Мотоцикл Jawa был одной из первых иномарок, доступных в СССР. Он сильно выделялся на фоне окружающего двухколесного транспорта. Владение таким байком давало престиж, успех среди девушек, уважение других байкеров. Еще в 1980-х гг было выпущено уже 3 млн моделей. Некоторые из них ездят и сейчас, что подчеркивает высокую надежность техники. Выпускается Jawa до сих пор. Давайте узнаем историю этой легенды, популярные модели, характеристики, а также, какие запчасти на мотоцикл Ява могут понадобиться владельцам. Вас ждет много фото и видео, советы по тюнингу и обкатке, отзывы, ответы на популярные вопросы.
История возникновения бренда Jawa
Производство мотоциклов в Чехии основал Франтишек Янечек в 1929 году. Это был частный предприниматель, купивший оборудование для изготовления байков и лицензию у фирмы «Вандерер». Взяв первую букву от своего имени и добавив еще две буквы из названия этой фирмы получилось «Ява». Сперва компания начала выпускать мотоциклы с 4-тактными двигателями объемом 500 см³, но общий вес техники получался большим, поэтому она не пользовалась успехом. В 1931 фирма перешла на производство байков с 2-тактным мотором на 175 кубиков, что нашло хороший отклик у покупателей.
Предприятие постепенно вводило инновации в свои модели. В 1944 г была добавлена задняя подвеска свечного типа (DKW). Это принесло в 1946 г золотую медаль на выставке в Париже за мягкость хода. В 1953 была внедрена маятниковая подвеска и двухтактные двигатели на 250 и 350 кубиков. С 1970 гг началась активная работа над дизайном. Появилась версия с дуплексной закрытой рамой.
С 1960-го года начало работу совместное предприятие «Ява-Индия». После распада СССР производство в Чехии сократилось, но продолжило работу. Сейчас такие байки оснащаются китайскими моторами Rotax или японскими Honda. В Мумбаи тоже ведется выпуск мотоциклов, и в 2018 году были представлены даже 3 новые модели.
Общие характеристики
Поскольку Украина входила в состав СССР, а производство мотоциклов Jawa изначально было направлено на экспорт в советские страны, эта техника была здесь всегда. В 1980-е Яву можно было увидеть в каждом дворе. Ее владельцы гордо смотрели в сторону водителей, ездящих на Юпитере, Урале, Днепре или Восходе, ведь Jawa была иномаркой.
Визитной карточкой чешского концерна стал мотоцикл Ява 350. Он выпускался много лет, получая обновления внешнего вида и технической части. Вот основные характеристики одного из самых популярных байков:
- габариты – 2080х710х1065 мм;
- тип ДВС – двухтактный с искровым зажиганием;
- объем двигателя – 343,5 см³ (но для упрощения ее назвали 350);
- мощность – 22 л.с.;
- количество оборотов в минуту – 5250;
- количество цилиндров – два;
- диаметр камеры цилиндра – 58 мм;
- сжатие (компрессия) – 9,2 атм;
- дорожный просвет – 130 мм;
- вес мотоцикла – 155 кг;
- вместимость бензобака – 16 л;
- максимальная скорость – 120 км/ч;
- грузоподъемность – 180 кг;
- количество мест – два;
- карбюратор – Jikov 2926 SBD;
- топливо – АИ-92 с добавлением масла в соотношении 40:1;
- тип сцепления – многодисковое, масляное;
- коробка передач – 4-ступенчатая+задняя скорость;
- напряжение бортовой сети – 6В;
- передняя и задняя подвеска – пружинно-гидравлические амортизаторы;
- ход вилки передней – 150 мм;
- ход вилки задней – 80 мм;
- размер колес – 3.25х18 (переднее) и 3.50х18 (заднее);
- тип тормоза – барабанный, ручной для переднего колеса и ножной для заднего.
Расход топлива на Яве достигал 4 л на 100 км, что было приемлемо, учитывая повышенную мощность и увеличенную грузоподъемность байка.
Модели мотоцикла Ява
Мотоциклы Ява всегда присутствовали в продаже на рынке Украины. Даже сейчас есть интернет-магазины, предлагающие уже растаможенные новые байки с ценником по 6000$. Если не хочется платить за новый мотоцикл такую цену, то можно посмотреть в сторону версий с пробегом. Только на одном Auto.ria есть около 200 предложений стоимостью от 500$.
