Как проверить коммутатор на скутере?

Без коммутатора скутеры с системой зажигания CDI не работают. По сути, коммутатор ― это и есть само CDI (Capacitor Discharge Ignition), который обеспечивает генерацию искры для катушки зажигания, чтобы она могла функционировать независимо от наличия внешнего источника питания. Когда мопед не заводится, последовательно проверяют всю цепь, начиная со свечи. Но у некоторых моих клиентов возникает вопрос ― как проверить коммутатор на скутере? Сегодня я ― мастер по ремонту мотоциклов и мопедов ― дам ответ и объясню простым языком, что может сделать даже новичок для проверки исправности CDI. Напомню, что я имею большой опыт в ремонте мототехники, и 10 лет сотрудничаю с МотоЗилла, помогая людям подбирать качественные запчасти.

Устройство коммутатора на скутере

Чтобы разобраться, как проверить коммутатор на скутере, сперва расскажу его устройство. Это даст представление о внутренних компонентах. Блок имеет черный прямоугольный корпус с двумя фишками контактов ― в одной 4 штыря, а во второй ― 2. Внутри корпуса находятся:

  • Диодный мост для выпрямления переменного тока, генерируемого магнето, в постоянный.
  • Конденсатор, накапливающий напряжение для импульса.
  • Тиристор, служащий выключателем цепи для цикличной работы.

Когда генератор магнето начинает работу, на витках его катушки образуется ток из-за действия электромагнитного поля. Далее он поступает на коммутатор. При помощи диода на входе напряжение выпрямляется, преобразуясь в постоянное. Оно начинает заряжать конденсатор. Достигнув определенного значения происходит разряд, поступающий на катушку зажигания. Тиристор перекрывает канал, и цикл повторяется. Вышедший импульс приходит на высоковольтную катушку зажигания, где напряжение возрастает до необходимого уровня, чтобы разжечь искру между электродами свечи.

Как проверить коммутатор на исправность

Если цепь не работает, советую проверить свечу и саму катушку с высоковольтным кабелем и надсвечником, Когда с ними все нормально или они заменены на новые, а мопед не заводится, переходит к проверке коммутатора, о чем я расскажу на основании моего опыта.

Чтобы проверить коммутатор на скутере, его необходимо демонтировать с транспортного средства. Далее процесс выполняется в такой последовательности:

  1. Найдите заряженный аккумулятор с напряжением 12V.
  2. Подключите к коммутатору питание от АКБ через последовательное соединение с мультиметром, установленным на вольты до 20В.
  3. Для этого один щуп вставьте в фишке в крайний правый разъем в нижнем ряду (это плюс).
  4. Второй провод от АКБ установите на средний разъем в верхнем ряду фишки.
  5. Если на мультиметре появилось значение 0,05В и оно постепенно снижается, значит коммутатор исправен.

Таким способом можно проверить новый коммутатор на скутере (который вы купили в магазине), или убедиться, что ваш старый исправен. Когда мультиметр показывает напряжение аккумулятора 12V, значит он просто выполняет роль транзитного устройства, и не способен накапливать и генерировать разряд на катушку. Если тестер ничего не показывает, это тоже подтверждает поломку CDI.

Если мультиметра у вас нет, есть еще один простой способ, как проверить коммутатор на скутере. Задействуется лампа накаливания с напряжением 3 Вт/12V. Она подключается к тем же контактам в фишке и к АКБ. Если она горит постоянно ярким светом или не горит ― коммутатор сломан. Когда лампа загорается и постепенно тускнеет, значит CDI исправен.

Теперь вы знаете, как проверить коммутатор на своем скутере, основываясь на опыте мастера по ремонту мототехники. Неисправные элементы CDI можно заменить, купив новые в МотоЗилла. Здесь есть коммутаторы к разным моделям скутеров, свечи, высоковольтные катушки, роторы магнето и другие запчасти.