Скутер Yamaha: характеристики, модели, обзор, цены, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и тюнинг

Скутеры Ямаха известны во всем мире благодаря высокому качеству сборки и надежности. Выпускающая их компания имеет узкую специализацию, сконцентрировав производство на мотоциклах, мопедах, гидроциклах и снегоходах, а также лодочных моторах. Собственная исследовательская база помогает разобраться в различных недоработках, поэтому каждая последующая модель становится лучше предыдущей. Из этого обзора вы узнаете, как появился бренд, какие мопеды Yamaha самые популярные. Мы раскроем характеристики техники, дадим советы по ремонту и тюнингу, а также покажем, какие запчасти на скутер Ямаха вам могут понадобиться.

История возникновения бренда Yamaha

Торакусу Ямаха основал свою компанию в Японии в 1887 году. Но в начале она занималась выпуском музыкальных инструментов, где приоритетным направлением было фортепиано. Во время Второй мировой войны правительство Японии конфисковало у него завод Ямаха по обработке металла для своих нужд. А когда в 1954 году предприятие снова вернули владельцу, компания решила расширяться и заняться выпуском мотоциклов.

Это подразделение оформили как отдельную корпорацию Yamaha Motor Company Limited. Дело настолько пошло, что уже в 1960 году было создано дочернее предприятие для продажи техники в США. В 1964 году производство было перенесено на Тайвань, а затем в Индию. С 1982 года японский концерн сотрудничает с французским производителем мотороллеров Motobecane, что дало новый виток развития марки.

Первый мопед MF-1 имел скошенную раму для удобной посадки, квадратную фару и одноместное сиденье. Зато сзади разместился рамочный багажник для транспортировки груза. Мотороллер SC-1 получил двухместное сиденье с ручкой-перегородкой, но лишился багажного отсека. Но первые модели имели невысокий успех на фоне мотоциклов бренда. Однако все изменилось с версии Passol S50, которая весила всего 45 кг и могла развивать скорость до 35 км/ч.

Общие характеристики

Сперва компания выпускала мопеды Ямаха только с 2-тактными моторами, отличающимися простотой, высокой мощностью для своего размера, компактностью. Но постепенно приоритет перешел к 4-тактным версиям со стабильной и тихой работой, экономичным расходом топлива.

На рынок Украины такие скутеры Ямаха попали в середине 1990-х гг. Это были единичные экземпляры, привезенные моряками из Японии. В начале 2000-х гг такой техники с пробегом стало больше на рынке, поскольку начала налаживаться торговля, установились логистические пути.

Самые распространенные характеристики скутеров Ямаха на то время были следующими:

  • габариты – 1675х1040х670 мм;
  • снаряженная масса – 78 кг;
  • высота сиденья – 705 мм;
  • колесная база – 1180 мм;
  • тип двигателя – 4-х тактный;
  • ход поршня – 40,2 мм;
  • сжатие воздуха в цилиндрах – 7-12 атм;
  • мощность мотора – 4,3 л.с.;
  • вместимость топливного бака – 4,5 л;
  • на одной заправке запас хода – до 360 км;
  • способ запуска – комбинированный (кикстартер и электростартер);
  • объем моторного масла в картере – 0,7 л;
  • спецификация масла – 10W-40;
  • шины передние и задние – 80/100-10;
  • тормозная система – барабанная или дисковая;
  • грузоподъемность – 150 кг;
  • сиденье – полуторное с небольшим багажником;
  • фары – галогенные;
  • дисковые ободы.

Японские скутеры рассчитаны на бензин АИ-95, хотя наши пользователи заливали в них и АИ-92. Почти все модели были с воздушным охлаждением, но встречались модификации и с жидкостной системой.

