ТОП-6 самых популярных байков СССР от рассвета до заката (почти как у Тарантино)
Во времена СССР рынок был насыщен обилием тяжелых и легких мотоциклов, некоторые из которых эксплуатируются до сих пор. Предлагаем вам интересный краткий экскурс по самым крутым маркам советских мотоциклов, чтобы вспомнить, какими они были тогда и увидеть, как выглядят сейчас, спустя столько лет.
Кстати, даже модели, прекратившиеся выпускаться много лет назад, сохранились весьма хорошо благодаря большому обилию запчастей. Детали для вторичного рынка стали изготавливать различные бренды, поэтому подобрать любую запчасть даже к очень старому советскому мотоциклу можно в нашем интернет-магазине МотоЗилла.
Ява
Заветная иномарка
Ява – это самый крутой дорожный мотоцикл СССР, выпускавшийся в Чехословакии с 1929 г. Хотя в модельном ряду были четырехтактные версии, большая часть мотоциклов имела 2-тактные силовые установки объемом 250 и 350 “кубиков”. Техника выделялась мягкой подвеской, хорошими скоростями и конечно надписью Jawa. В 1980 гг количество советских мотоциклов Ява уже превышало 3 млн, поэтому к ним активно выпускались запчасти, доступные по всей стране. Немало таких байков тех времен эксплуатируется до сих пор.
После распада СССР производство резко сократилось, но затем постепенно возобновилось, хотя уже и в меньших масштабах. Сейчас бывшие советские мотоциклы выпускаются с двигателями Хонда и Rotax, совместно с индийским производством. Недавно были презентованы новые модели Jawa Forty-Two и Perak, сделанные в ретро-стиле.
Днепр
С замашкой на BMW
Мотоцикл выпускался на Киевском мотоциклетном заводе, основанном в 1945 г. Производство было сосредоточено на изготовлении тяжелых мотоциклов с коляской, хотя были в продаже и легкие версии.
Первый прототип советского мотоцикла Днепр – М72 был скопирован с немецкого BMW R71, использовавшегося в военных целях. По мере развития отечественного бренда мототехника постепенно отходила от стиля милитари и приобретала гражданский вид с объединенным двойным сиденьем, более красивыми обвесами.
Советские мотоциклы Днепр были с четырехтактными двигателями на 650 и 750 “кубиков”. Мощность варьировала от 26 до 36 л.с. Отдельно разрабатывались полицейские версии, генерирующие 42 л.с. Закат марки произошел в 2012 году, но в 2017 была в продаже винтажная серия мотоциклов, изобиловавщая хромом и декоративными накладками. Из старых моделей в нормальном состоянии сохранились сотни, а может и тысячи, поскольку запчасти к ним есть в большом ассортименте.
ИЖ
Романтика и практичность
Мототехника выпускалась в СССР с 1929 по 2008 гг на Ижевском заводе, откуда и получила свое название ИЖ. Легкие модели были гораздо доступнее заветной импортной Явы, поэтому стали более распространенными. Молодежь на них ездила на танцы, свидания, погулять, поэтому такие советские байки были синонимом романтики.
В то же время старшее поколение поняло всю практичность отечественного легкого мотоцикла с коляской, поэтому активно эксплуатировало агрегаты для поездки на рыбалку, по грибы, на огород, к родственниками за 200-300 км. Самые распространенные модели в СССР были:
- ИЖ Юпитер. Модель регулярно обновлялась, поэтому к названию приставлялась цифра 1, 2, 3 и т. д. Байк мог разгоняться до 125 км/ч при мощности 24 л.с. Грузоподъемность 170 кг позволяла свободно ездить вдвоем и перевозить груз. Ноу-хау было автоматическое выключение сцепления.
- ИЖ Планета. Аналогично были от Планета-1 до Планета-6. От Юпитера байк отличался высокой тягой на низких оборотах. Отдельная серия Планета-Спорт была заточена под скоростную езду.
- Опытные образцы Орион, Спринтер, Марафон. Они были сделаны на основе японского ДВС XT-550, отличались более современным видом и спортивными характеристиками.
История советского мотоцикла ИЖ закончилась в 2008 году, хотя в 2018 еще пытались разработать экскортную модель, но свету ее так и не явили. Сейчас байк может выглядеть как новый, если вовремя обслуживать его и чистить.
Минск
Спорт, спорт и еще раз спорт
Советские мотоциклы Минск выпускаются с 1951 г по сей день в Беларуси. Марка прошла ребрендинг и сейчас называется M1nsk. Специализируется на байках, скутерах, электровелосипедах. Изначально курс был взят на производство легких мотоциклов спортивного типа для кольцевых кроссов, например, Минск М-201К. В ассортименте были и дорожники.
Молодежь настолько загоралась модернизацией байков, что задирала “задницу”, меняла крылья и ставила прочий тюнинг, чтобы “железный конь” выглядел еще более спортивным. Благодаря таким переделкам советским хулиганам удавалось уйти от погони милиции, переехав через рельсы по шпале. Полицейские мотоциклы из-за малого клиренса на такое были неспособны.
Сейчас марка продолжает выпуск дорожников, эндуро, кроссачей, спортбайков, квадроциклов. Внешний вид стал более современным. Они такие же легкие. Купить запчасти к советскому мотоциклу Минск можно как оригинальные, так и аналоги, которых тоже хватает.
Восход
Грибы, рыбалка, охота
Недорогие советские мотоциклы Восход были больше похожи на мопеды с объемом ДВС до 175 см³. Одноцилиндровый двигатель на Восходе-3М содействовал снижению массы, поскольку был небольшим и имел одну выхлопную трубу. А вот у Восхода-2М было два цилиндра, поэтому предусматривалось две трубы, защита для колен и большое ветровое стекло. Еще были Восход с приставками:
- Люкс;
- Турист;
- Охотник;
- Пилот.
История марки закончилась в 1971 г. Даже сейчас можно найти М3 в хорошем состоянии, поскольку до сих пор к ним выпускаются запчасти.
Урал
Тяжелый и мощный
Мотоцикл выпускается на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1940 г до сих пор. В основном предполагается использование байка с коляской ввиду веса более 300 кг. Первые модели были сугубо военными, но затем наладилось серийное производство гражданских версий. Привод может передаваться на колесо коляски, повышая проходимость тяжелого байка.
Сейчас в продаже присутствуют такие модели как: Ретро, Патруль, Турист, Урал-Т, Gear-UP, Ретро-Соло. Интересно, что новые версии советского мотоцикла Урал заметно прибавили в качестве, поскольку запчасти теперь к ним выпускают импортные бренды. Например:
- карбюраторы Keihin (Япония);
- генераторы Denso (Япония);
- амортизаторы Sachs (Германия);
- дисковые тормоза Brembo (Италия).
Из рассмотренного делаем один простой вывод: владеть советским мотоциклом можно и сейчас, если вовремя обслуживать его и покупать хорошие детали.
0 комментариев