В прошлом в СССР выпускались простые, но надежные велосипеды. Производство было ориентировано на мужчин, женщин, детей и подростков. Модели служили долго, и порой передавались от отцов к детям. Даже сейчас мне ― мастеру по ремонту мопедов, мотоциклов и велосипедов, приходится иногда встречать экземпляры прошлого, попадающие ко мне в мастерскую. Достаточно заменить подшипник, цепь, смазать, и они еще поработают. В этом обзоре я решил привести ТОП-11 велосипедов СССР, которые хорошо себя зарекомендовали. Напомню, что меня зовут Андрей, и я сотрудничаю с МотоЗилла 10 лет.
Тахион
Тахион был разработан на Харьковском велосипедном заводе и выпускался с 1981 по 1992 года. Основное предназначение ― соревнования и тренировки на треке. Модель выделялась интеграцией импортных технологий, например, использованием титана и алюминия. Рама изготавливалась из итальянской трубы Columbus KL. Устанавливалась цепь от французского производителя Sedis. Примечательные особенности байка ― очень узкие ободы с шинами, низко расположенный руль, напоминающий рога.
Характеристики:
- База ― 1060 мм.
- Высота ― 530-600 мм.
- Масса ― 8,3-8,8 кг.
- Размер шин ― 27 дюймов.
- Длина шатунов ― 170 мм.
Турист
Еще одно детище ХВЗ ― велосипед СССР под названием Турист. Первый экземпляр сошел с конвейера в 1949 году. Предназначался для длительных поездок по шоссе, поэтому имел облегченную конструкцию, узкие шины и механизм переключения скоростей с 4 передачами. Передние и задние тормоза уже входили в заводскую комплектацию. В 1970-хх в модель был добавлен багажник, что позволяло взять с собой в дорогу дополнительный объем вещей или закрепить на нем рюкзак, разгрузив спину райдера. Я считаю, что этот велосипед СССР был самым практичным и прогрессивным на свое время.
Характеристики:
- База ― 1060 мм.
- Высота ― 540-600 мм.
- Масса ― 14,5 кг.
- Размер шин ― 28 дюймов.
- Длина шатунов ― 170 мм.
Украина
Велосипед Украина ― это самый массовый велосипед СССР, который был почти у каждого. Я в детстве на таком точно ездил. Модель экспортировалась в 30 стран мира. Начало производства приходится на 1926 год. Эта версия, претерпевая изменения, выпускается до сих пор, т.е. почти 100 лет. Сейчас появилась разновидность с заниженной перекладиной для женщин. Есть улучшенная комплектация с задней втулкой от чешского Velosteel. В полной комплектации байк имел: кобуру для ключей, передние и задние тормоза, звонок, фару, работающую от динамо-машины. Единственное, что мне не хватало на таком велосипеде ― нескольких передач.
Характеристики:
- База ― 1175 мм.
- Высота ― 580 мм.
- Масса ― 17 кг.
- Размер шин ― 28 дюймов.
- Длина шатунов ― 170 мм.
Аист
Выпускался в Минске. Подростковый велосипед с низкой рамой, которая складывалась пополам. Это была инновация в СССР, позволявшая легко уложить велик в багажник легкового автомобиля ― первый “трансформер”) В оснащение входила кобура, крепящаяся под седлом, багажник, фара, подножка. Но ехать пассажиром на таком багажнике было ужасно ― слишком низко (ноги касались земли).
Характеристики:
- База ― 1026 мм.
- Высота ― 480 мм.
- Масса ― 15 кг.
- Размер шин ― 15 дюймов.
- Длина шатунов ― 170 мм.
Салют
Еще один трансформер, умеющий складываться пополам. Косая перекладина делала его подходящим для мальчиков и девочек. Я запомнил этот велосипед СССР по его мягкому седлу, в котором было много поролона и две пружины ― амортизация превосходная. В детстве было модно обвешивать спицы катафотами, чтобы он мигал при попадании света. Продается такой велосипед и сейчас (с улучшенной рамой), поэтому запчасти на него остаются актуальными.
Характеристики:
- База ― 1090 мм.
- Высота ― 435 мм.
