Цепь бензопилы тупится от естественной деформации металла в процессе использования. Если оснастка попадает на гвоздь, саморез в дереве, или на камень, лежащий под бревном, то она повреждается гораздо быстрее. Это не только снижает производительность, но и вредит качеству работы. Инструмент трясет в руках, рез получается кривой, перегружается двигатель. Ниже описываю варианты ручной заточки цепи бензопилы и при помощи станка. Расскажу, что именно нужно точить и как это делать своими руками. Имею внушительный опыт по теме, поскольку содержу мастерскую по ремонту и обслуживанию бензоинструмента.






Как определить, что цепь нуждается в заточке?
Сперва опишу, по каким признакам вы можете понять, что пильная цепь бензиновой пилы затупилась. Среди основных показателей:
- деревянные опилки, вылетающие из-под шины, стали слишком мелкими;
- снизилась скорость пропила;
- шину клинит в бревне;
- рез получается косой (чаще всего он становится не вертикальный, а полукруглый).
При визуальном изучении пильной цепи видно завальцовку кромки на режущих зубьях. Это означает, что пришло время точить оснастку. Но не все новички знают, что именно нужно делать.
Что нужно точить в пильной цепи бензопилы?
При ручной или станковой заточке цепи бензопилы важно понимать, что именно нуждается в заточке. Каждая пильная цепь состоит из звеньев и соединяется замком. С равными промежутками на оснастку устанавливается режущий зуб. Он бывает правый и левый (определяется по стороне загиба верхней полки).
Каждый зуб имеет две режущие грани – горизонтальную (верхнюю) и вертикальную (боковую). На них установлен угол заточки с завода, который бывает от 25 до 35 градусов. Чем меньше угол, тем лучше полотно пилит твердые породы дерева. Чем больше угол, тем быстрее идет работа, но это применимо для мягких пород, например сосны.
Затачивать необходимо именно две эти кромки – горизонтальную и вертикальную. При этом важно сохранить установленный на заводе угол заточки, иначе можно испортить всю оснастку. Тогда придется покупать новую цепь на бензопилу.
Пошаговая ручная заточка цепи бензопилы
Даю инструкцию по ручной заточке цепи бензопилы, чтобы вы могли сделать это самостоятельно дома. Для процесса нужны тиски и круглый напильник. Работа выполняется в такой последовательности:
- Цепь вместе с шиной (снимать не нужно) зажимается в тисках так, чтобы возвышаться на 20 мм над поверхностью прижимных губ.
- Маркером отмечается место начала заточки.
- Напильник заводится в режущий зуб, выставляется под заводской угол.
- Движениями от себя правится режущая кромка. Достаточно три прохода.
Держать напильник нужно так, чтобы он подходил снизу к горизонтальной полке зуба. Благодаря такому положению при проходе сразу точится верхняя и боковая кромка. Сперва пройдите все зубья, загнутые направо. Затем точно так все, загнутые налево. Ориентиром будет отметка маркером, которую вы поставили в начале.
Совет! Я заметил, что у новичков напильник может гулять. Это сказывается на правильности ручной заточки цепи бензопилы. Поэтому рекомендую использовать шаблон. Приспособление устанавливается на цепь. Оно уже задает правильный угол удержания напильника, не давая ему сместиться.
Выбирая приспособление для заточки, учитывайте шаг цепи. Он бывает 3/8, 0,325 или 0,375 дюйма. Первый вариант – самый популярный. У него и других зубья считаются низкопрофильными. На мощных пилах встречается показатель 0,404” с высокопрофильными зубами, но вряд ли вам придется работать такой оснасткой. Размер шага цепи на шаблоне указывается сбоку. Если выберете не тот – испортите пильное полотно.
Еще важно правильно выбрать диаметр круглого напильника для ручной заточки цепи бензопилы. Для самой популярной оснастки 3/8 нужен напильник диаметром 4 мм. Зубья с шагом 0,325 точатся напильником 4,5-4,8 мм. Большой шаг 0,404 требует размера 5,2-5,5 мм.
Заточка цепи бензопилы в станке
Станок для заточки цепей бензиновых пил рекомендую использовать только тем, кто занимается собственноручно заготовкой дров на зиму, включая валку деревьев. Это позволяет быстро восстановить режущую способность оснастки, не тратя много усилий. Работа в нем происходит в такой последовательности:
- Найдите замок на цепи и разъедините его.
- Снимите оснастку с шины и разместите в станке.
- Отметьте первый зуб черным или синим маркером.
- Зажмите цепь в пазу на рабочей части станка.
- Подоприте зуб специальным упором, повышающим надежность фиксации.
- Не включая диск, подведите его, чтобы определить правильность расположения цепи относительно камня.
- Если угол заточки не тот, поправьте расположение цепи путем вращения круглого основания рабочей части.
- Включите станок, опустите камень, заточив режущую кромку.
- Передвиньте цепь до следующего зуба, повторите операцию.
- Закончив обработку всех правых зубов, разверните основание рабочей части и пройдитесь теперь по левым зубьям.
Для качественной заточки достаточно соприкоснуться с камнем по одному разу. Переворачивая камень при последующей заточке, вы добьетесь его равномерного износа. Купить все необходимое для ручной заточки цепи бензиновой пилы или для обработки станком можно в MotoZilla. Еще здесь есть рабочая оснастка и сами бензопилы разных брендов.
0 комментариев