Мотоцикл Минск: характеристики, модели, обзор, цены, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и тюнинг

Если бы вас спросили какой мотоцикл – главный конкурент Восхода, то что бы ответили? Люди определенного возраста без сомнений скажут, что это Минск. У них были схожие параметры двигателя и цена, поэтому владельцы этих байков нередко мерялись в скорости и маневренности во дворах. Те мотоциклы ездят до сих пор, а также выпускаются современные версии, которые можно взять абсолютно новыми. В этой статье я расскажу про характеристики техники этой марки, особенности обслуживания и ремонта, а также, где купить запчасти на мотоцикл Минск в Украине.

История возникновения бренда Минск

Бренд мотоциклов Минск берет начало в 1951 году. Немецкий завод DKW было решено расформировать, поскольку это предприятие нанесло урон народному хозяйству СССР. Его мощности были вывезены в город Минск на «МВЗ» (МотоВелоЗавод). Первая модель была построена по аналогии немецкого мотоцикла DKW RT125, который ранее уже 10 лет находился успешно на вооружении у армии Вермахта. То, что это был хороший прототип, подтверждает тот факт, что его взялись выпускать Harley-Davidson, Yamaha и другие бренды.

Первая модель, собранная в Минске, получила название М1А. За первый год было продано 3000 экземпляров. Впоследствии предприятие нарастило обороты, продажи велись в 45 странах мира. В 2007 году завод перешел в частные руки. Марка прошла ребрендинг, а название бренда стало писаться «M1NSK» с отсылкой к первой выпущенной модели. Производство техники продолжается до сих пор, поэтому актуально знать, где купить запчасти для новых и старых мотоциклов Минск.

На рынке Украины мотоциклы Минск были всегда, поскольку когда-то Украина входила в СССР. Байки советской сборки продаются на вторичном рынке и сейчас, а значит поиск запчастей к ним остается востребованным. На Auto.ria и других платформах купить подержанный мотоцикл Минск можно от 150 до 450$. Все зависит от состояния байка.

Новые мотоциклы после ребрендинга марки тоже продавались широко в интернете и офлайн. Их цена варьирует от 34 000 до 70 000 грн. Они вполне составляют конкуренцию китайским и индийским аналогам. Но постепенно пропали из продажи после начала полномасштабного вторжения. Однако на вторичке они есть по 500-1000$. Тем, кто успел купить новый M1NSK ранее, или подумывает о приобретении последней модели с пробегом, тоже важно знать, где достать на нее детали для ремонта, ведь за техникой нужно продолжать следить.

Общие характеристики

Минский завод выпустил большое количество моделей двухколесной техники. Но одной из самых популярных, по мнению народа, был Минск 125, который можно купить и сегодня. Поэтому приведу его характеристики:

  • объем двигателя – 124 см³;
  • конфигурация мотора – одноцилиндровый, двухтактный;
  • мощность – 8-12 л.с.;
  • тип привода в двигателе – цепной;
  • коробка передач – четырехступенчатая с ножным переключением;
  • объем бака – 12 л;
  • бензин – АИ 92;
  • смазка – вместе с топливом в соотношении 1:25;
  • максимальная скорость – 90-100 км/ч;
  • расход топлива – 3-4 л на 100 км;
  • зажигание – бесконтактное;
  • подвеска – амортизаторы спереди и сзади;
  • тормоза – барабанные передние и задние;
  • колеса – со спицевыми ободами размером 3-18 дюймов;
  • рама – трубчатая, закрытого типа;
  • габариты – 1960х660х1100 мм;
  • клиренс – 125 мм;
  • подача топлива – самотеком;
  • сцепление – многодисковое в масляной ванне;
  • грузоподъемность – 150 кг;
  • вес мотоцикла – 100 кг.

Отмечу, что название Минск 125, которое так часто встречается на площадках по продаже техники, общепринятое. Оно взято народом на основании объема двигателя, который используется в таких байках. Самих моделей с ДВС 125 см³ было много. Завод давал им собственную маркировку, но она была длинной, поэтому не зашла покупателям. В народе мотоциклы продолжали классифицировать по мотору.