Модели скутера Ямаха

Постепенно концерн развился и выпустил большое количество скутеров Ямаха. Среди особенно популярных моделей были или остаются:

  • Yamaha JOG. (фото+фото). Одна из самых распространенных модификаций. Конкурент Хонда Дио и Сузуки. Имеет объем ДВС 49,9 см³ и мощность 4,2 л.с. При оборотах 8500 в минуту мопед разгоняется до 60 км/ч. Небольшой вес 79 кг позволяет легко перекатывать скутер через ступени и другие препятствия. Через сайты, доставляющие технику б/у из Японии, такой можно заказать от 23000 грн.
  • Yamaha Champ. (фото+фото). В Украине известен с конца 1990-х гг, хотя модель была выпущена в 1984 г. Отличается квадратной фарой и дизайном в ретро-стиле. Примечателен мощностью 6,3 л.с., что неплохо для такого малыша. Сейчас его можно купить с пробегом от 8000 грн.
  • Yamaha Vino. (фото+фото). Одна из интереснейших версий скутера Ямаха по дизайну, относящая его к первым моделям. Весит легче остальных – всего 69 кг, поэтому получил распространение среди девушек. Имеет бак емкостью 5 л для большой дальности хода. Выпускался в разных цветах кузова, включая голубой, коричневый, золотой.
  • Yamaha Axis. (фото+фото). Мощный японский скутер Ямаха с двигателем, выдающим 6,8 л.с. при объеме 49,9 см³. Выпускался с карбюратором, вариативной коробкой передач и аккумулятором 12В/7 Ач. Это простой и выносливый японец, который даже спустя 20 лет, служит и остается надежным.
  • Yamaha GEAR. (фото+фото). Более современная утилитарная модель с 4-х тактными моторами. Имеет небольшой багажник над передней фарой и просторную заднюю площадку. Производитель наделил его одним из самых больших баков для скутера – 7,5 л. Но все эти изменения привели к увеличению снаряженной массы до 98 кг.
  • Yamaha Mint. (фото+фото). Скутер выпускался в течение 12 лет с 1986 по 1998 гг. Выдавал 4,3 л.с. при 5500 об/мин. Отличался компактными габаритами и небольшой высотой. В отличие от других моделей базировался на 8-дюймовых дисках, а не 10-дюймовых.
  • Yamaha BWS. (фото+фото). Японский мопед отличается инновационным дизайном с двумя круглыми фарами спереди, размещенными над самым крылом. Двухместное сиденье с рельефным разделителем позволяло с комфортом умещаться двум пассажирам. При этом разработчики смогли внедрить небольшой багажник сзади. Рабочий объем двигателя составлял 150 кубиков, а мощность – 10,8 л.с. На трассе мопед разгонялся до 100 км/ч. Выпускались версии BWS повышенной проходимости с агрессивным протектором, которые подходили не только для городской эксплуатации, но и бездорожья.
  • Yamaha Aerox. (фото+фото). Спортивный скутер Ямаха с шинами 130/60-13, 50-кубовым двигателем, и 7-ми литровым баком. Выпускается до сих пор. Подходит для трассы, поскольку разгоняется до 100 км/ч.
  • Yamaha MLN. (фото). Городская двухместная модель. Бывает с 4-х тактным мотором на 50 или 110 кубиков. Наделен электронным зажиганием CDI. Старшая версия выдает 7 л.с. и развивает скорость до 70 км/ч. Выпускается до сих пор.
  • Yamaha Cygnus. (фото+фото). Модель, увидевшая свет в 2007 году. Оснащается мощным двигателем 125 см³ с отдачей 11 л.с. Имеет высокое сиденья 785 мм, поэтому подходит для рослых людей. Базируется на 12-дюймовых колесах с литыми дисками. Инжекторный впрыск обеспечивает экономный расход горючего. С пробегом такой можно купить от 50 000 грн.
  • Yamaha ZUMA. (фото+фото). Утилитарная модель повышенной проходимости. Имеет раздвоенную оптику, широкое сиденье, протектор с выраженными грунтозацепами. Передние и задние тормоза – дискового типа. Мотор объемом 125 см³ выдает до 12,5 л.с. В скутере применена жидкостная система охлаждения и инжекторный впрыск.
  • YAMAHA TMAX. (фото+фото). Мототехника в формате макси-скутера. Имеет ветровое стекло, раздельное двухместное сиденье, красивые обтекатели. ДВС на 530 см³ генерирует 45 л.с. Большой бензобак 15 л позволяет реже останавливаться на заправках. Общий вес скутера составляет 216 кг. Размер дисков – 15 дюймов. С пробегом такие продаются от 2 до 10 тыс. долларов, а новый можно купить за 837 000 грн.

Такое изобилие техники на рынке привело к большому спросу на запчасти для скутеров Ямаха. Поэтому сам производитель и другие заводы продолжают их выпускать по разным ценам.

