Мотоцикл К-750: характеристики, модели, обзор, цены, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и тюнинг

Мало кто знает, но до выпуска легендарного мотоцикла Днепр, “Киевский мотоциклетный завод” выпускал его прототип – К-750. Именно об этом байке и будет мой рассказ. Поскольку я занимаюсь ремонтом мотоциклов, а также инструмента и оборудования с бензиновыми двигателями, то не по наслышке знаю особенности эксплуатации, распространенные поломки, плюсы и минусы техники. Сегодня я расскажу про историю модели К-750, технические характеристики, что чаще всего ломается и где купить запчасти на мотоцикл К-750. Еще вы найдете здесь фото, отзывы, видео и ответы на самые распространенные вопросы про этот легендарный тяжелый байк.

История возникновения К-750

История мотоцикла К-750 берет свое начало в Украине. На “Киевском мотоциклетном заводе” (КМЗ) было принято решение выпускать модель М-72 – альтернативу тяжелому немецкому мотоциклу BMW R71. Изначально это была военная версия, но поскольку Вторая мировая война уже закончилась, возникла потребность в гражданском тяжелом байке для утилитарный целей. Ирбитский мотоциклетный завод в это время разрабатывал Урал, а в Украине стали развивать собственную модель М-72.

В 1958 году на основе М-72Н создают новую версию под индексом К-750. Мотоцикл получает увеличенную мощность двигателя до 26 л.с., становится более надежным и комфортабельным. Среди положительных изменений появились:

  • гидравлические амортизаторы;
  • уменьшение расхода топлива на 1 л при проезде 100 км (хотя мощность стала выше);
  • размещение коляски на резиновых рессорах.

Из-за первой буквы “К” в индексе модель стали называть в народе “Касик” или “Косьян”. Другие между собой называли байк “Эмочка” с отсылкой к прототипу М-72, хотя буквы “М” в названии продолжателя линейки уже не было. Последняя версия прозвища подчеркивала уважительное отношение к технике среди мотоциклистов, ведь она славилась мощностью, надежность и повышенной проходимостью.

После выпуска нескольких модификаций, спустя 10 лет, в 1968 г на смену Касику пришел мотоцикл К-650, более известный под названием “Днепр” или МТ-8. Но некоторые из тех мотоциклов все еще ездят по Украине. Я даже нашел несколько десятков объявлений о продаже К750 с ценовым диапазоном от 600 до 3500$ в зависимости от состояния. Поэтому вопрос покупки запчастей на мотоцикл К-750 в Украине остается актуальным. КМЗ впоследствии выпускал еще модификации с объемом двигателя 750 кубиков, но это были уже мотоциклы Днепр. Не все детали у них взаимозаменяемые, поэтому при поиске деталей для ремонта важно быть внимательным и найти грамотного менеджера и проверенный интернет-магазин запчастей, где помогут точно подобрать нужные расходники и комплектующие.

Общие характеристики

К основным характеристикам мотоцикла К-750 (1958-1968 гг выпуска) относятся:

  • внешние габариты – 2400х1060х1650 мм;
  • колесная база – 1450 мм;
  • просвет между нижней частью и дорогой – 120 мм;
  • высота расположения сиденья водителя – 720 мм;
  • тип двигателя – четырехтактный, с двумя цилиндрами;
  • особенность ГБЦ – нижнее расположение клапанов;
  • диаметры цилиндров – 78 мм;
  • объем ДВС – 746 см³;
  • компрессия при сжатии поршнями – 5,7-6,1 атм;
  • выдаваемая мощность – 26 л.с. при диапазоне оборотов 4600-4900;
  • способ охлаждения ДВС – воздушный;
  • метод смазки – подача под давлением и путем разбрызгивания;
  • вес мотоцикла с коляской – 320 кг;
  • масса мотоцикла без коляски – 210 кг;
  • максимально допустимая грузоподъемность – 300 кг;
  • заявленный расход топлива на 100 км – 6 л;
  • расход масла на 100 км пути – 250 мл;
  • максимальная скорость по трассе – 90 км/ч;
  • топливная система – карбюратор К-37;
  • бензин для заправки – АИ-66-74;
  • вместимость бензобака – 21 л;
  • воздушный фильтр – комбинированного типа (инерционный и контактно-масляный);
  • тормоза – барабанного типа спереди и сзади;
  • система зажигания – две свечи, катушка Б2-Б, прерыватель;
  • электрооборудование – с аккумулятором на 6 В, генератором Г-11-А;
  • головная оптика – фара ФГ116;
  • трансмиссия – двухходовая, четырехступенчатая коробка;
  • сцепление – двухдисковое, сухого типа с фрикционными накладками на дисках с обеих сторон.

