Регулировка клапанов на мотоцикле/скутере: как правильно настроить?

Владельцы мотоциклов или скутеров нередко сталкиваются с нестабильной работой мотора. Порой в этом виноваты неправильные зазоры клапанов. Это специальное пространство, предусмотренное производителем. Оно необходимо для компенсации теплового расширения металла, чтобы после нагрева рокера не выдвигали толкатели слишком далеко. Неправильные параметры теплового зазора ведут к нарушению работы ДВС. Это касается всех моторов с 4-тактным принципом. Владельцам двухколесной техники будет полезно рассмотреть, как происходит регулировка клапанов на мотоцикле или скутере, чтобы уметь при необходимости сделать это своими руками.

Зачем нужно регулировать клапана и как часто это делать?

Принцип работы клапанов несложный ― они двигаются благодаря нажиму на выступах распредвала. Коромысла надавливают на толкатели, клапан опускается. Затем собственная пружина заставляет его подняться, вернувшись на место. Благодаря этому последовательно подается воздух в камеру сгорания, образуется смешивание с парами бензина и воспламенение. Затем отработавшие газы удаляются наружу, весь цикл повторяется.

Постепенно тепловые зазоры изменяются. Они могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Увеличиваются они из-за естественного износа и выработки металла. Уменьшаются по причине вибрации, приводящей к ослаблению контргайки и смещению положения толкателя. Поэтому инструкция по эксплуатации предписывает выполнять регулировку клапанов на мотоциклах и скутерах каждые 100 моточасов. Но на практике это можно делать и чаще, чтобы обеспечить правильную работу ДВС, продлить его ресурс.

Если ездить с увеличенными тепловыми зазорами, тогда в разогретом состоянии будет оставаться пространство между коромыслом и толкателем, поэтому двигатель мотоцикла будет стучать, цокать. Такая работа приведет к ускоренному разбиванию пальцев. Эксплуатация скутера или мотоцикла с уменьшенными тепловыми зазорами приводит к разбиванию седел клапанов и самих пятаков. Они сталкиваются с большей силой, обломки могут упасть в цилиндры, поцарапать стенки, испортить поршни. Прорыв горящих газов во впускной цилиндр выжигает масло, необходимое для смазки, портит прокладки. Попадание горящей смеси в выпускной коллектор разрушает катализатор. Все это влечет другие поломки, повышая стоимость последующего ремонта.

Как понять, что клапана на мотоцикле нужно отрегулировать?

Определить, что пора регулировать клапана на скутере или мотоцикле можно по следующим признакам:

  • двигатель запускается с трудом, особенно после длительного простоя;
  • на холостых оборотах силовая установка работает неровно;
  • периодически мотор глохнет самопроизвольно;
  • от ДВС доносятся посторонние звуки, особенно на холодную;
  • наблюдается повышенный расход масла в картере;
  • нет нужной мощности, подъемы и обгоны даются с трудом.

Хотя такие признаки могут быть связаны с запавшими поршневыми кольцами, эллиптической выработкой в цилиндрах, забитым карбюратором, следует проверить тепловые зазоры, и при необходимости выполнить регулировку клапанов на мотоцикле или скутере.

Простая инструкция по регулировке клапанов на скутере/мотоцикле

Метод регулировки тепловых зазоров клапанов в мотоциклах от 80 до 250 кубиков и на скутерах любых производителей (китайских, японских) одинаковый.

Процесс проводится в такой последовательности:

  1. На двигателе демонтируется кожух обдува (выкручиваются 2 болта и 2 самореза). Это необходимо, поскольку увидеть метку через специальное отверстие не всегда легко (там темно).
  2. На колоколе имеется выбитая или отлитая маркировка в виде буквы Т. Она проворачивается так, чтобы совпадать с риской (выступом) на картере. Этим цилиндр выставляется в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
  3. Демонтируется клапанная крышка головки и прокладка (если есть).
  4. Между впускным клапаном (ножкой) и толкателем (прикрепленным к коромыслу/рокеру) вставляется щуп. Сечение должно соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации для конкретной модели мотоцикла или скутера. Обычно у двигателей этот показатель на впускном 0,05 мм, а выпускном ― 0,1 мм. Щуп должен заходить плотно и не болтаться.
  5. Если он не проходит или заходит слишком свободно, ключом (обычно на 9, но может быть 8 или 10) отпускается контргайка.
  6. Толкатель клапана регулируется в нужное положение по щупу, после чего удерживается пассатижами. В этот момент закручивается контргайка.
  7. Тепловой зазор еще раз проверяется щупом.
  8. Процесс повторяется на следующем выпускном клапане.
  9. После этого устанавливается новая прокладка клапанной крышки и сама крышка.

Действие производится на мотоцикле или скутере без снятия двигателя. Выставление верхней мертвой точки возможно как по меткам на роторе генератора, так и по положению распредвала. Можно сверить эти два метода, чтобы окончательно убедиться в совпадении меток. Такое нужно особенно на мотоциклах или скутерах с большим пробегом, которые давно не обслуживались. Цепь ГРМ может сильно растянуться, что приведет к несоответствию меток. В таком случае сперва нужно заменить цепь ГРМ, и только потом приступать к регулировке клапанов на скутере/мотоцикле.

При регулировке клапанов может выясниться, что некоторые детали уже непригодны и нуждаются в замене. Купить запчасти для китайского, индийского или японского скутера и всех марок мотоциклов можно в нашем интернет-магазине МотоЗилла. У нас можно приобрести по разумным ценам: цепи ГРМ, вместе с успокоителями и натяжителями, сами клапаны, распредвалы двигателя, шестерни коленвала и распредвала.

После регулировки клапанов на мотоцикле или скутере важно заменить прокладки клапанной крышки, чтобы не было течи. Если вы заметите потеки с других частей ДВС, у нас можно купить прокладки картера и поддона, вариатора, редуктора. Чтобы заказать нужные детали, перейдите в каталог или позвоните нам по телефону на сайте. Наши консультанты помогут с выбором запчастей, чтобы они точно соответствовали вашей марке техники.