Скутер Yamaha: фото реальных владельцев

Ямаха: видео обзор скутера от владельцев

Запчасти на скутер Yamaha: основные расходники, что ломается чаще всего

Хотя японские мопеды Yamaha довольно надежные, периодически их приходится ремонтировать. Одни поломки наступают вследствие естественного износа деталей, другие – из-за конструктивных особенностей. Например, владельцы макси-скутеров жалуются на попадание капель дождя в отсек с аккумулятором, который расположен слева от руля. От этого окисляются контакты, пропадает питание. Еще у макси-скутеров Ямаха возникают проблемы с водяной системой охлаждения. Помпа может протекать, из-за чего падает уровень антифриза. Это приводит к попаданию воздуха в контур, перегреву мотора. Как следствие, ведет ГБЦ. Чтобы это предотвратить, нужно следить за уровнем в системе и вовремя заменить ремкомплект помпы. Если потек радиатор, его не паяют, а меняют на новый, чтобы не было неприятных сюрпризов в пути.

Среди других поломок, требующих ремонта и запчастей на скутер Ямаха, следующие:

  • Тормозная система. Падения или чрезмерное усилие при нажатии приводят к деформации рычага тормоза или сцепления. Трос тормоза растягивается, что ухудшает сведение колодок.
  • Трансмиссия. Ремонт вариатора чаще всего заключается в замене роликов. Они деформируются, ухудшается их работа по выводу шкива на крайнее положение. Реже приходится менять крыльчатки и щеку вариатора. Бывает растягиваются пружины колодок сцепления. Ремень вариатора – тоже относится к расходным элементам.
  • Электрика и зажигание. По электрике может потребоваться замена реле поворотов. Оно перестает мигать и лампа горит постоянно. Замок зажигания может сперва подклинивать редко, но потом и вовсе не провернуться. Катушка зажигания и коммутатор могут не выдавать необходимого напряжения для работы свечи. Случаются поломки реле стартера, из-за чего раздается хруст или невозможно запустить мопед с кнопки. Концевые выключатели перестают срабатывать, из-за чего отказывают другие системы.
  • Топливная система. Если карбюратор забился или течет, его можно почистить и заменить ремкомплект. Когда узел старенький, не хочется возиться с ним, проще купить новый карбюратор на скутер Ямаха. Периодически владельцам мопедов японского бренда приходится менять и топливные краны. Версии с инжектором, обеспечивающие экономное потребление горючего, требуют замены форсунки. Необходимо следить за целостностью топливных шлангов, которые протираются со временем.
  • Подвеска и ходовая. Езда по плохим дорогам приводит к изнашиванию амортизаторов. Если на штоках собирается грязь и реагенты, страдают уплотнители. В моделях с шаровыми опорами изнашиваются эти детали, сглаживающие неровности дороги.
  • Выхлопная система. Глушители забиваются внутри копотью, что сужает их пропускную способность. В результате скутер теряет тягу. Его можно прочистить или заменить на новый. То же самое относится и к колену глушителя.

Нередко владельцы скутеров Ямаха падают, что приводит к повреждению двухколесного транспорта. Тогда замене подлежат указатели поворотов, фары, пластик кожуха. Последний обычно паяется, шлифуется и красится с баллончика. Но можно купить новую обшивку. Рама довольно прочная и деформируется только при ДТП. Чтобы не греть для выравнивания металл, ослабляя его структуру, лучше купить новую раму на скутер Yamaha.

Капитальный ремонт двигателя скутера Ямаха обычно нужен спустя 100 000 км пробега. Но, если не ухаживать правильно за своей двухколесной техникой, вмешательство потребуется раньше. При этом замене подлежат поршневая группа и блок цилиндра. Если вскрытие и дефектовка показали, что в цилиндре нет задиров или эллиптической выработки, можно обойтись заменой колец или поршней. Вскрытие ГБЦ потребует замены прокладок двигателя. При полном капитальном ремонте меняют коленвал с шатунами, головку цилиндра, распредвал. Если не хочется тратить время на ремонт, тогда покупают двигатели в сборе и просто устанавливают их на мопед.

