Как правильно поставить диск сцепления на мотоблок

Всем привет! Меня зовут Андрей. Я владею мастерской по ремонту скутеров, мотоблоков и бензоинструмента. Хорошо понимаю устройство двигателей и сопутствующих механизмов, частые и редкие поломки. Могу посоветовать, как устранить ту или иную неисправность, а благодаря сотрудничеству с МотоЗилла более 10 лет подскажу, какие качественные запчасти лучше купить для ремонта. Сегодня я решил обсудить проблему, волнующую моих клиентов – как правильно поставить диск сцепления на мотоблок. Ситуация распространенная, когда диск феродо ставится неправильно. Рассказываю частые ошибки, показываю правильное положение и объясняю последствия ошибочной установки.

Устройство сцепления на мотоблоках

В легких мотоблоках украинского, китайского или корейского производства крутящий момент от двигателя к редуктору передается посредством ремня. Сцепление – это ролик, который создает натяжение привода или ослабляет его. Система открытая и простая. В тяжелых мотоблоках (бензиновых, дизельных) и мини-тракторах используется уже дисковое сцепление. Оно закрытого типа, обеспечивает плавное трогание агрегата весом более 100 кг.

Располагается дисковое сцепление внутри шкива редуктора, корпус которого выступает корзиной. Шкив получает крутящий момент от двигателя через ремень. Но редуктор не вращается, пока не сработает передача через сцепление. Само сцепление или диск феродо схоже с автомобильным, поскольку имеет две рабочие поверхности с фрикционными накладками, функционирующими внутри корзины. Они зафиксированы к основанию медными заклепками. Размещено основание на стальной ступице с внутренними шлицами для зацепления вала. В некоторых моделях тяжелых мотоблоков есть даже пружины в конструкции сцепления.

Распространенные случаи возникновения проблемы

Вопрос, как правильно ставить диск сцепления на мотоблок, возникает у моих клиентов в нескольких ситуациях:

  • Самая распространенная – покупка нового мотоблока, который поставляется в разобранном виде. Некоторые производители предоставляют комплект в виде конструктора, который приходится собирать самостоятельно. Вот здесь мои клиенты и задумываются – какой стороной устанавливать диск сцепления.
  • Вторая ситуация из моей практики – замена изношенного диска. Пользователь услышал скрежет, хруст, понял, что износились колодки, трут заклепки. Купил новый диск сцепления на мотоблок, разобрал узел и осознал, что не запомнил, как все было устроено, какой стороной стоял диск.
  • Третья ситуация, когда клиенты спрашивают, как поставить диск сцепления на мотоблок – наличие двух дисков феродо, что приводит неопытного пользователя в замешательство.

Как правильно поставить диск сцепления на мотоблок

Если у вас мотоблок с одним диском, имеющим фрикционные накладки, тогда последний устанавливается всегда выступающей частью ступицы к подшипнику с выжимными рычагами. Хотя внешне диск сцепления на мотоблок выглядит почти одинаковым с обеих сторон, втулка с внутренними шлицами с одной стороны выступает больше. Именно она должна быть обращены внутрь корпуса по направлению к подшипнику.

Для владельцев новых мотоблоков, получивших товар в разобранном виде, подсказкой будут следы краски. Такое я встречал на китайских сельскохозяйственных агрегатах. Их собирают, удостоверяются в исправности, затем выкручивают болты крышки, красят с пульверизатора саму крышку, после чего все разбирают и упаковывают. Через болтовые отверстия краска попадает на диск, поэтому при самостоятельной сборке ориентироваться можно по ней. На металлической поверхности втулки вы найдете три окрашенные точки – именно этой стороной нужно прикладывать диск сцепления к крышке.

Как правильно устанавливать диски при двойном сцеплении в мотоблоке

Больше всего, из моей практики мастера, путаницу вызывает конструкция мотоблока с двойным сцеплением. Здесь постоянно неопытные пользователи допускают ошибки. Запомнить, как правильно поставить два диска сцепления мотоблока не сложно:

  • Более глубокий диск, контактирующий с подпружиненной пластиной сцепления, устанавливается выпуклой частью ступицы вниз (по направлению к подшипнику).
  • Затем размещается уплотнительная стальная пластина с фиксацией в трех пазах.
  • Последним ставится второй диск феродо, у которого выступающая ступица должна оказаться снаружи. Она примыкает к крышке, фиксирующей общую конструкцию при помощи болтов.

Последствия неправильной установки диска сцепления

Отмечу, какие бывают последствия, если неправильно поставить диск или диски сцепления на мотоблок. Дело в том, что этот узел имеет ряд выступов и углублений, точно рассчитанных инженерами при разработке. Благодаря правильной сборке имеются необходимые зазоры для работы, а фрикционные накладки могут стачиваться примерно на 1,5-2 мм с каждой стороны. При этом не возникает посторонних звуков, двигатель плавно передает крутящий момент на редуктор.

Когда диск сцепления установлен неправильно, то заклепки ступицы (не накладок, а именно те, которые вокруг втулки) оказываются слишком близко к крышке и проставочной пластине. Первое время все работает нормально, пользователь не чувствует разницы. Но это не надолго. Уже при истирании накладок на 0,5 мм будет слышно трение, возникнет хруст при переключении. Дальнейшая эксплуатация приведет к тому, что ступица диска начнет бить о подшипник и испортит его. Для ремонта придется заменить не только сам диск сцепления на мотоблок, но и подшипник вала. Все необходимые запчасти для ремонта мотоблока любой марки вы найдете в интернет-магазине МотоЗилла.