Мотоцикл Урал (Ural): характеристики, модели, обзор, цены, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и тюнинг

Мотоциклы Урал имеют долгую историю и хорошо знакомы многим из детства. Это яркий представитель тяжелый байков, который способен тащить не меньший груз, чем легковой автомобиль. Наличие коляски расширяет багажное пространство. А если снять саму люльку и заменить расстояние между мотоциклом и третьим колесом платформой, то можно перевозить даже холодильник или диван. Используются такие байки в Украине и сейчас, активно продаваясь на вторичном рынке. Поэтому важно знать, где купить запчасти на мотоцикл Урал, как и что обслуживать, ремонтировать, обкатывать и тюнинговать.

История возникновения бренда Урал

В самом начале Второй мировой войны возникла необходимость в высокопроходном легком транспорте, способном маневрировать по лесам и полям, перевозя людей и снаряжение. По прототипу немецкого мотоцикла BMW R71 была сделана полная советская копия М-72. Это и стало началом истории мотоцикла, получившего впоследствии название Урал. Производство было налажено в 1940 году на Ирбитском Мотоциклетном Заводе (ИМЗ).

Модель темно-зеленого цвета выделялась заниженным расположением руля, отсутствием боковых зеркал (чтобы не цеплялись за ветки), чехлом на фару. Колеса оснащались грязевой резиной, усиленными арками и защитными дугами. Было запасное колесо позади люльки, а спереди устанавливался пулемет. Это был лёгкий транспорт по сравнению с автомобилем, который перевозил трех человек, мог буксировать небольшую гаубицу. При необходимости байк можно было спрятать в кустах, чтобы иметь наготове транспорт для отхода диверсионной группы.

В послевоенные годы необходимость в такой версии отпала, поэтому стали выпускать мотоциклы для гражданской эксплуатации. Открылось сразу два производства. В Ирбитском мотозаводе стали модернизировать М-72, а в Киеве разработали новую модель под названием Днепр МТ. В 1957 была представлена версия М-61 с новым двигателем, увеличенным ходом передней вилки. Ее и стали официально называть Урал. До этого их в народе звали Ирбит. Уже в 1962 г покупатели увидели М-62 с обновленной коробкой, автоматическим опережением зажигания, дюралюминиевыми рычагами. С 1963 появился Урал-2 с маятниковой подвеской.

Сейчас в продаже в Украине мне удалось найти старые байки ИМЗ от 1974 г и моложе по цене от 700 до 5000$ в зависимости от состояния. Поэтому запчасти к советским мотоциклам Урал по прежнему востребованы среди покупателей. После распада СССР завод продолжил свою деятельность, выпуская новые модели. Возможно, кто-то успел себе купить современный Урал, детали к которому тоже нужны для ремонта. После полномасштабного вторжения такую технику не ввезти в Украину. В 2024 г завод опубликовал объявление о приостановке деятельности для реконструкции. Она продлится несколько лет.

Общие характеристики

Завод ИМЗ был известен тем, что быстро разрабатывал и выпускал новые модели. Поэтому характеристики, как и запчасти к мотоциклам Урал, – очень разнообразные в зависимости от модели. Приведу одну из наиболее известных версий, получивших широкое распространение в Украине. Это Урал ИМЗ-8 в модификации, выпускавшейся в конце 80-х, начале 90-х гг.

Среди основных характеристик мотоцикла Урал:

  • габариты – 2490х1700х1100 мм;
  • дорожный просвет – 125 мм;
  • колесная база – 1460 мм;
  • тип двигателя – двухцилиндровый, объемом 649 см³;
  • принцип работы ДВС – четырехтактный, с отдельной смазкой из картера;
  • степень сжатия – 7 атм;
  • тип сцепления – сухое, состоящее из двух дисков;
  • мощность – 36 л.с.;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • масса мотоцикла с коляской – 315 кг;
  • вместимость – 2 человека на мотоцикл +1 в коляску;
  • грузоподъемность 160 кг на мотоцикл +100 кг в коляске;
  • передняя подвеска – телескопическая вилка;
  • задняя подвеска – маятникового типа с гидравлическими амортизаторами;
  • способ подачи топлива – карбюраторный, самотеком;
  • расход топлива – 7,8 л;
  • тип топлива – бензин АИ-72-76;
  • вместимость бензобака – 22 л;
  • трансмиссия – заднеприводная, 4-х ступенчатая;
  • принцип переключения КПП – ножной;
  • максимальная скорость по трассе – 105 км/ч;
  • тормозной путь при 30 км/ч – 6 м;
  • тип тормозов – барабанные спереди и сзади;
  • колесные диски – спицевые;
  • шины – 3.75-19 дюймов.