ТО для скутера Ямаха

Для бесперебойной эксплуатации скутера Ямаха важно соблюдать регламент ТО, установленный производителем. Он приводится в инструкции по эксплуатации. Если вы купили мопед с пробегом, тогда найти полную карту технического обслуживания вашей модели Yamaha можно в интернете. Вот общий регламент, подходящий для большинства 4-тактных моделей этого бренда:

  • замена масла в ДВС – 3000 км (заливается 10W-40, необходимо около 700 мл);
  • воздушный фильтр – 3000 км;
  • масляный фильтр – 3000 км;
  • масло в редукторе – 5000 км (вязкость 80W-90, необходимо 100 мл);
  • ремень вариатора – 5000 км или раз в 5 лет;
  • антифриз – 10000 км или раз в 2 года;
  • масло в вилке – раз в 2 года;
  • свеча зажигания – 5000 км или раз в 2 года.

Оригинальный ремень вариатора на скутер Ямаха прослужит 10000 км или 10 лет, но его цена высокая. Поэтому проще купить китайский аналог по доступной стоимости, хоть и с меньшим ресурсом. Свечи зажигания могут выйти из строя раньше. Это ощущается по пропускам зажигания, хлопкам, падению тяги. Тогда расходник меняется досрочно. У макси-скутеров Ямаха интервал обслуживания увеличен до 10-12 тыс. км пробега. Сам перечень расходных элементов идентичен.

Как правильно обкатать скутер Yamaha?

Когда сделали капитальный ремонт двигателя, некоторое время придется ездить помедленнее. Этот период называется обкаткой и составляет 1000-1500 км. Главная цель – не перегружать ДВС, пока у него нет полноценного отведения тепла через поршневые кольца. Именно через них двигатель в камерах сгорания отводит тепло от поршней к блоку. В момент трогания обороты должны быть не выше 50%. Максимальная скорость не должна превышать 45 км/ч. Когда кольца притерлись, мотор можно нагружать обычным способом. После 500 км обкатки меняется моторное масло, поскольку в поддоне скапливается мелкая стружка. Спустя положенный период обкатки смазка меняется еще раз.

Как правильно выбрать и купить б/у скутер Yamaha?

Японские скутеры Ямаха выбирают подростки, люди среднего и старшего возраста. Сферы эксплуатации зависят от конкретной модели. Если нужно ездить на работу, достаточно версии на 50 кубиков с мощностью 4-6 л.с. Для поездок на рыбалку, в магазин, выбирают утилитарную модель GEAR с передним и задним багажником. Для выезда на бездорожье пригодится ZUMA. Путешествия между городами Украины дадутся легче на более мощных скутерах TMAX или Cygnus.

При выборе мопеда б/у обращайте внимание на наличие потеков. Для этого попросите владельца не мыть двигатель, редуктор или вариатор. Жирные следы укажут на пересохшие прокладки, возможное масляное голодание узлов. Если все сухо, проверьте запуск. Предварительно потрогайте мотор рукой – он должен быть холодным. Если ДВС запускается сразу, значит компрессия и зажигание в норме. Осложненный запуск требует поиска причины и послужит основанием для торга. Осмотрите раму и другие металлические детали на предмет коррозии. Если она есть, то необходимо зачищать участок, грунтовать и красить. В противном случае в будущем придется менять всю раму.

Четырехтактные скутеры можно проверить дополнительно. Для этого заведите мопед и резко выжмите ручку газа несколько раз, подняв обороты до максимума. Из выхлопной не должно быть сизого дыма. Если он есть, значит кольца уже залегли, упала компрессия или в цилиндрах появилась большая выработка. Это повод значительно снизить цену или отказаться от покупки.

Документы для езды на скутере Ямаха

Какие необходимы документы для езды на скутере Yamaha зависит от объема двигателя. На моделях с моторами 49,9 см³ достаточно открытой категории А1. Для версий мопеда с моторами 110, 125 и более кубиков необходима категория А. Права можно получить в сервисном центре МВД после успешной сдачи теоретического и практического экзаменов. Чтобы быть допущенным для сдачи экзамена, нужна медицинская справка и подтверждение пройденного обучения. Стоимость расходов на это составляет 6000-10000 грн – все зависит от города. Для выезда на дороги общественного пользования потребуется регистрация техники в МВД и оформление страховки.

