Как правильно сделать притирку клапанов: способы и методы проверенные на практике

Притирка клапанов в головке блока цилиндров двигателя мотоцикла или скутера ― это ремонтная процедура, которую можно сделать своими руками. Существует несколько способов. Мы выбрали два самых распространенных метода ― ручной и при помощи электроинструмента. Эта информация поможет вам самостоятельно восстановить работоспособность ГБЦ своего байка и сэкономить на работе мастера.

Как правильно сделать притирку клапанов

Как правильно сделать притирку клапанов

Зачем нужно делать притирку клапанов

Суть притирки клапанов заключается в создании плотного прилегания тарелки с фаской к седлу. Это обеспечивает герметичное перекрывание канала для правильной работы двигателя внутреннего сгорания. По мере эксплуатации клапана покрываются нагаром из-за сгорающего топлива. Постепенно слой сажи становится таким большим, что образуются щели в колодцах ГБЦ между тарелкой и седлом. При утрате герметичности выпускного клапана часть воздуха, необходимого для образования правильной пропорции смеси, выходит. Пламя проникает в выпуск, что приводит к прогоранию клапанов, ускоренному износу направляющих втулок. Щели во впускном клапане снижают компрессию, теряется мощность ДВС, возможны пропуски воспламенения смеси.

Внешними признаками нагара на клапанах выступают:

  • осложненный запуск двигателя;
  • самопроизвольная остановка мотора;
  • потеря мощности;
  • увеличение расхода бензина;
  • хлопки в выпускном или впускном коллекторе.

Дальнейшая езда только ухудшает состояние двигателя и повышает стоимость ремонта. Если топливная система и зажигание в норме, тогда снимают ГБЦ и смотрят состояние клапанов. Притереть можно старые, если на них нет глубоких раковин. В противном случае потребуются новые клапана, которые тоже нуждаются в притирке, поскольку седла в ГБЦ уже имеют свою выработку. Рассмотрим несколько проверенных способов, как правильно притереть клапана на мотоцикле своими руками.

Ручной метод

После разборки головки блока цилиндров необходимо извлечь клапана. Черный налет на тарелке и стержне удаляется при помощи мелкозернистой наждачной бумаги. Очищать поверхность нужно до блеска. После этого приступают к притирке рабочей зоны ― это фаска на тарелке и ответная часть на головке, называемая седлом.

Потребуется изготовить приспособление из стальной катанки диаметром 6-8 мм. Создается Т-образная рукоятка, чтобы было удобно вращать инструмент. Оставляется стержень длиной 15-20 см. На его торце приваривают стальную трубку длиной 3-4 см. Диаметр подбирается такой, чтобы ножка клапана заходила внутрь легко, но без люфта. Сбоку в трубке просверливается отверстие диаметром 4 мм. В нем нарезается резьба и подбирается соответствующий болтик. При помощи этого узла будет фиксироваться ножка клапана. Или можно купить готовое приспособление.

Сам процесс притирки ручным методом выполняется в такой последовательности:

  1. На фаску наносится специальная паста для притирки с частицами абразива.
  2. Клапан вставляется в направляющую.
  3. К его ножке присоединяется приспособление, затягивается фиксирующий болт.
  4. Приспособление вращается влево-вправо на 45 градусов, чтобы фаска терлась о седло.
  5. Периодически ножка поворачивается на 45 градусов по часовой стрелке, чтобы сменить положение тарелки относительно седла.
  6. Процесс повторяется до тех пор, пока обе поверхности не будут очищены от нагара. При этом на них не должно быть раковин.

Определить качество притирки можно по звуку. Сперва он скрежещущий, царапающий, а затем шуршащий. Это означает плотное совмещение сторон. Можно использовать двойную пасту (тюбик открывается с двух сторон). У нее есть более крупная и мелкая фракция абразива. Тогда притирание будет более точным. Процесс последовательно выполняется на всех впускных и выпускных клапанах. После этого они и ГБЦ очищаются от остатков пасты.

Притирка с помощью электроинструмента

Чтобы ускорит процесс притирки клапанов в ГБЦ двигателя скутера или мотоцикла, можно использовать дрель или шуруповерт. Потребуется другое приспособление ― резиновая трубка такого диаметра, чтобы она туго насаживалась на ножку штока. В противоположный торец вставляют шестигранник для закрепления в патроне шуруповерта. Это может быть обычная бита или отрезок шестигранного ключа.

Далее притирка клапана выполняется в такой последовательности:

  1. Фаска тарелки смазывается притирочной пастой.
  2. Шток смазывается моторным маслом, чтобы он меньше грелся внутри направляющей.
  3. Палец вставляется в посадочное отверстие.
  4. С обратной стороны ГБЦ к нему присоединяется через резиновую трубку дрель.
  5. На оборотах 300-400 в минуту с остановками запускается вращение.
  6. По окончании все детали протираются от смазки и пасты насухо.

Как проверить результат

Для проверки притертые клапана размещаются на места и закрываются. В колодцы заливается бензин. Если он не вытекает ― все получилось правильно. При протечке, процедуру повторяют заново. Во время такого ремонта вам могут потребоваться новые клапана, головка блока цилиндров, коромысла, направляющие, прокладки и другие детали двигателя. Все это можно приобрести у нас по разумным ценам.