Как заряжать гелевый аккумулятор: важные правила

Некоторые новые мотоциклы с завода оснащаются гелевыми аккумуляторами. Еще владельцы байков сами покупают гелевые АКБ, надеясь на их долгий срок службы. Но только столкнувшись с разрядкой емкости узнают, что правила зарядки для таких батарей совсем другие. Сегодня я расскажу, как заряжать гелевый аккумулятор, чтобы это было безопасно и сохранило потенциал АКБ. Напомню, что меня зовут Андрей, и у меня своя мастерская по ремонту мотоциклов и скутеров, поэтому опыт в этой сфере огромный. Как партнер МотоЗилла, я помогу выбрать нужный АКБ и зарядную станцию к нему.

Зарядка аккумулятора на мопеде

Зарядка аккумулятора на мопеде

Что такое гелевый аккумулятор

Перед обсуждением проверенных мною способов, как заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла или скутера, немного опишу, что из себя представляет данный тип АКБ. Принцип накопления электроэнергии в нем аналогичен кислотным батареям с электролитом. Но сама жидкость внутри загущена до состояния геля при помощи присадки оксида кремния. По консистенции гель напоминает зубную пасту, только прозрачную. Это дает следующие преимущества:

  • гель устойчив к вибрациям во время езды мотоцикла;
  • вещество плотно обволакивает пластины, сохраняя стабильный контакт;
  • герметичный корпус не требует обслуживания в виде доливки электролита;
  • на мотоцикле можно выполнять сложные трюки с переворотами, поскольку гель стабилен, независимо от положения транспорта в пространстве;
  • при аварии и разрушении корпуса АКБ гель меньше загрязняет экологию и безопасен для райдера, ведь он не растекается так как кислота.

Аккумулятор на мопед

Аккумулятор на мопед

Отмечу, что сравнивая цены на гелевые аккумуляторы с кислотными, первые явно выигрывают, поэтому байкеры стараются купить именно их.

Особенности гелевых АКБ

Как мастер по ремонту скутеров и байков, я сразу изучил конструкцию и принцип работы гелевых батарей, чтобы понимать, с каким проблемами столкнутся мои клиенты. Гелевые аккумуляторы продаются с пометкой GEL или GEL TECHNOLOGY. Чаще всего они выпускаются с характеристикой выдаваемого тока 12V, а по силе тока бывают от 4 до 9 А. И если по выходным показателям они не отличаются от свинцово-кислотных, то по входным для восполнения емкости существует значительная разница.

Например, гелевые аккумуляторы с силой тока 4 А можно заряжать током 0,4 А в течение 10 часов (характеристика может быть прописана на корпусе после словосочетания charging current или charging method). Некоторые модели поддерживают функцию быстрой зарядки с показателем не более 2 А. Вот здесь и возникает вопрос, как заряжать гелевый аккумулятор, ведь обычное зарядное устройство выдает силу тока 4-8 А. Еще одна сложность ― величина входящего напряжения ― она не должна превышать 12,3В, а автомобильные зарядные станции трансформаторного типа подают до 15-16В.

Последствия неправильной зарядки

Если подключить гелевый аккумулятор к такому устройству, возникнет повышенная температура между свинцовыми пластинами и густым электролитом. Выделится вода, вещество расслоится, что ухудшит рабочие характеристики. В результате вместо 10 лет такая АКБ прослужит 1 год. Нагретая внутри вода начнет испаряться, создастся давление газов, аккумулятор может вздуться или даже взорваться. О таких последствиях мне не раз рассказывали клиенты в моей мастерской.

Как правильно заряжать гелевый аккумулятор

Советую не пренебрегать правилами зарядки гелевых аккумуляторов, о которых я сейчас расскажу. Конечно, проще купить специальное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов, которое рассчитано на работу именно с такими батареями. Но можно обойтись и обычным автомобильным, только оно должно соответствовать определенным параметрам:

  • это должен быть инверторный аппарат, а не трансформаторный, чтобы выдавать точные значения тока;
  • принцип работы должен быть импульсным, что позволит избежать перегрева;
  • обязательны ручные или полуавтоматические настройки для понижения силы тока и напряжения, чтобы достичь допустимого уровня по входным параметрам.

Далее для зарядки гелевого аккумулятора следуйте такому порядку:

  1. Подключите фиксаторы от зарядной станции к клеммам АКБ согласно полярности.
  2. Установите силу тока на уровне 10% от рабочей величины батареи.
  3. Выставьте напряжение до 14,4В.
  4. Периодически проверяйте температуру аккумулятора рукой.
  5. Если корпус сильно горячий, отключите аппарат, дождитесь остывания, проверьте правильность настроек зарядного устройства, повторите процесс.

Теперь вы знаете, как заряжать гелевый аккумулятор правильно, чтобы его не вздуло. Если вы уже столкнулись с проблемой и испортили свою АКБ, выбрать новую на 6 или 12V можно в магазине МотоЗилла. Так же здесь вы найдете зарядные станции для гелевых аккумуляторов, поддерживающие ток зарядки от 1 А.