Мотоциклы марки Восход пользовались высоким спросом и были очень популярны в прошлом. Их отличала доступная цена, легкий ремонт, достаточная мощность. Несмотря на возраст, эта техника эксплуатируется до сих пор, поскольку запчасти на мотоциклы Восход есть в продаже, а их стоимость сравнительно небольшая. Ниже я расскажу историю возникновения бренда, опишу модели мотоциклов Восход, частые поломки, способы тюнинга и многое другое, что пригодится нынешним и будущим владельцам.
История возникновения бренда Восход
Шел 1946 год. Только недавно закончилась Вторая мировая война. Ковровский завод имени Дегтярева (ЗиД), занимавшийся производством пулеметов, получил приказ о переориентации. Теперь нужно было выпускать что-то практичное для населения, не связанное с оборонной промышленностью. Направление было взято на изготовление легких мотоциклов.
За основу использовали немецкую модель DKW-RT, которую доработали внутренне и немного изменили внешне. Название новинка получила К-175. Производилась она вплоть до 1965 года, когда ей на смену пришла новая модель Восход. Она была названа в честь космического корабля. Мотоцикл напоминал чешского конкурента Яву-250, но отличался более доступной ценой. Ява в то время стоила 730 рублей, а Восход можно было купить за 450 рублей. Это и сделало байк популярным среди молодежи того периода.
Общие характеристики мотоцикла Восход
Как вы уже поняли, мотоциклы Восход были в Украине всегда, начиная с 1965 года. Производство велось вплоть до 2002 года, и не остановилось даже несмотря на распад СССР. Впоследствии завод перешел на выпуск новых моделей Сова и Курьер. Самым популярным в линейке был мотоцикл Восход 3М, который активно эксплуатируется и сейчас. Поэтому приведу его развернутые характеристики:
- габаритные размеры – 2000х730х1090 мм;
- дорожный просвет (клиренс) – 125 мм;
- колесная база – 1300 мм;
- вес без технических жидкостей – 125 кг;
- допустимая нагрузка – 150 кг;
- вместимость – два человека средней комплекции;
- двигатель – объемом 173 см³ с одним цилиндром;
- мощность – 14 л.с.;
- особенности ДВС – ход поршня 58 мм со степенью сжатия 9,5 атм;
- система питания – карбюраторная;
- топливо – бензин АИ-92, со смешиванием масла в соотношении 15:1;
- бензобак – 14 л;
- поджиг – свеча зажигания;
- бортовое напряжение – 12В;
- расход топлива 4.4 л на 100 км;
- передняя подвеска – гидравлические амортизаторы с ходом 160 мм;
- задняя подвеска – маятникового типа с гидроамортизаторами и ходом 105 мм;
- сцепление – многодисковое, погруженное в масляную ванну;
- КПП – четырехступенчатая (без задней передачи) с ножным переключением;
- тормоза – барабанные спереди и сзади;
- тормозной путь при 60 км/ч – 20 м;
- шины – 3.25-16 дюймов;
- максимальная скорость – 105 км/ч
Конструктивно мотоцикл Восход был очень простым и неприхотливым. Его любили благодаря легкой возможности отремонтировать даже в полевых условиях. Поэтому на таких мотоциклах гоняли не только по городу, но отправлялись и в дальние путешествия.
Модели мотоцикла Восход
За свою историю байк прошел несколько преобразований. Несмотря на все модернизации, запчасти к мотоциклам Восход все так же доступны и широко распространены. Важно только знать свою модификацию, чтобы правильно их выбрать. Вот какие модели выпускались заводом:
- Восход. Первое поколение мотоцикла Восход или Восход 1 очень сильно напоминало чешскую Яву. Выпускалась версия с 1965 по 1971 гг. Двухтактный двигатель с одним цилиндром выдавал 10 л.с., а максимальная скорость достигала 95 км/ч. Среди нововведений для того времени были: багажник под сиденьем, наколенные щитки. Контактное зажигание, генератор и другие элементы были спрятаны, а доступ к ним открывался через небольшой сервисный люк сбоку. Такие сейчас можно увидеть только в музее старинной техники.