Тюнинг скутера Yamaha

Владельцы скутеров Ямаха, желающие улучшить внешний вид или характеристики своей двухколесной техники, могут прибегнуть к тюнингу. Среди возможностей изменения мопеда существуют следующие варианты:

  • Подогрев ручек. Подойдет для тех, кто эксплуатирует мопед до поздней осени или начинает ездить ранней весной. Улучшение не даст замерзнуть рукам на скорости.
  • Сигнализация. Заблокирует зажигание, не дав запустить мотор. Пригодится, если нужно ненадолго оставить транспорт под магазином или подъездом.
  • Кофры и багажные сетки. Аксессуары позволяют расширить место для груза, что оценят рыбаки или те, кто ездит на дачу, в магазин.
  • Аудиосистема. Выдает громкий звук, а плеером выступает смартфон. Позволяет слушать любимую музыку, передвигаясь на скутере.
  • Держатель телефона. Устанавливается на руль. Используется курьерами, чтобы показывать маршрут.
  • Колесные диски. Меняют образ штатного мопеда, за счет другого расположения спиц.
  • Накладки на глушитель. Защищают ноги от соприкосновения с разогретым металлом. Панель содержит надпись бренда, подчеркивая японское происхождение вашей техники.

Можно заменить полностью глушитель на новый с необычным дизайном, что тоже выделит ваш мопед Ямаха перед стоковыми версиями. Самый частый запрос владельцев – как увеличить максимальную скорость скутера YAMAHA GEAR. Для этого в вариатор устанавливается новая щека с меньшим диаметром, а также меняются ролики на более легкие. Это позволяет быстрее раскручивать трансмиссию и повышает крутящий момент. В итоге повышается максимальная скорость и маневренность.

Отзывы о скутере Ямаха от настоящих владельцев

Андрей, Yamaha Aprio Jog, время эксплуатации – 3 года

Купил новый японский скутер Ямаха. За 3 года ничего не делал, кроме замены фильтров и масла. Считаю эту технику самой надежной. Мопед уверенно едет 60 км/ч, динамики хватает. Понравилось, что блокируется переднее и заднее колесо, а также место, куда вставляется ключ. Даже с такой штатной противоугонной системой его трудно укатить, если вскроют гараж. Из минусов – громко тарахтит и расход бензина до 3,5 л.

Сергей, Yamaha GEAR, время эксплуатации – 6 лет

Считаю этот скутер самым красивым, неприхотливым и надежным. Хорошая динамика по городу. Мне с ростом 175 см очень комфортно на нем. По цене – это нормальная б/у техника, которая долго служит и редко ломается.

Иван, Yamaha Jog, время эксплуатации – 17 лет

Купил новый скутер и владею им почти 20 лет. Выбирал между Хонда Дио и Ямахой. О выборе не пожалел. Разгоняется быстрее Хонды, в эксплуатации простой. Из недостатков – для роста 181 см немного коротковат, но я привык уже. Еще у меня были сложности с покупкой ремкомплекта карбюратора. Поэтому советую найти хороший магазин с запчастями и заказать заранее, чтобы потом не тратить время на поиски и ожидания, когда потребуется ремонт.

Популярные вопросы и ответы про скутер Ямаха

Произойдет ли прирост мощности, если заглушить “экологию”?

На некоторых скутерах Ямаха есть элементы для снижения токсичности выхлопа. Если их заглушить, мощность не увеличивается. Может даже наоборот уменьшиться.

Существует ли оригинальный тюнинг Ямаха?

Корпорация YAMAHA не выпускает оригинальные детали для тюнинга. Зато это делают другие фирмы, а цена таких запчастей более доступная.

Как увеличить максимальную скорость 50-кубового скутера YAMAHA?

Для увеличения скорости меняют щеку (передний вариатор) и ролики. Потребуется диск меньшего диаметра и более легкие ролики. Это увеличивает скорость до 70 км/ч.

При езде по кочкам мопед Yamaha Jog 39 ZR издает посторонний звук – это нормально?

У всей линейки есть люфт редуктора заднего колеса, поэтому при езде без нажатия на педаль газа по неровной дороге возникает дребезжание, громкий металлический звук. Это не требует ремонта.

Правда ли, что у некоторых скутеров Ямаха проблемная помпа?

Да, такой недостаток есть. Раз в 8000 км необходимо менять сальники помпы, а лучше всю помпу, чтобы она неожиданно не отказала в пути.