Рама выполнялась из толстостенных трубок, что обеспечивало повышенную прочность. Задняя подвеска была рычажного типа с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Они устанавливались с каждой стороны колеса. Передняя вилка оснащалась гидравлическими амортизаторами с поршнями.

За что мне нравится К-750 – у него взаимозаменяемые колеса R19 размером 3,75. Это позволяет быстро поменять местами колеса целиком, без перестановки покрышек. Поскольку задняя шина изнашивается быстрее, так можно равномерно стирать резину. Только важно следить за правильным давлением. В переднем колесе оно должно быть 1,6-1,8 атм, а в заднем – 2,0-2,5 атм. Колесо коляски накачивают до 1,8-2,0 атм. Если есть запаска, лучше в ней поддерживать 2,0-2,5 атм, ведь не знаешь, куда ее придется поставить. В ступицах колес используются конические роликоподшипники, которые можно отрегулировать на люфт и свободное вращение.

Модели мотоцикла К-750

Всего за 10 лет существования Касика было выпущено две основных модели и несколько специальных версий. Ниже расскажу подробнее про них.

К-750

Первая модификация с гидравлическими амортизаторами, за счет чего значительно повысился комфорт. По сравнению с предшественником, возросла мощность на 4 л.с., что сказалось на тяговых свойствах и проходимости. Толстые спицы диаметром 5 мм исключали повреждение обода даже при столкновении колеса с бордюром на скорости.

Толстая трубчатая рама прямоугольного типа со скошенной верхней частью была удобной для расположения двигателя, коробки и синхронного размещения амортизаторов. Треугольные сиденья раздельного типа находились на разных уровнях. Это не только сэкономило место и сократило длину тяжелого байка, но обеспечило заднему пассажиру нормальный обзор. У каждого цилиндра была своя выхлопная труба, протянутая по нижнему краю рамы справа и слева.

Фишкой мотоцикла К-750, отличающей его от Урала внешне, стала не только немного иная рама, но и небольшой лючок на бензобаке. Под ним располагался бардачок для мелочевки. Например, в него можно было положить дорожную карту или документы.

К-750М

В этой версии, появившейся в 1963 году, удалось немного сократить массу до 318 кг. Но на практике это не ощущалось, поскольку байк оставался тяжелым. Среди серьезных изменений – снижение температуры работы двигателя на 20-25 градусов при помощи более лучшего охлаждения головок цилиндров и масла в ДВС. Благодаря этому блок стало меньше вести, сократилось количество случаев перегрева. Мотор стал более надежным. Разработчики улучшили конструкцию КПП – передачи стали легче включаться, повысилась долговечность коробки.

Передняя вилка вместо рычажной уже стала телескопической. Ее рабочий ход увеличился, что улучшило езду по неровному дорожному покрытию или бездорожью. Рычаги газа и сцепления катушечного типа получили запас прочности и уже не обламывались при столкновении с препятствиями. Последняя инновация – установка лабиринтного уплотнителя в тормозную систему, что сделало барабаны более герметичными и надежными.

Специальные модификации

Военная версия К-750 была темно-зеленого цвета. Имела специальную накладку на фару, приглушающую рассеивание света в темное время суток и устраняющую блики на солнце. По бокам коляски имелось два багажных ящика для патронов и инструментов. Еще один жесткий кофр был по правой стороне люльки за пассажиром. На передней части коляски базировалась стойка для крепления пулемета.

