Многих начинающих райдеров интересует, как переключать передачи на мотоцикле. Естественно, этому учат в автошколах, но если обучение было давно, освежить знания поможет наша статья. Материал будет полезен и ездокам со стажем, поскольку некоторые из них переключают передачи с ошибками (причем делают это годами), что вредит сцеплению, коробке и двигателю.
Схема переключения передач на мотоциклах
На японских, китайских, индийских мотоциклах и байках из СССР схема переключения передач одинаковая. Управление трансмиссией осуществляется при помощи ножного рычага, расположенного с левой стороны, если байкер уже сидит в седле. Первая передача, с которой нужно трогаться, включается нажатием рычага вниз. Далее рычаг поднимается вверх на один щелчок, что означает нейтральное положение.
Последующие поднятия рычага способствуют переключению коробки на 2, 3, 4, 5 передачу. У некоторых моделей японских байков есть 6-я передача для достижения более высоких скоростей. Управляться с рычагом удобнее всего носком левой ноги. В профессиональных мото-ботинках в этом месте предусмотрена специальная накладка.
Тренировка на заглушенном двигателе
Чтобы запомнить, как переключать передачи на мотоцикле, нужно многократно потренироваться. Цель ― чтобы действие выполнялось автоматически на рефлекторном уровне. Для этого тренируют мышечную память. Удобнее всего начинать упражнение на заглушенном двигателе ― мотор не ревет, нет шума и бензин не расходуется. Мотоцикл не в движении, а значит все максимально безопасно даже для новичка:
- Сядьте на байк, удерживайте равновесие за счет выставленной правой ноги с упором на асфальт.
- Левой ногой отрабатывайте включение первой передачи, переход на вторую, третью и т. д.
- Проработайте схему на повышение (1-2-3-4-5-6) и понижение (6-5-4-3-2-1-0).
Это упражнение пригодится, если во время движения нужно замедлиться. Тогда передачи последовательно снижаются. В отличие от автомобиля, по положению рычага коробки нельзя определить, какая сейчас включена передача. Поэтому их придется считать в уме.
Переключение передач на мотоцикле в движении
Когда вы разобрались, как включать передачи на мотоцикле с заглушенным двигателем, можно переходить к практическим занятиям. Выберите пустую стоянку, чтобы не отвлекаться на движение машин и людей:
- Установите рычаг в нейтральное положение (на некоторых приборных панелях это подтверждается загоранием зеленой лампочки).
- Запустите двигатель.
- Выжмите рукой скобу сцепления, расположенную слева.
- Установите рычаг на 1-ю передачу.
- Добавьте газа поворотом правой рукоятки.
- Постепенно отпускайте скобу сцепления и накручивайте газ, пока мотоцикл не поедет.
- Выжмите сцепление, переключите кулису на 2-ю передачу, когда обороты двигателя на тахометре достигнут отметки 3500 об/мин.
На старых советских мотоциклах без тахометра переключение передач происходит по спидометру. Сама схема переключения идентичная, как у современных байков, но форма рычага может отличаться. Есть версии с двойным рычагом, обеспечивающие упор пяткой. Тогда 2-3-4-5 передачи переключаются не носком вверх, а нажимом пятки вниз. Номера передач включаются на следующих скоростях:
- на 0-9 км/ч;
- на 10 км/ч;
- на 25 км/ч;
- на 40-45 км/ч;
- на 65 км/ч.
Обороты ДВС 3500 ― это оптимальное количество для переключения. Слишком низкое значение (2000-2500 об/мин) приведет к резкому торможению после включения следующей ступени, маслонасос будет слабо качать смазку. Слишком высокие обороты перегревают мотор, содействуют ускоренному износу деталей, перерасходу бензина. Если неправильно переключать передачи на мотоцикле, может потребоваться ремонт. Купить качественные запчасти для мотоцикла можно в нашем интернет-магазине МотоЗилла. У нас есть: кулисы коробки, муфты переключения, планетарные шестерни, сцепление и пр.
0 комментариев