Модели мотоцикла Минск

Всего старый государственный завод и новое частное предприятие в сумме выпустило около 60 моделей мотоциклов, скутеров и квадроциклов, а также мопедов. Были даже электрические версии. По типу они делятся на дорожные модификации, эндуро, спортивные байки и мелкосерийные экспериментальные варианты.

Среди первых агрегатов после М1А, были: М1М, М-103, М-104. Серия продолжалась до М106, но сейчас такие можно встретить только в музеях старой техники. В 1971 году появился Минск ММВЗ-3 под индексом 111. В нем уже был инструментальный ящик, как у современных байков, ликвидирована массивная обшивка, присущая старым мотоциклам. Максимальная мощность составила 9.5 л.с.

После 3.111 последовали такие версии:

  • Минск ММВЗ-3.115. Мотоцикл производился с 1976 по 1982 год. Получил контактное зажигание, мотор мощностью 11 л.с., обновленный вид спидометра и фары головного света.

  • Минск ММВЗ-3.112. Выпускался с 1982 по 1995 гг. Сиденье стало более широким и удобным. Тормозные барабаны увеличены в диаметре до 150 мм, что повысило безопасность. Колесные спицы стали толще, изменилось место расположения подножек. Мощность ДВС повышена до 12 л.с. Была модификация для сельской местности. Она отличалась другими передаточными числами при мощности 10 л.с., что делало мотоцикл более тяговитым на малых скоростях. Увеличенный дорожный просвет и наличие задней передачи позволяло проехать по бездорожью. Перемычка на руле усиливала конструкцию для перевозки крупногабаритных грузов на короткие расстояния.

  • Минск ММВЗ-3.113. Изготовление велось с 1995 по 2006 гг. Везде был мотор на 125 кубиков. В нем была изменена конструкция передней вилки, появились газонаполненные амортизаторы. С 1997 года стали комплектоваться моторами с раздельной системой смазки (четырехтактными).

  • Минск ММВЗ-3.113.5 Лидер. Модификация увидела свет в 1999 г и производилась следующие 5 лет. Выделялась наклоненными задними амортизаторами, небольшим ветрозащитным кожухом, боковыми пластиковыми обвесами, задранным глушителем. Все указывало на спортивное предназначение. Впоследствии появилась версия с мотором на 150 кубиков форсированного типа.

  • Минск Д4 125. Современная модель с 4-тактным двигателем 124 см³, и максимальной скоростью 100 км/ч. Уже имеет электростартер, 5-ступенчатую коробку, передний дисковый тормоз. Но все эти улучшения повлекли увеличение массы до 140 кг.

Кроме вышеперечисленных и самых распространенных, существуют модификации: С4 125, М 125, С4 200, С4 250, R 250 и пр. Спортивная серия включает модели 3.221 Кросс, М-213, М-211, М-227, М-3.232 и др. Мелкосерийные выпуски содержали версии Люкс с улучшенной комплектацией, Кадет, Гриф, Поларис.

Мотоцикл Минск: фото реальных владельцев

Минск: видео обзор мотоцикла от владельцев

Запчасти на мотоцикл Минск

Минск считается одним из самых простых и надежных мотоциклов той эпохи. На него пересаживались ребята с мопедов, а остальные, кто не мог себе такого позволить, с завистью смотрели на владельцев. Сейчас такие байки работают до сих пор, однако время берет свое. Поэтому важно знать, что ломается с годами и какие запчасти могут понадобиться для ремонта мотоцикла Минск.