Дорожные модификации по типу Турист, имели ветровое стекло и наколенники из гнутого металла для защиты от камней.

Владельцы байков нередко отстегивали коляску, превращая тяжелый утилитарный мотоцикл в круизер.

Так советские байкеры пытались конкурировать с Harley Davidson (фото) того времени.

Впрочем эта тема популярна и сегодня, поэтому некоторые покупают старые мотоциклы К-750 под восстановления, после чего подбирают к ним запчасти, красят и ездят как на новых. Нередко такую технику в хорошем состоянии после ремонта можно увидеть в музеях автомобилей СССР.

К-750: фото реальных владельцев

К-750: видео обзор мотоцикла от владельцев

Запчасти на мотоцикл К-750

Из своего опыта мастера скажу, что мотоцикл К-750 довольно надежный, но у него есть несколько слабых мест. Далее опишу распространенные неисправности Касика, а также методы ремонта, и какие запчасти на К-750 понадобятся:

  • Система зажигания. Зачастую владельцы байка могут столкнуться с тем, что генерируется слабая искра. Из-за этого мотор трудно запускается, могут быстро подгорать контакты. Рекомендую зачистить контакты прерывателя и отрегулировать их в согласии с инструкцией. А еще лучше – заменить контактное зажигание на электронное. Понадобятся новые катушки зажигания.
  • Карбюратор. Проблема проявляется в повышенном расходе из-за перелива топлива, а также в нестабильной работе силовой установки на холостых оборотах. Советую почистить жиклеры, настроить винтами качества и количества подачу. Если это не помогло, можно заменить ремкомплект карбюратора или установить полностью новый карбюратор на мотоцикл К-750.
  • Износ КПП. Распространенная ситуация в связи с большими пробегами техники. Проявляется в выбивании передач, тугом включении скоростей. Необходимо регулярно проверять уровень масла в коробке и доливать при необходимости. В качестве ремонта потребуется заменить муфты и втулки, синхронизаторы и вилки на мотоцикл К-750.
  • Привод люльки. Если у вас модификация с передачей крутящего момента на третье колесо, то здесь нередко возникает дополнительный гул или привод клинит. Советую смазывать кардан. Ремонт заключается в замене крестовины на Касик, если наблюдается значительный люфт.
  • Плохой свет. В целом, как мастер, отмечу, что электрика у К-750 одна из самых проблемных. Многие отзывы подтверждают, что это проявляется в слабом свете фары или вообще отказе оптики. Здесь быстро окисляются контакты, генератор на 6В плохой. Рекомендую заменить заводскую проводку на медную, установить генератор и АКБ на 12В, поставить светодиодную оптику или фару головного света с лампочками большей мощности.
  • Подвеска. При ремонте байков мне нередко приходилось менять амортизаторы. Еще здесь разбиваются втулки маятника, которые заменяются на новые. Владельцам следует регулярно следить за этими втулками, своевременно их смазывая.
  • Масложор. С этим сталкивался каждый владелец К-750. Смазка может уходить как в камеру сгорания, так и наружу. Это проявляется в течи сальника коленвала, а также масло выбрасывает через сапун картера. Следите за состоянием прокладок, уплотнителей и сальников. Вовремя меняйте их. Если масло проходит в камеру сгорания и расходуется на угар, замените маслосъемные кольца.

Самая известная проблема с К-750 – перегрев двигателя при длительной езде на высоких оборотах. Это вызвано слабым воздушным охлаждением. После перегрева ведет головку блока цилиндров, увеличивается громкость работы ДВС, возникают течи масла. Когда ГБЦ деформирована, стучат клапана, неправильно подается воздух и выходят отработавшие газы. Для ремонта может понадобиться замена распредвалов, клапанов, направляющих и седел клапанов. Если мотор сильно пострадал от перегрева, то нужно купить на К-750 коленвал, шатуны, поршни и кольца. При последующей сборке не обойтись без шпонок коленвала. По сути, потребуется сделать капитальный ремонт двигателя мотоцикла независимо от пробега.