Восход 2. Производился с 1972 по 1977 гг. Получил новый глушитель, бесконтактную систему зажигания, измененные световые приборы. В коробке передач стали применяться более прочные зубья шестерней, а ведущие диски сцепления начали изготавливаться из более устойчивых к истиранию материалов. Все это улучшило ходовые и эксплуатационные показатели. Мощность добавилась лишь незначительно на 0,5 л.с. Максимальная скорость не увеличилась, поскольку мотоцикл стал тяжелее – со 110 кг до 125 кг.
- Восход 2М. Модификация, выпускаемая с 1976 по 1979 гг получила новый двигатель мощностью 14 л.с. При этом объем цилиндра сохранился прежним – 173 кубика, поэтому расход топлива не вырос. Инновация удалась за счет изменения конфигурации каналов в картере и цилиндре. Также была модернизирована сама ГБЦ. Мотоцикл оснащался новым зажиганием, новым карбюратором и коммутатором, которые не применялись ранее на других поколениях. Ход передней вилки увеличился на 20 мм, что повысило комфорт на неровном покрытии. Инженерам удалось сделать байк легче на 4 кг, что в сумме с мощностью дало прирост максимальной скорости – 105 км/ч.
Восход 3. Начал производиться в 1979 г и поставлялся на рынок до 1983 г. Получил увеличенный на 2 л бензобак. Пружины заднего амортизатора стали открытыми, а сам ход можно было регулировать в зависимости от предпочитаемой жесткости подвески. Тормоза стали лучше, поскольку диаметр баранов увеличен со 125 до 160 мм. Установили более прочные спицы, что повысило надежность колес. Пользователи оценили новое сиденье.
- Восход 3М. Модернизация увидела свет в 1983 г. Приборная панель теперь была вмонтирована в корпус фары, улучшена рубашка для воздушного охлаждения двигателя. Узнать 3 поколение можно было по измененной форме бензобака, гофрированным передним амортизаторам в чехлах, двум трубам глушителя. Некоторые моторы комплектовались карбюраторами из Чехословакии. Еще одно ноу-хау того времени – новая фара с типом рассеивания «европейский луч». Появился противоугонный замок. Такие байки продаются на вторичном рынке по цене от 100 до 300$.
Восход 3М-01. Последняя модель из обычных серий, выпускаемая с 1993 по 2002 гг. Получила увеличенный диаметр поршня до 66 мм, пятиканальный цилиндр и одно окно для выпуска отработавших газов. Моторная часть была усилена, как и цепь привода. На впуске появился лепестковый клапан. В результате получилась более высокая мощность 15 л.с., а расход топлива снизился до 4,2 л. Внешне модель отличалась широким рулем с дополнительной перемычкой, черным покрытием одиночной выхлопной трубы.
- Восход 3М Люкс. Отдельная линейка, выпускавшаяся в 1984-1986 гг малым тиражом. Имела двигатель на 14 л.с., но выделялась улучшенными материалами. Какая-то часть даже поставлялась на экспорт. На шильдике после буквы М дополнялась символом Л (Люкс). Имела более качественное лакокрасочное и гальваническое покрытие, удобное сиденье новой формы с латексным наполнителем, металлическую обшивку, дуги безопасности, обтекатель, багажник.
Восход 3М Турист. Выделяется рулем спортивного типа с перемычкой, двумя зеркалами заднего вида, кофрами из искусственной кожи. На топливном баке есть сумка-планшет, куда можно было вставить карту. Это был байк для дальних путешествий.

- Восход 3М Охотник. Специальная версия, окрашенная в темно-зеленый цвет. Комплектовалась фаркопом для работы с прицепом. Внешне отличалась задранными трубами глушителя, защитной металлической сеткой над приборной панелью, грязевой резиной, особой конструкцией крыльев с брызговиками. Мог оснащаться дополнительной фарой-прожектором, размещенной на коленной дуге. Получился удобный бак для бездорожья и утилитарных задач.
Была еще версия Восход Спорт 175, но она не получила широкого распространения, поскольку не предназначалась для продажи.
Восход: фото мотоцикла от реальных владельцев
Восход: видео обзор мотоцикла от владельцев
Запчасти на мотоцикл Восход
У мотоцикла Восход всегда была репутация, что он плохо заводится. Это техника без аккумулятора (что служит плюсом, поскольку вам не понадобится тратиться на такой элемент). Но настройка бесконтактного зажигания всегда вызывала проблемы у новых владельцев байка. Самый простой ремонт – купить и установить новый коммутатор КЕТ-1 или КЕТ-3 на Восход. Из опыта советую купить коммутатор от Минска, который более надежный. Если есть желание отремонтировать зажигание мотоцикла Восход по минимальной цене, нужно приобрести конденсаторы с идентичной емкостью и напряжением, выпаять вздувшиеся, и установить на их место новые.