Среди поломок, с которыми может столкнуться владелец байка, в зависимости от возраста техники, следующие:

  • Проворачивается шестерня на кикстартере. В зависимости от результатов диагностики узла может понадобиться замена храповика, самого рычага, вала заводной лапки. Часто при таком ремонте меняют и возвратную пружину.
  • Отламывается колено глушителя. Особенно с этим сталкиваются любители езды по бездорожью. Если сам глушитель забился или прогорел, есто стоит тоже заменить.
  • Лопается сварка на раме. Такое мне доводилось видеть только на байках, попавших в ДТП или жестко упавших. Выход один – заварить полуавтоматом или РДС сваркой, загрунтовать и покрасить. Новую раму на старый Минск сейчас купить практически нереально.
  • Забивается карбюратор. С этим сталкивается каждый владелец советского мотоцикла. Я пробовал чистить карбюратор, менять ремкомплект, настраивать, но понял, что лучше сразу заказать новый карбюратор на Минск. Хоть современные версии и китайские, но с ними мотоцикл будет держать холостые обороты.
  • Рвутся тросы газа, тормоза и сцепления. Советую их просто заменить, стоят они копейки. Хотя сами рычаги прочные, ведь они сделаны из листовой гнутой стали, а не алюминия, как у конкурентов. Новый трос спидометра вернет правильные показатели, поскольку без него стрелка порой зашкаливает при 50 км/ч.
  • Рассыпаются рукоятки руля. К счастью, они меняются буквально за пару минут на новые.
  • Пробивает подвеска. Это может быть из-за слабых пружин, неработающих амортизаторов. При ремонте их меняют на новые. Могут понадобиться дополнительно гофры на амортизаторы, втулки передней вилки.

Слабое место мотоцикла Минск – электрика. Она отказывает по причине окислившихся контактов, перетертой изоляции, разорванных проводов. Для ремонта может потребоваться купить на Минск коммутатор, катушку зажигания, датчик холла, концевые выключатели. Сама электропроводка тоже меняется в сборе, если нет желания возиться с мультиметром и искать оборванный провод.

Многие владельце байка знают, что передний тормоз практически не работает, хотя он и предусмотрен конструктивно. Это связано с заводскими особенностями конструкции и директивами того времени, поступающими на производство. Но восстановить тормозную функцию можно, поставив нормальные тормозные колодки на мотоцикл Минск и правильно отрегулировав натяжение троса.

По надежности некоторые считают двигатель мотоцикла Минск, собранного в СССР, вечным. По факту, капиталка требуется спустя 30 000 км пробега. Учитывая, что за сезон на нем накатывают до 300 км, ездя на рыбалку, на дачу, в магазин, то за 10 лет эксплуатации выходит 3000 км. Значит накатать положенные 30 тыс. при таком использовании можно только за 100 лет. Вот и выходит, что владельцы редко сталкиваются с капиталкой. Из всех виденных мною мотоциклов Минск на спидометре было от 7 до 12 тыс. км.

Но неправильное обслуживание, плохой бензин могут убить любой двигатель, поэтому нужно знать, где купить запчасти для капитального ремонта мотора старого Минска. Чаще всего требуется заменить:

Современные байки, собранные уже на частном предприятии в Беларуси, не сильно далеко уходят от китайских версий по качеству сборки. Увеличенная мощность двигателя и скорость разрешает использовать их для дальних поездок по трассе, поэтому и пробег у них нарастает быстрее. Их приходится капиталить после 20-30 тыс. км. Набор запчастей для современного Минска тот же, только важно проверить детали на совместимость с установленными моторами. Все необходимые запчасти для мотоцикла Минск как старого производства, так и нового можно купить в интернет-магазине МотоЗилла. Менеджеры помогут с выбором по качеству, цене, убедятся в совместимости.

ТО для мотоцикла Минск

В техническое обслуживание мотоцикла Минск входят следующие работы:

  • замена натяжителя цепи ГРМ и самого ГРМ у 4-тактных моторов – каждые 20 000 км;
  • установка новой моторной цепи – каждые 10 000 км;
  • проверка натяжки моторной цепи – каждые 500 км, смазка – каждую 1000 км;
  • замена свечей зажигания – каждые 3000-5000 км или досрочно при плохом запуске, нестабильной работе двигателя;
  • замена воздушного фильтра – каждые 2000 км, а после 500 км нужна чистка;
  • звезды цепи меняются спустя 10 000 км вместе с цепью.