Предназначался мотоцикл для дорог общественного пользования и пересеченной местности. Был одним из самых распространенных тяжелый байков. Когда в коляске не было пассажира, ее можно было прикрыть тентом, пристегиваемым ремнями. Это снижало сопротивление при движении по трассе, защищало люльку от накопления пыли, закрывало перевозимое содержимое (сумки, консервацию, овощи и пр.).

Модели мотоцикла Урал

Вот основные модели мотоцикла Урал, запчасти к которым могут потребоваться для восстановления или текущего ремонта:

  • Урал-3 1971-1975 гг. В маркировке завода обозначался как М-66. Начиная с этой модели мощность стала достигать 32 л.с. Внедрена полнопоточная очистка масла в ДВС, что увеличило его долговечность. Появились указатели поворотов. Внешне байк все так же выделялся раздельными сиденьями со ступенчатым расположением, массивными задними амортизаторами, плоскими крыльями.

  • Урал М-67 1973-1976 гг. У модели модернизировали раму, которая получила еще больше трубок. В электрике стали задействовать оборудование на 12В.

  • Урал М-67-36 1976-1984 гг. Продолжение 67-й серии с увеличенным диаметром выхлопной трубы, иными диффузорами, обновленной конструкцией головки цилиндра. Задействован новый карбюратор К-301Г. В сумме это дало прирост мощности до 36 л.с. Внешне модель стала узнаваема по ровному сплошному сиденью взамен ступенчатого разделенного.

  • Урал ИМЗ-8.103-30 1985-1986 гг. Версия с аналогичной мощностью 36 л.с., но с измененной рамой, задней подвеской, новым электрооборудованием. Вместо двух глушителей осталась одна выхлопная труба с правой стороны. Тормоз появился в колесе коляски, что повысило безопасность. Улучшена оптика.

  • Урал ИМЗ-8.103-10 1987-1994 гг. Впервые появилась задняя передача, облегчающая выезд из узких мест. Уменьшен расход топлива и громкость работы ДВС, снизилась масса мотоцикла, но мощность мотора тоже понизили до 32 л.с.

  • Урал Турист. Имел дополнительную комплектацию для дальних поездок. Среди таких элементов: ветровое стекло для водителя и пассажира в люльке, металлический щиток на левую ногу, защищающий от попадания камней, алюминиевые диски и ступицы. Над запасным колесом мог устанавливаться багажник для дополнительного груза.

Отдельно на базе мотоцикла Урал ИМЗ-8.103-10 выпускалась модификация Урал Соло. Она выделялась двигателем увеличенной мощности до 40 л.с. и отсутствием коляски. Это значительно повышало маневренность, но удерживать равновесие на тяжелом мотоцикле было не просто. Поэтому я слышал о многих случаях, когда байк падал и придавливал ногу райдеру. В некоторых модификациях снимали второе сиденье, чтобы придать мотоциклу более крутой вид. В сельской местности вместо него могли ставить багажную площадку, повышающую утилитарные функции.

Среди современных байков под брендом Ural выпускается модель GEAR-UP. У нее подключается полный привод на колесо коляски, что повышает проходимость. Есть дополнительная оптика, багажник поверх запаски, а габариты и крылья закрыты металлическими защитными дугами.


Модели Вояж и Волк – это отдельная разработка одноместного мотоцикла под чоппер. У них высокий руль, скошенный бензобак, заниженное сиденье, есть передний кофр.

 Дополнительно выпускалась серия для милиции, оснащенная громкоговорителем, прожекторной фарой на люльке.

Насколько мне известно, были даже ультра ограниченные серии, выпущенные в количестве 20 единиц. Среди них – Ambassador с тонированным ветровым стеклом на байке и люльке, расширенным багажным отсеком, повторителем поворота на люльке (а не только на крыле коляски).

