой техники при помощи бокового фильтра.
0 комментариев