Еще для ремонта зажигания потребуется катушка на мотоцикл Восход. От нее зависит правильность подачи высокого напряжения на свечу для воспламенения воздушно-топливной смеси. Если генератор будет выдавать неправильный ток, начнут гореть лампочки. Рекомендую всегда возить несколько запасных ламп накаливания в бардачке, чтобы потом не платить штрафы за неработающие осветительные приборы. Но порой указатели поворотов могут неправильно функционировать из-за реле, которое требуется заменить.
Среди других распространенных поломок или проблем с мотоциклом Восход:
- Трудности с запуском двигателя, особенно в холодную погоду.
- Перегрев двигателя при длительной работе (охлаждение же здесь воздушное).
- Быстрая изнашиваемость поршневой группы (поэтому капитальный ремонт требуется быстрее, чем на других мотиках).
Все владельцы мотоцикла Восход должны уметь настраивать карбюратор. Тогда байк будет легче заводиться, а расход будет в пределах паспортного. Со временем вам потребуется ремкомплект карбюратора Восход, что позволит с малыми затратами вернуть нормальную работу технике. Нередко при таком ремонте пригождаются и патрубки карбюратора и цилиндра, чтобы потом не трогать этот узел несколько лет. Адаптеры тоже потребуются, поэтому обязательно купите их заранее, если найдете по выгодной цене.
Вот еще список запчастей для мотоцикла Восход, которые могут потребоваться в процессе эксплуатации:
- топливные краны, установленные между бензобаком и карбом;
- гофры амортизаторов, часто трескающиеся от старости;
- втулки передней вилки, отвечающие за скольжение пружин внутри труб;
- рычаги тормоза и сцепления, нередко обламывающиеся при транспортировке мотоцикла в прицепе;
- ножки кикстартера, деформирующиеся от естественной работы или поврежденные при падении;
- диски сцепления, выступающие долговременным расходником;
- валы переключения передач, которые нередко требуется менять при ремонте коробки Восхода.
Слабое качество заводских проводов часто приводит к сбоям в электронике. Советую искать обрыв мультиметром, заменять проводку, использовать термоусадочные кембрики и пайку. Это поможет восстановить контакты, защитит их от окисления.
ТО для мотоцикла Восход
Чтобы не было сюрпризов в дороге, важно следить за мотоциклом Восход, своевременно проводя техническое обслуживание. Перед каждой поездкой рекомендуется: проверить уровень топлива баке, убедиться в правильности натяжения цепи, проверить тормоза, давление в шинах. Рекомендую регулярно осматривать байк на предмет утечки технических жидкостей. Не помешает следить за состоянием проводки и генератора на предмет целостности контактов, сохранения изоляции проводов. Все двигатели Восход двухтактные, поэтому масло подается вместе с бензином в пропорции 1:25. Используйте для этого специальные двухтактные масла (2Т).
В техническое обслуживание мотоциклов Восход всех поколений входят следующие работы:
- Каждые 500 км. Смазать цепь графитовой смазкой, предварительно очистив ее от старой смазки. Проверить натяжение и отрегулировать его при помощи натяжителя. Допускается провисание 15-20 мм. Если цепь слишком длинная, можно укоротить ее, удалив 1-2 звена. Очистить свечу от нагара. Проверить зазор между электродами – он должен быть 0,5-0,6 мм. Если свеча слишком черная или есть пропуски зажигания, советую заменить ее на новую досрочно. Далее нужно смазать тросы газа, сцепления и тормоза для легкого хода.
- Каждые 2000 км. Заменить масло в коробке передач. Предварительно требуется прогреть двигатель, чтобы техническая жидкость была хорошо текучей. Рекомендую с такой периодичностью прочищать карбюратор, используя специальное средство в баллончике под давлением.
- Каждые 4000–5000 км. Замена цепи КПП и звездочек, если они изношены. Замена свечи зажигания. Подтягивание гаек амортизаторов, замена масла в вилке переднего колеса. Замена воздушного фильтра.