За свою почти 100-летнюю историю чешская компания выпустила более 50 моделей. Чтобы выбрать для себя мотоцикл Ява, соответствующий своим потребностям, важно знать основные модификации и их особенности. Вот самые популярные:
- Jawa 250 – серийник, представленный в 1953 году. Про этот мотоцикл есть много видео. В них показано, как некоторые модели эксплуатируются до сих пор. Отличительная особенность – большая круглая фара, закрытый тип рамы, хромированные боковины бензобака. Мотор на 250 кубиков выдавал 12 л.с. и байк мог разгоняться до 110 км/ч. Купить Яву 250 с пробегом можно от 700$, но некоторые отреставрированные экземпляры уже считаются коллекционной классикой и продаются от 3500$.
Jawa 350 (и следующий тип 634) – дорожный мотоцикл в ретро стиле, увидевший свет в 1973 году. Оснащается двигателем 343 см³ с крутящим моментом 32 Нм и мощностью 22 л.с. Мог дополняться коляской, что значительно расширяло возможности грузоперевозки. Что только не возили в этих колясках – даже холодильники. Отличительная особенность – хромированные накладки на бензобаке и других элементах, которые сразу привлекали к себе внимание. Цена такого байка с пробегом от 500$.
- Jawa 350 (тип 638) – байк с современным видом. В нем уже меньше хрома, зато надпись Jawa стала занимать почти всю боковую поверхность бензобака. Начала выпускаться в 1988 году. Оснащалась мотором на 350 кубиков с мощностью 26 л.с. Достаточно отдать 700-1000$, и вы владелец этого байка с пробегом.
Jawa 300 CL – современный мотоцикл, выпускающийся в Индии. Сохранен ретро-стиль, напоминающий Яву 250. Только внешние формы стали более объемные и мощные. Байк оснащается 6-ступенчатой коробкой передач и разгоняется до 125 км/ч. Четырехтактный мотор на 294 см³ выдает 29 л.с. Есть даже система помощи при торможении (ABS). Новая версия стоит от 6500$.
JAWA 350 2T STYLE (640) – спортивная версия с увеличенным дорожным просветом и обтекателями. Отличалась от большинства своей квадратной фарой и небольшим ветровым стеклом. На двухместном сиденье пассажир держался не за боковые дуги, а за единую заднюю дугу. Имеет дисковые тормоза, 4-ступенчатую коробку, двигатель на 343 кубика с мощностью 10 л.с. Цена нового – 5500$.
Jawa Classic (650) – новый байк в ретро стиле с сохранением особенностей «той самой» Явы. Обладает электронной системой зажигания, мощностью 28 л.с. и массой 160 кг. Трансмиссия – 5-ступенчатая, а переднее колесо увеличено до 19 дюймов. Есть багажник, чтобы в дороге не держать весь груз в рюкзаке за спиной.
Jawa Forty-Two (42) – новинка, выпускаемая индийским подразделением. Минимум хрома, больше черных, матовых элементов, грозный вид. Оснащается двигателем объемом 295 см³ с инжекторным впрыском. Выдает мощность 23 л.с. Имеет жидкостное охлаждение, 6-ступенчатую коробку, дисковые тормоза на обоих колесах. Общий вес составляет 182 кг. Купить такой можно за 6500$ абсолютно новый.
Jawa Perak – одноместный чоппер с заниженным сиденьем. Брутальный мотоцикл с ДВС 334 см³ и мощностью 22,5 л.с. Оснащен дисковыми тормозами, круглой фарой, невысокими зеркалами заднего вида. Багажника нет, но конструктивно можно прицепить два кофра по бокам заднего колеса. Цена чоппера с дизайном из Второй мировой – от 7500$.
К счастью, такие версии продаются уже с пробегом, поэтому всем любителям Явы можно сэкономить для приобретения желаемой техники. Однако пригодится знать, где купить запчасти на мотоцикл Ява, ведь чем больше пробег, тем сильнее износ различных деталей.