Еще у версий 4Т нужна регулировка клапанов каждые 5000 км и замена масла каждый сезон. У Минска 2Т обслуживание заключается в правильном смешивании бензина с маслом, а клапана отсутствуют, поэтому регулировать ничего не требуется. Многодисковое сцепление мотоцикла Минск тоже считается расходником, хотя не имеет четкого регламента замены. Диски, корзину, шток может потребоваться заменить спустя 15-30 тыс. км пробега. При таком ремонте рекомендую сразу поставить новые шестерни коробки передач, валы, вилки, чтобы одновременно продлить ресурс КПП и больше не лазить в этот узел.

Как правильно обкатать мотоцикл Минск?

На крышке топливного бака некоторых мотоциклов Минск нанесено напоминание, как правильно обкатать технику. Там сообщается, что при обкатке необходимо смешивать бензин с маслом в пропорции 20:1. Увеличенное количество смазки обеспечивает лучшее скольжение поршневых колец по цилиндру. Но дыма из глушителя будет больше – пугаться не следует. Когда спустя 1000 км обкатка завершена, разводите масло в бензине в соотношении 25:1. В процессе обкатки не выжимайте ручку газа на полную, не трогайтесь резко с места. Тогда вы не перегреете мотор с воздушным охлаждением.

Как правильно выбрать и купить б/у мотоцикл Минск?

Если вы решили приобрести мотоцикл Минск с пробегом, стоит его хорошо проверить перед покупкой. От состояния зависит, сколько потребуется купить запчастей для ремонта Минск, чтобы пользоваться техникой. Заведите мотор и не трогайте ручку газа. Обратите внимание, как двигатель держит холостые обороты. Если ДВС глохнет, придется менять карбюратор, свечу, бронепровод, а может и коммутатор. Поэтому основательно торгуйтесь, чтобы потом было за что купить детали для восстановления мотоцикла Минск.

Обязательно опробуйте байк в деле перед покупкой. Проедьте на нем, желательно по трассе, чтобы увидеть максимальную скорость. Это даст представление о состоянии двигателя. После 70 км/ч включите четвертую – обороты не должны падать, мотор должен тянуть. Если слышны посторонние звуки, скрежет, хруст, передачи включаются с трудом, потребуется ремонт сцепления или коробки. Тогда тоже торгуйтесь. Напоследок не забудьте проверить оптику, хотя реле поворотов или даже стоп-сигналы в сборе стоят не дорого.

Документы для езды на мотоцикле Минск

Даже самый маломощный минск имеет объем двигателя 125 кубиков. Это означает, что для езды нужны права категории А. Открытая категория А1 не подойдет. Пройти обучение по управлению мотоциклом можно в автошколе. В зависимости от города и количества практических занятий это обойдется в 6-10 тыс. грн. Затем подаются документы в сервисный центр МВД для сдачи теоретического и практического экзаменов. При этом уплачивается государственная пошлина. Затем выдается пластиковое удостоверение.

Для езды по дорогам Украины потребуется поставить мотоцикл Минск на учет. Это обойдется до 1000 грн. Вы получите номерной знак и пластиковое свидетельство о государственной регистрации. Использовать байк можно с 18 лет.

Тюнинг мотоцикла Минск

Многие интересуются, как сделать из мотоцикла Минск “пушку”, выстреливающую по трассе при повороте ручки газа. Для этого потребуется замена поршневой. Причем поставить нужно поршни, блок и кольца с более мощного двигателя. Из практики скажу, что хорошо подходят для Минска блоки Yamaha. Если хотите увеличить мощность на несколько “лошадей”, установите вместо штатного поршня диаметром 52 мм увеличенный цилиндр на 54 мм. Если хотите прям “пушку” из мотоцикла, можно поставить поршневую на 69 мм. На YouTube есть видео, как это делать.

Вот другие способы, как можно затюнить Минскач:

  • установить защитные стальные дуги, если их нет;
  • надеть чехол Минск на протертое сиденье;
  • поставить новый глушитель или резонатор, чтобы байк издавал приятный звук;
  • заменить амортизаторы и сайлентблоки, повысив мягкость хода;
  • установить покрышки с агрессивным рисунком протектора;
  • заменить старые, поржавевшие обода на новые, блестящие;
  • приделать яркие наклейки, которые поднимут настроение, выделят байк на фоне стока, помогут скрыть потертости на корпусе.