Запчасти для капитального ремонта двигателя мотоцикла Восход понадобятся примерно каждые 10 000 км. При этом меняют не только поршневые кольца, коленвал, головку ГБЦ, но устанавливают новые прокладки, сальники. После этого потребуется обкатка. Если не планируете длительное время ездить на байке, например зимой, слейте топливо, смажьте цепь, обработайте цилиндр антикоррозионным маслом.
Как правильно обкатать мотоцикл Восход?
Обкатка мотоцикла Восход проводится после каждого капитального ремонта ДВС. Поскольку здесь нет картера с маслом, а смазка подается вместе с топливом, вам остается только правильно смешивать бензин и не превышать 50% мощности при трогании. Когда разгонитесь, не выжимайте ручку газа на более чем 80%. Так следует ездить примерно 1000 км. После этого наступает обычная эксплуатация.
Если не сделать обкатку двигателя и выжимать из байка всю мощь, поршни быстро перегреются. Это связано с тем, что они отдают тепло через поршневые кольца, которые еще не притерлись. При перегреве поршни могут прогореть, деформироваться, повредить стенки цилиндров. Тогда потребуется купить много деталей на мотоцикл Восход для восстановления.
Как правильно выбрать и купить б/у мотоцикл Восход?
Некоторые коллекционеры и музеи техники восстановили мотоциклы Восход до такого прекрасного состояния, что они выглядят как новые. На них появление в городе будет выглядеть эффектно, ведь это уже ретро стиль. А вот остальные 99,9% б/у Восходов на вторичном рынке выглядят на свой возраст. Их покупают взрослые и пожилые люди для езды по сельской местности, на рыбалку, в магазин или на охоту. Цена бывает от 100 до 300$, в зависимости от состояния. Чаще всего это будет модель 3, 3М или 3М-01.
При выборе обратите внимание, чтобы с коробки и вилки ничего не текло. Попробуйте завести мотор. Если это удается с трудом, скорее всего потребуется замена коммутатора, свечи или катушки зажигания. Будьте готовы купить такие запчасти на мотоцикл Восход в Киеве или другом городе Украины, а у продавца просите снизить цену. Проверьте целостность гофр, глушителя, наличие хрома на руле. Обязательно включите все фары, указатели поворотов и другие световые приборы. Нередко на Восходе барахлит электрика. Проедьте на мотоцикле, оцените работу подвески, тормоза. После этого принимайте окончательное решение.
Документы для езды на мотоцикле Восход
Все модификации Восхода имеют двигатель с объемом 173 кубика и выше. Это означает, что в Украине для управления таким транспортным средством понадобятся права категории А. Выезжать на дороги общественного пользования разрешено с 18 лет. Пройти обучение для получения прав можно в автошколе, предлагающей открытие такой категории. А сдать экзамены для выдачи прав нужно в сервисном центре МВД. Все это обойдется от 6 до 10 тыс. грн, в зависимости от города и расценок автошколы. В сумму включены госпошлина и плата за изготовление пластика. Если старый мотоцикл не зарегистрирован, потребуется поставить его на учет и получить свидетельство о регистрации. За это платят еще до 1000 грн.
Тюнинг мотоцикла Восход
Вариантов тюнинга мотоцикла Восход на самом деле не очень много. Для нормальной работы топливной системы советую сразу заменить штатный карбюратор на такой же, только от импортного производителя. Придать свежий вид вашему байку сможет новый чехол на сиденье. Это сразу создает ощущение ухоженной техники, неподвластной времени. Особенно эффектно смотрятся сиденья с красной окантовкой.
Новые шины тоже преображают образ мотика. Для езды по грунтовке и бездорожью можно поставить грязевую резину. Увеличить мощность на мотоцикле Восход можно при помощи новой поршневой и блока, у которых диаметр цилиндра больше штатного. Но вместе с таким преобразованием может возрасти и расход топлива. Традиционно наклейки придают индивидуальный дизайн и даже помогают скрыть дефекты на кузове.
Отзывы о мотоцикле Восход от настоящих владельцев
Илья, ездит на Восход-3 1 год
Первый раз я проехался на отцовском восходе еще ребенком. Недавно увидел такой мотоцикл по мизерной цене, накатили воспоминания, купил. Байк легко рулится на асфальте, маневренный, подойдет даже для людей небольшой комплекции, которым тяжеловат Юпитер и подобные модели. Достаточно мощный и резвый. Техническую часть довел, купив необходимые запчасти на Восход-3. Теперь хочу перекрасить, чтобы не стыдно было показываться в городе, и буду ездить.