Урал: фото реальных владельцев

Урал: видео обзор мотоцикла от владельцев

Запчасти на мотоцикл Урал/Ural

Из своего опыта отмечу, что советские мотоциклы Урал имеют качественный и надежный двигатель. Даже модель М-67 1974 года может быть до сих пор на ходу. Мотор очень громко тарахтит, однако тянет. Но, если на байке гоняли на далекие расстояния, пробег может быть в несколько десятков тысяч км.

Единственный минус ДВС, о котором знают все мастера, – склонность к перегревам в жару. Поскольку здесь реализовано воздушное охлаждение, то уже при +25 градусах на улице металл быстро перегревается. Если продолжать длительное движение, неизбежен досрочный капитальный ремонт Урала, для которого понадобятся такие запчасти как: поршни и поршневые кольца, коленвал и шатуны, головка блока цилиндра. Может потребоваться замена распредвалов Урал, если они сильно изношены или деформировались от перегрева. Нередко замене подлежат моторные звезды и шестерни. Когда маслонасос создает низкое давление, то даже при нормальном уровне смазка будет поступать медленно, поэтому при ремонте меняют и его.

Среди других распространенных поломок старого мотоцикла Урал:

  • Заклинивает коробка. Передачи могут не включаться или не выключаться. Для ремонта Урала потребуются копирный вал и вилки переключения, фиксаторы, имеющие вид пружин с роликами, муфты и втулки шестерней. Как мастеру, мне часто доводилось менять коническую пару.
  • Не срабатывает сцепление. Здесь тоже возникают сложности с переключением, раздаются посторонние звуки. Владельцам мотоцикла Урал нужно купить и установить такие детали как: шток для выжимания, пружины корзины, вал привода, сами фрикционные диски сцепления.
  • Рвется резиновая рессора коляски. Люлька начинает тарахтеть, подпрыгивать на кочках, сильно проседать под нагрузкой. Помогает полная замена демпфера.
  • Карбюратор плохо подает топливо. Можно попробовать его отрегулировать, но, учитывая возраст техники, проще заменить ремкомплект или карбюратор на Урал в сборе.
  • Пробивает амортизаторы. Поскольку байк тяжелый, подвеска быстро выходит из строя, особенно при езде по кочкам. Мне приходилось менять амортизаторы задние на Урал и передние. Для экономии, можно обойтись ремкомплектом.

На современных мотоциклах Урал поломок меньше. Вопросы вызывает только металл рамы и двигатель. В остальном, насколько мне известно, используется ГРМ производства Австрии, тормоза Брембо, итальянские колесные диски. Подвеску ставят Sachs, электронное зажигание – от Ducati. Карбюраторы с завода стоят японские – Keihin. Подшипники двигателя и рулевой колонки – SKF. А вот датчик положения дроссельной заслонки и реле на новом Урале могут быть китайскими, поэтому тоже ломаются. Вот почему владельцам байков последних годов выпуска важно знать, где купить запчасти к мотоциклу Урал от 1999 до 2022 года.

ТО для мотоцикла Урал

Согласно карте технического обслуживания к старым мотоциклам Урал, ТО-1 проводится после пробега 2500 км, ТО-2 – при достижении на спидометре 5000 км. ТО-3 нужно выполнить на 10000 км, а затем обслуживать байк каждые 10 000 км, как большинство автомобилей. При регулярном техническом обслуживании требуется:

  • удалить старую смазку из подшипников ступиц колес и нанести новую;
  • смазать шарнир карданного вала (крестовину);
  • залить смазку в передние и задние амортизаторы, перо вилки;
  • заменить масло в КПП;
  • заменить масло в двигателе;
  • смазать шарнир цангового соединения коляски с мотоциклом;
  • притереть седла клапанов и отрегулировать тепловые зазоры клапанов;
  • заменить масляный фильтр, воздушный фильтр.

Для двигателя мотоцикла Урал необходимо использовать моторное масло 4Т. Заливка по ошибке масла 2Т не даст необходимой защиты, что приведет к быстрому износу цилиндров и поршней, поэтому понадобятся запчасти для ремонта мотоцикла Урал. Свечи зажигания меняются каждые 2500 км. Если мотор плохо заводится, слышны пропуски зажигания, отказал один из цилиндров – стоит проверить и заменить свечи на Урале досрочно.

Приведу заправочные объемы технических жидкостей для байка Урал, что пригодится нынешним и будущим владельцам техники:

  • Картер ДВС – 2.3 л масла.
  • Картер коробки – 1.2 л.
  • Передняя вилка (перо) – 0.135 л.
  • Амортизаторы – 0.105 л.