Существенное улучшение по комфорту – это установка на мотоцикл аккумулятора и электростартера. Тогда можно заводить байк с кнопки. При этом потребуется перевод электрики на постоянный ток. Среди других вариантов – заменить лампы накаливания на светодиодные. Тогда у вас будет ТОПовый свет, что повысит безопасность при движении в темное время суток. Самые ярые фанаты такой техники доходят до установки гидравлических тормозов и монтажа ручек с подогревом. При желании можно заменить приборную панель, установив цифровой тахометр с подсветкой, новый спидометр и свежие цветные глазки, не выгоревшие на солнце.

Отзывы о мотоцикле Минск от настоящих владельцев

Александр, ездит на Минск ММВЗ-3.115 2 года

Нашел в продаже “капсулу времени”. Мотоцикл 1982 года выпуска. Заводился хорошо, но холостые обороты не держал. Нужно было постоянно нажимать на кнопку поплавка для подачи бензина или крутить ручку газа, чтобы двигатель продолжал работать. Настройка карба не помогли. Заменил карбюратор на китайский, который сделан как точная копия японской модели, только по нормальной цене. Теперь двигатель работает как часы. Единственно – максимальная скорость уже 70 км/ч, но мне по городу больше и не нужно.

Сергей, ездит на Минск 113 4 года

Мотоцикл нравится, хоть ему уже 30 лет. Состояние нормальное, если вовремя ремонтировать и ставить качественные запчасти на Минск. По асфальту вдвоем разгоняю его до 95 км/ч. Но для этого я поставил японский карбюратор. Цена кусается, однако с ним байк внезапно обрел вторую жизнь, и работает лучше, чем многие современные мотоциклы.

Дмитрий, ездит на Минск 112 6 лет

Помню эту модель еще будучи подростком. Была точно такая. Считаю старый Минск одним из самых надежных мотоциклов. Ребята во дворе мучались со своими Восходами и ИЖами, а я ездил и горя не знал. Будучи взрослым, накатила ностальгия. Нашел недорогой вариант в продаже, купил, сделал двигатель, приобретя кольца и поршни на Минск, и теперь езжу на мотике на рыбалку.

Алексей, ездит на Минск 112 10 лет

Владею старым Минском – достался по наследству от отца. Пробег 5 тыс. км с хвостиком. Двигатель еще не делал, заводится, работает. Менял глушитель взамен забитого, амортизаторы. Была коррозия, поэтому зачистил и покрасил раму. Теперь мотик выглядит не позорно, езжу на нем по поселку, в магазин, по грибы. Проходимость отличная, купить грязевую резину на Минск не проблема, поэтому бездорожья мотоцикл не боится.

Популярные вопросы и ответы про мотоцикл Минск

Что лучше Минск или ИЖ?

Минск относится к легкому классу мотоциклов. Он экономичнее, проще, надежнее. У ИЖ больше мощности, но он более тяжелый, а также сложнее в ремонте. По топливу он прожорливее, поэтому многие в таком сравнении отдают предпочтение Минску.

Какой двигатель в мотоцикле Минск?

В большинстве моделей стоит двигатель объемом 124 см³. Но есть модификации с моторами 150, 200 и даже 250 кубиков. Версия на 125 куб. см. двухтактная, а остальные могут быть как 2-тактными, так и 4-тактными.

Какое масло заливать в мотоцикл Минск?

В 2-х тактные моторы заливается масло 2Т типа Motul 510. Оно смешивается вместе с бензином в пропорции 1:25. В 4-х тактные ДВС заливается полусинтетика 10W-40 непосредственно в картер.

Как быстро ездит Минск?

Старые мотоциклы имеют максимальную скорость 90-100 км/ч. От современных версий можно ожидать 110-130 км/ч, что зависит от мощности двигателя и типа КПП.

Какой расход топлива у Минска?

У старых советских мотоциклов расход составляет 3-4 л на сотню. Это зависит от настроек карбюратора, стиля езды, загруженности транспорта. У новых байков Минск расходование горючего достигает 2,5-3 л на 100 км.