Сергей, ездит на Восход 3М 5 лет
Взял Восход 3М с пробегом 8000 км. Мотик старый, 1990 года выпуска, но запчасти к нему нахожу без проблем. Часто приходится играться с зажиганием – это его вечная болезнь, из-за которой мотоцикл не любили в свое время. Но я уже привык, знаю, насколько покрутить винты карбюратора. Тем более после замены карба на импортный, стал заводиться и работать получше. Фанатично вкладывать деньги в байк не советую, но заменить необходимые запчасти, чтобы ездить по поселку в магазин, на рыбалку или в лес по ягоды – вполне подойдет. Да и мощности у него побольше, чем у скутеров, проходимость получше.
Дмитрий, ездит на Восход-3М 6 лет
Считаю мотоцикл Восход-3М легендой. Мой байк 1992 года выпуска, едет без проблем. Ремонтов с ним было много, но постепенно привыкаешь и это не занимает много времени. Одна из распространенных проблем – перегорание КЕТ. Это коммутатор в одном из боковых бардачков. Вожу с собой запасной, чтобы долго не играться в пути, а дома перепаиванию конденсаторы, которые стоят копейки, и работает дальше. Преимуществом считают отсутствие аккумулятора, что убирает лишний вес и не требует покупки этого расходника. Едет мотоцикл мягко, удобно сидеть вдвоем на широком сиденье. Пробовал заливать 95-й бензин, так вместо паспортных 110 км получилось выдавить 120 км/ч. Неплохо для техники, которая немного моложе меня.
Тимур, ездит на Восход 3М-01 3 года
Мотик достался от бати по наследству. Хотя у меня машина, но на мотоцикле проще ездить на рыбалку по узким тропам, да и не жалко его. Мотор работает хорошо, запчасти на Восход есть в интернете с доставкой по Новой почте, поэтому главное знать, что нужно купить. Для увеличения багажника поставил с Явы накладной, поэтому могу привезти с рыбалки любой улов. Есть куда положить палатку, снасти. Металл качественный, за годы коррозия появляется, но точечно – больше хром на руле слазит. Сперва ездил с дугами, но потом снял. При падении спасет руль и ножка водителя. Поворотники здесь в алюминиевом корпусе, а не из пластика, поэтому не лопаются. Двигатель и коробка – простые и надежные, любой мотолюбитель разберется.
Популярные вопросы и ответы про мотоцикл Восход
Какой мотоцикл Восход самый лучший?
Самым распространенным и культовым стал мотоцикл Восход 3М. Именно его чаще всего можно было увидеть на дорогах в свое время, а сегодня такие продают на вторичном рынке. Поэтому запчасти к Восход 3М – самые востребованные. Но улучшенный Восход 3М-01 тоже стал очень популярным за счет примененных в нем инноваций, поэтому при выборе можете рассмотреть и его.
Какой металл у мотоцикла Восход?
Рама и прочие металлические детали у Восхода очень крепкие, сварочные швы прочные. Коррозия может встречаться на руле, металлическом ободе фары. Чаще всего просто лезет хром. При восстановлении его наносят заново, а для бюджетного ремонта мотоцикла достаточно счистить ржавчину, пройтись преобразователем, грунтовкой и серебристой краской.
Как сделать нормальное зажигание на мотоцикле Восход?
Чтобы отремонтировать зажигание на мотоцикле Восход, нужно установить коммутатор БКС, который выдерживает более высокие перегрузки. Практика и отзывы показывают, что с ним все корректно работает, вам не придется искать схему коммутатора КЕТ, который постоянно горит.
Какой расход топлива у мотоцикла Восход?
По паспорту расход топлива указан 4,2-4,4 л на 100 км пути. Но на практике составляет 4-5 л. Это зависит от веса водителя, наклона дороги, массы перевозимого груза, настроек карбюратора.
Какой двигатель на Восходе и какова максимальная скорость?
На разные поколения мотоцикла Восход устанавливали двигатели мощностью от 9 до 15 л.с. В связи с этим максимальная скорость варьировала от 90 до 110 км/ч. На некоторых байках можно выжать до 120 км/ч по спидометру, но некоторые тесты показывают, что здесь присутствует погрешность у старых измерительных приборов по сравнению с замерами скорости по GPS.
0 комментариев