- Масса ― 14,8-15,5 кг.
- Размер шин ― 24 дюйма.
- Длина шатунов ― 190 мм.
Орленок
Подростковый велосипед выпускался с 1949 года. Был уменьшенной копией велосипеда Украина, только для райдеров возрастом 7-14 лет. Переходная модель оснащалась багажником. Отличительными особенностями были: раздвоенная рама и седло, немного откинутое назад. Специфичная конструкция рамы с двумя тонкими трубками вместо одной толстой позволила сократить вес на несколько килограмм.
Характеристики:
- База ― 975 мм.
- Высота ― 440 мм.
- Масса ― 12,5 кг.
- Размер шин ― 24 дюйма.
- Длина шатунов ― 140 мм.
Ласточка
Дизайн советского велосипеда Ласточка был скопирован с довоенного немецкого образца. Модель предназначалась для девочек, поскольку имела двойную скошенную раму. В полной комплектации включала: кобуру под седлом, боковое зеркало заднего вида, насос, закрепленный на вертикальной стойке рамы, фару, передний колодочный тормоз и задний барабанный. У некоторых версий были хромированные крылья. Такой тюнинг сильно их выделял.
Характеристики:
- База ― 975 мм.
- Высота ― 460 мм.
- Масса ― 12,5 кг.
- Размер шин ― 24 дюйма.
- Длина шатунов ― 140 мм.
Кама
Велосипед СССР для взрослых (обычно женщин, поскольку у них рост ниже, чем у мужчин). Имел U-образную раму с дополнительной перемычкой в самом низу. Она не мешала закидывать ногу и усиливала место складывания. Байк удобно складывался для перевозки в общественном транспорте, например, в автобусе или в электричке. Небольшой багажник с прижимом позволял закрепить портфель.
Характеристики:
- База ― 1000 мм.
- Высота ― 460 мм.
- Масса ― 14,6 кг.
- Размер шин ― 20 дюймов.
- Длина шатунов ― 170 мм.
Школьник
Самый маленький среди двухколесных велосипедов СССР. Предназначался для детей 8-10 лет. Служил переходной моделью к более взрослым. Имел V-образную раму без возможности складывания. Запомнился изогнутым рулем, выступающем на кронштейне вперед за стойку с вилкой. Оснащался багажником, задними барабанными тормозами, а также кожухом цепи.
Характеристики:
- База ― 875 мм.
- Высота ― 445 мм.
- Масса ― 9,5 кг.
- Размер шин ― 20 дюймов.
- Длина шатунов ― 110 мм.
Спутник
Известный спортивный велосипед СССР с рулем, похожим на бараньи рога. Внешний вид сразу указывал на принадлежность к спорту ― более тонкая рама и обода, узкие шины, металлические педали. Для переключения скоростей предусматривалось две звезды спереди и 4 сзади, что в сумме давало 8 передач. Но сам переключатель, по моему мнению, располагался неудобно ― на косой части рамы. Чтобы переключить скорость, приходилось низко наклоняться и отпускать руль одной рукой.
Характеристики:
- База ― 1070 мм.
- Высота ― 540-580 мм.
- Масса ― 14,2 кг.
- Размер шин ― 32 дюйма.
- Длина шатунов ― 175 мм.
Урал
Не мог, описывая велосипеды СССР, не упомянуть про Урал. Это прямой конкурент байка Украина, выпускаемый в Перми. Считался мужским велосипедом, наделенным увеличенной прочностью. Обладал повышенной проходимостью, поэтому на нем могли ездить по грунтовым дорогам, песку. Вместе с байком поставлялась аптечка, ремонтный набор. Ранние версии, имели, на мой взгляд, смешной руль, но посадка была удобной.
Характеристики:
- База ― 1160 мм.
- Высота ― 560 мм.
- Масса ― 14 кг.
- Размер шин ― 28 дюймов.
- Длина шатунов ― 165 мм.
Несмотря на то, что большинству представленных велосипедов СССР много лет, запчасти к ним можно купить в МотоЗилла. В каталоге вы найдете тормоза, седла, вилки, рамы и прочее.
0 комментариев