Признаки неисправности коммутатора на скутере

Боязнь некоторых владельцев скутеров – поломка коммутатора. Хотя для китайских мопедов его цена составляет 150-450 грн, для некоторых японских моделей ценник может доходить до 1900 грн. Менять “вслепую” такую деталь по карману далеко не всем – хочется точно убедиться, что сломана именно она. В этой статье я расскажу, какие существуют признаки неисправности коммутатора на скутере и как убедиться, что вышел из строя именно он. Напомню всем, что я мастер по ремонту мопедов и мотоциклов, а также сотрудничаю с МотоЗилла более 10 лет, помогая выбирать надежные запчасти к мототехнике. Зовут меня – Андрей. Будем знакомы, и приступаю к ответу по теме.

Принцип работы коммутатора

Прежде чем перечислить признаки неисправности коммутатора на скутере, опишу, что из себя представляет устройство и как оно работает. Это поможет лучше понимать его роль в мопеде и вовремя определить неисправность.

Коммутатор – это небольшой прямоугольный блок в пластиковом корпусе с выведенной фишкой контактов. Сокращенно называется он CDI, а полностью – Capacitor Discharge Ignition. Коммутатор CDI принимает участие в генерации высоковольтного напряжения для искры ДВС без дополнительных источников питания. Для этого на его микросхеме расположены три основных элемента:

  • Тиристор – отвечает за прерывание электрической цепи, чтобы ток подавался импульсами, а не постоянно.
  • Конденсатор – накапливает напряжение для разряда в нужный момент.
  • Диодный мост – выпрямляет ток, делая его постоянным.

Принцип работы коммутатора на скутере заключается в следующем. Благодаря вращению генератора магнето, на витках его катушек создается электромагнитное поле и генерируется напряжение. Оно поступает на диодный мост и выравнивается. После происходит накопление заряда в конденсаторе. Затем он разряжается и выключается тиристором. Высвободившееся напряжение поступает на катушку зажигания, а после – на свечу. Образуется искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь в цилиндре.

Признаки неисправности коммутатора на скутере

Как вы увидели из моего краткого обзора, работа коммутатора непосредственно связана с образованием искры. Поэтому к признакам неисправности CDI на мопедах относятся любые проблемы с зажиганием. Это могут быть:

  • отсутствие искры на электродах свечи;
  • неровная работа двигателя на холостых (но больше на моем опыте – на высоких оборотах);
  • пропуски зажигания – выстрелы в выхлопной трубе;
  • дергание скутера при разгоне, замедленный разгон;
  • провалы тяги, а затем ее внезапное появление;
  • невозможность завести двигатель.

Очень редко на моей практике я встречал дополнительный признак неисправности коммутатора на скутере – дергающуюся стрелку тахометра.

Причины неисправности

Как мастер, подскажу основные причины поломки, известные на личном опыте при ремонте скутеров:

  • Плохие контакты в фишке, особенно разъемы плюса или массы, что случается в результате окисления металла.
  • Микротрещины на плате, из-за которых возникает, несанкционированный выход напряжения.
  • Сгоревший конденсатор, диодный мост или тиристор.

Иногда я встречал полностью сгоревший коммутатор, который буквально расплавился внутри.

Как вычислить поломку коммутатора?

При возникновении признаков поломки коммутатора, советую иметь мультиметр, которым можно выполнить проверку. Дело в том, что подобные симптомы на скутере могут проявляться и при: плохой свече, вышедшем из строя высоковольтном проводе, сгоревшей катушке зажигания, самом генераторе магнето или проводке между ними.

Для проверки CDI на скутере советую подключить коммутатор к аккумулятору 12V через мультиметр. Один щуп вставляется в фишку в нижний ряд, самое крайнее гнездо справа. Это плюс, уходящий на генератор. Второй щуп вставляется в верхний ряд, в центральное гнездо (масса). Мультиметр переключается на вольты. На экране должно появиться 0,05V, а затем напряжение постепенно будет снижаться. Такой тест показывает, что коммутатор исправен. Когда дисплей прибора показывает 12V или 0, значит коммутатор скутера вышел из строя.

Когда CDI исправен, я ищу поломку дальше методом исключения, последовательно меняя свечу, высоковольтный провод, катушку. Устанавливаю заведомо исправные детали и точно нахожу проблемное место. Купить все нужные запчасти для ремонта скутера, включая коммутатор, советую в МотоЗилла. Здесь хорошее качество и разумные цены.