Jawa: фото реальных владельцев
Ява: видео обзор мотоцикла от владельцев
Запчасти на мотоцикл Jawa: основные расходники, что ломается чаще всего
Поскольку многие модели мотоцикла Ява имеют двухцилиндровый двигатель, то одна из распространенных проблем – работа ДВС на одном цилиндре. Выглядит байк с двумя выхлопными трубами круто, но когда только из одной идет дым, это сразу заметно. А потеря мощности тоже дает о себе знать уже при попытке тронуться с места. Одна из причин – это просто залило свечи, если мотоцикл не заводился с первого дергания стартерной лапки. Достаточно выкрутить свечу и протереть. Когда такое действие не помогает, потребуется регулировка карбюратора, поскольку, скорее всего, в цилиндр не подается топливо. Если регулировка не помогла, и байк все так же работает только на одном цилиндре, лучше заменить карбюратор на новый.
Хотя подвеска мотоцикла Ява одна из самых комфортных, езда по ухабам или частые поездки с пассажиром быстро ее убивают. Для ремонта потребуются такие детали к Jawa:
- амортизаторы задние;
- амортизаторы передние;
- гофры амортизаторов, защищающие штоки от пыли;
- втулки передней вилки;
- пыльники передней вилки;
- стаканы, куда крепятся амортизаторы.
Владельцы Явы с двигателем 634 и энергопитанием на 6В знают не понаслышке о проблемах с электрикой и проводкой. Она окисляется, перетирается, замыкает или просто обрывается. После этого отказывают указатели поворотов, стоп-сигнал, а порой даже невозможно завести двигатель. Для нормальной работы мотоцикла лучше заменить проводку полностью, чтобы все функционировало безотказно.
Поскольку сейчас до сих пор эксплуатируются байки, выпущенные в 1980-х гг, распространенная проблема – это коррозия. Удивительно, что она появляется так поздно. Видимо, сказывается чешское качество сборки. Для устранения очагов коррозии нужно счистить ржавый металл электрощеткой, обработать преобразователем ржавчины, прогрунтовать и покрасить. Если коррозия сильно проела детали, потребуется купить новую раму на Яву, крылья или другие элементы.
Если вы владеете старушкой Явой, то неизбежно столкнетесь с капитальным ремонтом ДВС. Для этого потребуется замена:
- поршней и поршневых колец;
- шатунов, выступающих приводными рычагами;
- коленвала и сальников, обеспечивающих герметичность;
- моторных шестерней и цепи, которая с ними работает;
- подшипников ДВС.
Сам блок протачивают и устанавливают поршневую с кольцами увеличенного диаметра. Толщина блока имеет большой ресурс, поэтому капиталить мотор Ява можно много раз.
Ища запчасти для капитального ремонта мотоцикла Ява, некоторые обращаются на разборки, надеясь найти оригинальную деталь, произведенную еще в Чехословакии. Разборки для мото не так распространены, как автомобильные, поэтому на поиск могут уйти месяцы. К тому же продавцы выставляют за чешские запчасти высокий ценник. Б/у запчасти имеют износ, их ресурс не известен, вернуть невозможно, гарантия отсутствует. К счастью, другие производители уже научились хорошо изготавливать детали для капитального ремонта Явы, а их стоимость не слишком высокая. Поэтому лучше не тратить время, обзванивая разборки, а сразу заказать все необходимое у нас.
Трансмиссия мотоцикла Ява довольно надежная и хорошо себя проявляет в дальних поездках. Но порой райдер не может включить определенную передачу. Еще слышен посторонний звук, скрежет, хруст. Для ремонта может потребоваться: цепь привода трансмиссии, задние и передние звезды, трос сцепления и корзина. Для капитального ремонта КПП Ява задействуют шестерни коробки, валы переключения передач, втулки шестерней и валов. Иногда требует замены кулиса коробки.
ТО для мотоцикла Ява
Владельцы мотоцикла Ява славятся тем, что умеют сами разбирать переднюю вилку для замены масла в ней. Это один из самых высоконагруженных элементов подвески. Детальная инструкция с рисунками, как это сделать, приведена в руководстве пользователя. В каждое перо заливается около 70 г смазки. Если байк ездит часто по бездорожью, то вилка активно работает, поэтому обслуживание Ява требуется каждые 7000 км. При езде по ровным городским или междугородним дорогам менять масло в передней и задней вилках нужно не чаще 20000 км.