В картере мотора уровень проверяется масляным щупом. В остальных узлах есть контрольные отверстия или просто смазка заливается в нужном объеме до следующего ТО без проверок.

В техническое обслуживание мотоцикла Урал входит регулировка зазоров клапанов, для чего понадобятся специальные инструменты. На холодном двигателе должен быть 0.05 мм между коромыслом и толкателем. Периодически потребуется регулировка угла развала плоскостей заднего колеса и люльки. Правильное значение по мануалу – 1-2 градуса. Понадобится регулировать свободный ход рычага ручного тормоза. Он должен составлять не более 8 мм, но лучше добиться показателя 5 мм.

Как правильно обкатать мотоцикл Урал

Согласно инструкции по эксплуатации, после капитального ремонта двигателя мотоцикла Урал полная обкатка занимает 2500 км. В это время нельзя выжимать на всю ручку газ при трогании (правильно – не более 50%). Во время езды не нужно использовать более 80% мощности двигателя. Проехав первые 250 км, необходимо слить масло из картера ДВС, промыть картер и залить новую смазку 2.3 л. Это позволит удалить стружку, накопленную от притирки колец. Дальнейшая обкатка поможет трущимся парам притереться максимально, после чего меняется масло снова. В новых байках на этом пробеге рекомендуется заменить сразу трансмиссионное масло в коробке и главной передаче. Но, если капитальный ремонт КПП Урал не проводился, тогда в этом нет необходимости.

Правильная обкатка мотоцикла Урал нужна, чтобы предотвратить перегрев поршней. Пока кольца не притерлись, присутствует повышенная температура, поршни может повести или они прогорят. Когда площадь контакта между поршневыми кольцами и стенками цилиндров максимальная, тепло быстро отводится в блок, и можно нагружать двигатель по полной. Неправильная обкатка способствует быстрому выходу из строя ДВС, и тогда понадобится искать запчасти для капиталки мотоцикла Урал.

Как правильно выбрать и купить б/у мотоцикл Урал

Старые мотоциклы Урал по цене от 700$ – это труженики, хорошо подходящие для сельской местности. Такие модели используют как утилитарные для привоза дров, урожая с огорода, поездок на рыбалку, охоту. У техники хорошая проходимость, особенно при наличии задней передачи. Коляска позволяет разместиться сразу троим людям. Более современные модели Ural с пробегом, присутствующие в Украине, подойдут для дальних поездок по области или по стране. У них более современный вид, дополнительные функции.

При выборе мотоцикла Урал осмотрите технику на предмет потеков. В конструкции присутствует много сальников и уплотнителей. Их старение вызывает нарушение герметичности валов, коробок. Заведите двигатель. Обратите внимание, чтобы работали оба цилиндра. Проедьте на байке, включив все передачи. Не должно быть хруста, сопротивления. Оцените динамику разгона, максимальную скорость. Советую проверить мотоцикл перед покупкой на трассе. У старых версий осмотрите раму на предмет трещин, коррозии. Это позволит узнать состояние техники, даст основание для торга.

Документы для езды на мотоцикле Урал/Ural

Все старые мотоциклы Урал имеют двигатели объемом 650 кубиков. Есть модифицированные серии на 750 см³ и даже литровые спецвыпуски ДВС (например, выпускавшиеся для милиции). Поэтому для управления байком Урал необходима открытая категория прав А. Водительское удостоверение с категорией А1 не подойдет. Чтобы получить права на Урал в Украине, потребуется обучение в автошколе и сдача двух экзаменов в сервисном центре ВМД. Все это обойдется от 6 до 10 тыс. грн в зависимости от расценок автошколы, количества практических занятий по вождению. При выезде на дороги общественного пользования необходимо иметь при себе свидетельство о государственной регистрации транспортного средства.

Тюнинг мотоцикла Урал/Ural

Владельцы ретро байков могут переделать мотоцикл Урал, повысив комфорт, изменив внешний вид или улучшив эксплуатационные характеристики. Среди доступных вариантов тюнинга:

  • Заменить цилиндр и поршень для перевода на 92-й бензин.
  • Хромировать руль, вилку, крылья, глушитель.
  • Установить заднее колесо большей ширины.
  • Заменить боковые зеркала на более крупные или мелкие.
  • Установить подогрев ручек для езды в холодное время года.
  • Поставить бензобак узкой формы.
  • Переделать ножное включение задней передачи на ручное.

