Про что говорит цвет свечей зажигания мотоцикла/скутера

Меня зовут Андрей, и я с 2020 года занимаюсь ремонтом мотоциклов и скутеров, а с МотоЗиллой уже сотрудничаю более 10 лет. На основании своего опыта я могу только взглянув на свечи зажигания мотоцикла или скутера, определить правильность настроек карбюратора, состояние двигателя и других систем. В этом обзоре я поделюсь своими секретами, о чем может “рассказать” цвет свечей зажигания. Тогда вы сможете проводить элементарную диагностику своей двухколесной техники самостоятельно.

Какой должен быть правильный цвет свечи зажигания

В инструкции по эксплуатации к большинству мотоциклов, скутеров, мопедов написано, что правильный цвет свечей зажигания должен быть светло-коричневым или светло-серым. Это означает, что топливо смешивается с воздухом в нужной пропорции, а нагар от сгорания смеси самоудаляется под воздействием температуры и вибрации. Если вы во время профилактической проверки выкрутили свечи и они имеют такой цвет, значит ничего делать не нужно ― достаточно проверить щупом зазор между электродами.

Но, на основании своего опыта, отмечу, что у двигателей мотоциклов с воздушным охлаждением, допустимо сместить настройки карбюратора, подняв иглу. Это обогатит смесь, а на юбке свечи добавится немного черного цвета. Такая мера необходима, поскольку после выхода на рабочую температуру, в камеру сгорания будет поступать уже меньше бензина, пропорции смеси сместятся в сторону обеднения. Возможен перегрев ДВС.

Еще я, как мастер, рекомендую изменять настройки карбюратора в сторону обогащения смеси с наступлением холодов. Это тоже защитит мотор скутера от перегрева. Но эта рекомендация актуальна только для тех, кто эксплуатирует двухколесную технику зимой.

О чем “говорят” другие цвета свечи зажигания

Далее я расскажу, какие еще варианты цвета свечей зажигания возможны на мотоцикле или мопеде, и что является причиной происходящего:

  • Черные сухие свечи с характерным “пушистым” налетом означают, что воздушно-топливная смесь переобогащенная. Бензин не успевает полностью сгореть, поэтому его частицы оседают на электродах. Нужно на карбюраторе опустить положение иглы, сократив подачу топлива. Еще одна причина черного сухого налета на свечах зажигания мотоцикла ― забитый воздушный фильтр. Соответственно, в камеру сгорания попадает меньше воздуха, необходимого для полноценного сгорания топлива. Если виноват воздушный фильтр, тогда вы ощутите и падение мощности. Ремонт простой ― замените фильтр на мотоцикле.
  • Черные мокрые свечи с блеском ― это несанкционированная подача масла. В мотоциклах с двухтактным двигателем не соблюдены пропорции бензина и смазки. У 4-тактных версий ДВС это означает, что пропускают маслосъемные кольца. Необходимо снятие ГБЦ и замена колец. Если не поможет, значит уже изношены стенки цилиндров (имеется эллиптическая выработка), поэтому понадобится капремонт мотора.
  • Белый цвет свечей зажигания скутера ― это признак обедненной смеси. Дальнейшая езда без вмешательства мастера грозит прогаром выпускных клапанов от перегрева. Среди сопутствующих признаков вы почувствуете более тугое переключение передач. Чтобы предупредить дорогой ремонт, отрегулируйте карбюратор, добавив топлива.

Еще в моей практике встречались “цветные” свечи, электроды и юбка которых покрыты красным, желтым или кремово-белым налетом. Зачастую он появляется из-за топливных присадок, используемых для повышения октанового числа. Советую сменить заправку. Если топливо качественное, значит это присадки в масле. Пары смазки проникают в камеру сгорания и оставляют такой след. Свечи не будут самоочищаться, поэтому потребуется регулярно их выкручивать и счищать налет щеткой по металлу. Но я советую перейти на другое масло, пакет присадок которого не будет иметь таких побочных эффектов.

Свечи мотоцикла или скутера относятся к расходным элементам, поэтому их нужно регулярно менять даже при нормальном цвете электродов. Купить качественные свечи зажигания по доступным ценам можно в интернет-магазине МотоЗилла.