В двухтактных мотоциклах Ява нет картера и раздельной системы смазки. Достаточно правильно смешивать бензин с маслом в пропорции 50:1 или 40:1, как указано в инструкции по эксплуатации. У современных 4-тактных байков требуется ТО в виде замены масла. Делается это каждые 5000-6000 км или перед каждым сезоном. При малых пробегах смазка все равно окисляется, теряя свои свойства, поэтому ездить в следующем году на старом масле не рекомендуется.
Свечи меняются каждые 3000 км или чаще, если возникают пропуски зажигания, один из цилиндров часто не работает при старте. В коробке необходимо менять диск сцепления, содержащий фрикционные накладки. Со временем он стирается до блеска металла. Замена делается только при выявлении признаков износа сцепления, когда регулировка хода уже не помогает. А вот масло, в котором работает многодисковое сцепление, меняется раз в 10000 км. При этом важно менять однорядную трансмиссионную цепь каждые 15000-20000 км. В противном случае она растягивается, изнашивается и может оборваться прямо в пути.
Следующий расходник – это тормозные накладки. Регламент производитель не устанавливал. Следите за качеством торможения. У новых версий мотоциклов Ява замене подлежат и тормозные диски. Они открытого типа, поэтому могут портиться и коробиться при перегреве и попадании на них холодной воды.
Как правильно обкатать мотоцикл Jawa?
Тем, кто планирует делать капитальный ремонт двигателя мотоцикла Ява или хотят купить новый байк, полезно знать, как правильно провести последующую обкатку. Под обкаткой подразумевается ограничение максимальной скорости до 70-80%. Также запрещены резкие старты с места. Такой режим езды необходимо соблюдать на протяжении 1500 км. Это нужно для притирки поршневых колец к стенкам цилиндров. После притирки возникает достаточная площадь контакта поверхностей, чтобы отводить тепло от поршней.
Если игнорировать правила обкатки мотоцикла Ява, то поршневая перегреется. Возможен прогар поршней, чрезмерное расширение металла, образование задиров на стенках цилиндров. Это потребует капитального ремонта и покупки более дорогих запчастей для мотора Jawa. После первых 300 км обкатки меняют моторное масло. По завершении всего процесса снова сливают отработку и заливают свежую смазку, Это необходимо для удаления мелких металлических частиц, накопившихся в поддоне во время притирания поршневой. Замена масла выполняется только на 4-тактных моторах.
Как правильно выбрать и купить б/у мотоцикл Ява?
Вот несколько советов по выбору мотоцикла Ява. Если техника нужна для поездок на рыбалку, смотрите в сторону бюджетных моделей прошлых годов. Это Ява 350 с 634 или 638 мотором. Можно даже взять Яву 250, если найдете в нормальном состоянии и продаваемую не как коллекционный экземпляр.
Для поездок в теплое время года на дальние расстояния выбирают классическую Яву 300 или 350. Хорошо на трассе себя зарекомендовал чоппер Jawa Perak. Для трюков и покатушек по бездорожью предпочтение отдают Jawa Forty-Two.
При выборе нового мотоцикла Ява найдите официального дилера. Тогда у вас будет настоящая гарантия, но приготовьтесь отдать 6-7 тыс. долларов. Большинство же предпочитает приобрести Яву с пробегом. Тут вторичный рынок предлагает цены от 500$. При осмотре убедитесь, что нет потеков масла или топлива. Если байк сильно старый, посмотрите на раму, боковые панели, чтобы на них не было ржавчины. Заведите двигатель. Если мотор не схватил с первого раза, возможно, компрессия уже низкая. Тогда это повод задуматься. Когда из двух цилиндров работает только один, чаще всего проблема в зажигании или топливной системе. Тут меньше риска, но это станет поводом для торга.
Документы для езды на мотоцикле Jawa
Все модели мотоцикла Ява, независимо от года выпуска, требуют регистрации в сервисном центре МВД, где их ставят на учет и выдают свидетельство о регистрации. Сейчас это обходится в 800-1000 грн. Если договор купли-продажи оформлять не в сервисном центре, а отдельно (например, у нотариуса), тогда дополнительно платят 1000 грн. Для управления любой моделью Ява нужны права категории А. Их можно получить после прохождения автошколы, имеющей лицензию на обучение такой категории. Сдаются теоретический и практический экзамены в сервисном центре МВД. Вместе с обучением и госпошлиной все обойдется от 6000 до 10000 грн в зависимости от города.