Самый доступный по цене тюнинг мотоцикла Урал – заменить обивку сиденья. Это сразу придает байку новый вид. Меняют дизайн новые шины на Урал. Если ездите по грунтовым дорогам и пересеченной местности, выбирайте грязевую резину.

Отзывы о мотоцикле Урал от настоящих владельцев

Антон, ездит на Урал ИМЗ 8.103 10 лет

Мотик 1992 года выпуска достался мне от хозяина, который его получил на заводе вместо зарплаты и хранил в законсервированном состоянии 12 лет. Обкатал по мануалу. Я снял коляску, установил правый поворотник на мотоцикл, заменил седло на сплошное и использовал его как мотоцикл выходного дня. Налегке едет отлично по трассе, на 60 км мотор шепчет. А так можно разогнать до 110 км/ч. На парковке очень тяжелый, поэтому использую только заднюю передачу для выезда. Тормоза откровенно слабые – нужно нажимать сразу оба. Без люльки расход 6 л на сотню.

Дмитрий, ездит на Урал М76-36 1979 5 лет

Мотоцикл получил от отца по наследству. Помню еще в детстве отец возил на нем картошку в мешках, бревна для строительства бани, кирпичи на поддоне вместо люльки и еще кучу всего. Мотик послушно все терпел. На спидометре пробег 13456 км. Признаков, что нужна капиталка – нет. Мотор тянет, заводится нормально, КПП переключается. Считаю такой байк мега выносливым и незаменимым, тем более что купить его можно с пробегом по цене бюджетного айфона.

Сергей, ездит на Урал М67-36 3 года

Живу в селе, часто езжу на рыбалку и в город на рынок. Мотоцикл везде проезжает легко, даже через брод глубиной 30 см. Байк хоть и не самый скоростной, зато тяговитый. Буксировал на нем даже прицеп с моторной лодкой. А один раз тащил соседский запорожец, который заглох. Но при сильной загрузке мотоцикл всегда тянет вправо на коляску, поэтому нужно крепко держать руль. Летом мотор быстро перегревается, поэтому на трассе приходится либо останавливаться для остывания, либо держать высокую скорость для обдува потоком воздуха. Еще не советую делать резкие повороты вправо (на люльку) – можно опрокинуть байк.

Популярные вопросы и ответы про мотоцикл Урал

Сколько карбюраторов на мотоцикле Урал?

У мотоцикла два цилиндра двигателя, в которые топливо подается от двух независимых карбюраторов. Это важно знать для ремонта, если один из цилиндров перестает работать.

Есть ли аккумулятор на мотоцикле Урал?

На советских байках Урал контактное зажигание. Используется аккумулятор типа 3MT-6. У современного Ural предусмотрено электронное зажигание CDI и электростартер, поэтому используется АКБ на 12 В. Некоторые ставят гелиевый аккумулятор, который более безопасен при повреждении корпуса.

Сколько скоростей у мотоцикла Урал?

Управление коробкой передач мотоцикла Урал находится с левой стороны. Первая передача включается надавливанием рычага вперед. При движении рычага назад запускается 2-3-4 скорости. Всего у мотоцикла Урал 4 скорости. На некоторых моделях есть задняя скорость с передачей крутящего момента на заднее колесо посредством кардана. Она облегчает выезд из узких переулков, гаража.

Какой расход топлива у мотоцикла Урал?

Расход топлива у Урала зависит от модели и мощности двигателя. У старых мотоциклов советского производства он достигает 7-8 л. У более новых Ural, выпущенных после распада СССР – составляет 6-7 литров на 100 км. Но при этом потребление горючего еще связано с манерой вождения, перевозимым грузом (весом), типом дорожного покрытия, настройками карбюраторов.

Как включить заднюю передачу на мотоцикле Урал?

Рычаг включения задней передачи расположен с правой стороны мотоцикла (если такая передача предусмотрена с завода у конкретной модели). Рассчитано, что задняя скорость у Урала включается правой рукой. Но делать это неудобно, поскольку нужно низко наклоняться, чтобы дотянуться до рычага. Некоторые переделывают конструкцию при помощи системы тяг, чтобы вывести ручку задней передачи повыше за бензобаком.