Нужны ли права на мопед: полный гайд

Всем привет! Меня зовут Андрей. Хотя моя основная деятельность – ремонт мотоциклов и скутеров в своей мастерской, мои клиенты попутно спрашивают у меня, нужны ли права на мопед. Я хорошо разбираюсь в этом вопросе, поскольку люблю мототехнику и все, что с ней связано. Еще я сотрудничая с МотоЗилла более 10 лет, помогая всем райдерам выбирать качественные запчасти для ремонта. В этой статье я дам полный гайд по теме необходимости прав на мопед, рассмотрев разные ситуации с типом привода и количеством “кубиков”.

Что считается мопедом и какие права на него нужны?

Чтобы разобраться, нужны ли права на мопед в Украине, давайте уточним, о каком виде техники идет речь. В ПДД пункте 2.1 отмечено, что мопедом считается “механическое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 см³”. Техника свыше 50 см³ определяется законодательством уже как мотоцикл, хотя внешне может ничем не отличаться от скутера.

Что же касается электрических мопедов, то разделение пришлось на характеристику 4 кВт, генерируемую электродвигателем от батареи. До 4 кВт – это скутер, а свыше 4 кВт – уже электромотоцикл. Законодательство установило, что для управления мопедами (ДВС до 50 см³ или 4 кВт) необходимы права категории А1. Поступить в автошколу для обучения на эту категорию можно с 14 лет. А вот выезжать на дороги общественного пользования – только с 16 лет.

Если объем двигателя 50 см³ и более, то даже наличие водительского удостоверения с категорией А1 не дает полномочий передвигаться на нем. Здесь уже нужны права категории А. Обучаться можно с 16 лет, а выезжать на дороги – с 18 лет.

Откуда родился вопрос?

Если в законодательстве ясно объясняется, нужны ли права на мопед, то откуда вообще появился такой вопрос? Дело в том, что эта норма закона была введена в 2011 году. До 2011 года права на мопед с объемом двигателя до 50 см³ были не нужны. Например, у одного из самых популярных мопедов прошлого – “Карпаты” был один цилиндр с объемом 49,9 см³. Мощность была нормальная, но регистрировать его было не нужно, да и права тоже получать не требовалось. Поэтому на нем гоняли не только дедушки на рыбалку, но и подростки.

Сдавать экзамены по ПДД было не нужно. Но ведь такая техника ездила по дорогам общественного пользования. Незнание правил дорожного движения приводило к недоразумениям и печальным последствиям. Чтобы пресечь это и повысить безопасность на дорогах, был введён новый закон, обязывающий получать права для управления всеми мопедами с двигателями внутреннего сгорания. Их регистрация в сервисном центре МВД тоже обязательна.

Что будет, если ездить на мопеде без прав?

Нужны ли вам права на малокубатурный мопед в рамках действующего законодательства – решайте сами. Но обязан предупредить о текущей административной ответственности. Если вас остановит сотрудник полиции и вскроется отсутствие водительского удостоверения, первый штраф составит 3400 грн. А ведь почти столько же стоит обучение в автошколе на категорию А1. Повторное нарушение влечет штраф в размере 40800 грн. А за такие деньги уже можно Таврию купить, а не просто сдать на права на мопед.

Исключения из правил

Разбираясь, нужны ли права на мопед, отмечу, что есть такая категория мототехники, на которой можно ездить без водительского удостоверения. В ПДД Украины сказано, что электромопеды с мощностью до 3 кВт не считаются механическими транспортными средствами. Они приравниваются к велосипедам и прочим видам транспорта, на которых можно передвигаться дорогами общественного пользования, не имея прав.

Советую только возить с собой документы, подтверждающие низкую мощность вашей техники, чтобы избежать споров с сотрудниками полиции, если у них возникнет вопрос относительно наличия водительского удостоверения. Ведь выглядеть электромопед может довольно мощно, даже напоминать по виду мотоцикл, но при этом двигатель будет выдавать 1000-2000 Вт.

Теперь вы получили полный гайд по теме, нужны ли права на мопед. Владея скутером, кроме трат на обучение и получение водительского удостоверения, вам придется периодически тратиться на запчасти, ведь любая техника время от времени ломается. Найти качественные детали для японских и китайских мопедов всегда можно в МотоЗилла. В интернет-магазине вы подберете масла и фильтры для обслуживания (воздушный, топливный, масляный), шины и все необходимое для ремонта.