Тюнинг мотоцикла Ява
Один из самых распространенных тюнингов Явы 634 – это замена зажигания с 6В на 12В. Такая модернизация решает проблемы с зарядкой, ведь на 6В она часто пропадает. Среди других вариантов тюнинга байков чешского производителя:
- Установка новых дисков взамен штатных, что меняет образ мотоцикла Ява.
- Размещение наклеек на баке, боковых накладках, других частях, которые делают дизайн веселее.
- Монтаж сидений вместо протертых или треснутых.
- Установка нового глушителя вместо штатного. Порой он меняет не только облик мотоцикла Ява, но и звук работы двигателя.
- Крепление защитных дуг, которые дополнительно повышают безопасность.
- Установка зеркал заднего вида, отличающихся от штатных.
Дополнительно за наклейкой можно спрятать царапину, потертость и даже использовать ее как временное средство для ремонта трещины. Это полезный лайфхак, поэтому купить наклейку для мотоцикла можно прозапас.
Отзывы о мотоцикле Jawa от настоящих владельцев
Сергей, Ява 350, ездит 5 лет
Мне нравится, как работает двигатель на моей старушке. Он тихий, легко заводится, хорошо тянет. За лето успеваю наездить до 700 км без поломок. Главное – ставить качественные запчасти и вовремя обслуживать. Научился все делать сам – в интернете полно видео.
Дмитрий, Jawa 350 (тип 634), ездит 3 года
Купил мотоцикл Ява с пробегом. Металл рамы и накладок имеет следы ржавчины, но без криминала. Зашкурил, покрасил с баллончика и нормально. Видимо, на моцике падали, наезжали на препятствие, поскольку выхлопная во вмятинах. Внешне старый мотоцикл сильно проигрывает современным, но технически он довольно бодрый. Ходовка отличная, байк мягкий, можно не только по городу, но и на дальняк ездить.
Евгений, Jawa 350 (тип 638)
Владею 10 лет Явой 350. За это время пришлось сделать капиталку, ведь до меня ей уже 20 лет пользовались другие люди. Половинил коленвал, как обычно, балансировал, менял поршневую с увеличенным диаметром, что дало прирост мощности. Заводится двигатель с пол пинка. Хотя сразу после ремонта ДВС работал только на одном цилиндре – но все дело было в настройках карбюратора. Если устанавливать нормальные запчасти на Jawa, то это будет неубиваемый мотоцикл.
Популярные вопросы и ответы про мотоцикл Ява
Почему мотоцикл Ява такой популярный?
Мотоциклы Ява довольно надежные. Судите сами – сейчас в эксплуатации модели, выпущенные в 1970-х, а есть даже выпущенные в 1950-х гг. Еще байки чешского завода имеют свой постоянный, запоминающийся стиль. При всем этом они доступнее по цене, чем Хонда или Ямаха. На новых может стоять двигатель Хонда, что делает его равным по ресурсу с японской мототехникой.
Какой мотоцикл Ява самый лучший?
Ява 350 – образец классики, самый распространенный в продаже. Именно таких моделей больше всего на вторичном рынке. Ява 634 имеет ряд улучшений и более мощный двигатель. Jawa 300 CL – отличается ретро-стилем, но обладает современными функциями. Чоппер Perak хорош для дальних поездок. Выбирайте лучший для себя в зависимости от целей и бюджета.
Какой расход топлива у мотоцикла Ява?
У Явы 350 максимальный расход топлива достигает 4 л на 100 км пути. Более современные модели с инжекторным впрыском тратят от 2,5 до 3 л на сотню. Байки Ява всегда были известны своей прожорливостью, но это полностью компенсируется ресурсом двигателя.
Сколько проедет мотоцикл Ява до капитального ремонта ДВС?
Капитальный ремонт двигателя Ява может потребоваться спустя 70-100 тыс. км пробега. Это значительно превышает показатели китайских моторов, которые капиталят почти каждые 25000 км.
Какой мотоцикл Ява выбрать новичку?
Самый простой в обслуживании – Ява 350. К нему много запчастей в продаже, они есть в наличии. Конструкция не сложная, многое по уходу и ремонту можно делать самому.
0 комментариев