ТО для мотоцикла К-750

Некоторые поломки возникают из-за возраста, пробега, усталости материалов. Но другие – по причине плохого обслуживания. Поэтому нынешним и будущим владельцам полезно будет узнать, как правильно проводить ТО для мотоцикла К-750.

Сперва приведу заправочные объемы для К-750, чтобы знали, сколько масла нужно лить в коробку или двигатель мотоцикла:

  • масло в коробке передач – 0,8 л;
  • масло в картере двигателя – 2 л;
  • масло в воздушном фильтре – 100-150 мл.

После каждых 500 км пути рекомендуется проверять уровень масла в ДВС и доливать при необходимости. Осматривайте карбюратор, чистите жиклеры, проверяйте зазоры клапанов, которые должны быть 0,07-0,1 мм. Чтобы их отрегулировать, вам понадобится инструмент для настройки теплового зазора клапанов на К-750. Смотрите уровень масла в коробке, смазывайте шлицы и крестовину карданного вала. Проверяйте ступицы на предмет люфта. При необходимости подтягивайте их. Обращайте внимание на переднюю вилку, чтобы из нее не убегало масло. Чистите клеммы аккумулятора и замеряйте напряжение. Если низкое – ставьте на зарядку. Проверяйте масло в воздушном фильтре и доливайте до нужного объема.

Спустя 2000 км пробега меняйте масло в двигателе, промывайте топливный фильтр, кран и топливопровод. С таким же интервалом регулируйте зазор контактов в зажигании. Он должен быть в пределах 0,4-0,6 мм. Добавляйте смазку в подшипники мотоцикла К-750. Желательно на этом ТО менять свечи зажигания.

Каждые 5000 км пробега или раз в сезон нужно:

  • менять масло в коробке передач;
  • проверять компрессию в цилиндрах компрессометром;
  • осматривать состояние поршневых колец и клапанов.
  • регулировать привод сцепления;
  • смазывать карданный вал;
  • осматривать амортизаторы;
  • очищать и смазывать рулевую колонку;
  • балансировать колеса;
  • проверять реле регулятора и генератор.

Перед началом сезона зарядите АКБ, отрегулируйте клапана и зажигание, смажьте трущиеся узлы. После сезона снимайте аккумулятор, обрабатывайте металлические части смазкой для защиты от коррозии, если храните технику в сыром гараже. Накрывайте сиденье чехлом.

Как правильно обкатать мотоцикл К-750?

Капитальный ремонт К-750 и запчасти к нему могут понадобиться спустя 40 000 км пробега, а могут и после 100 000 км. Все зависит от регулярности обслуживания мотоцикла, качества расходников. После ремонта необходимо правильно обкатать мотоцикл. Это подразумевает движение первые 500 км на скорости не выше 50 км/ч. Трогаться нужно плавно, и аккуратно переключать передачи. После первого этапа обкатки меняется моторное масло.

Далее разрешено передвигаться на скорости 70 км/ч. Но важно не нагружать мотоцикл на полную пассажирами или грузами, не устраивать ему тест-драйв на бездорожье. Спустя 1000 км масло в картере снова меняют и обкатка К-750 считается завершенной.

Необходим такой процесс для притирки поршневых колец и удаления стружки из картера. Последняя может забить маслонасос Касика. Если сразу эксплуатировать мотоцикл, выжимая из него 100% мощности, поршни перегреются, могут прогореть, блок поведет. Потребуется купить много запчастей на мотоцикл К-750 для нового капитального ремонта.

Как правильно выбрать и купить б/у мотоцикл К-750?

Буду откровенен – мотоциклы К-750, дожившие до наших дней довольно старые. Я встречал мало экземпляров в хорошем состоянии. Но, если иметь нужные запчасти, можно сделать хороший утилитарный байк для рыбалки, поездок по грибы, на охоту или для сельскохозяйственных нужд. Покупка для таких целей обойдется в 500-1000$ на вторичном рынке. Если же иметь столько же на восстановление, получится сделать круизер, привлекающий внимание на дороге.

При выборе слушайте звук работы ДВС, чтобы не было посторонних шумов. Обратите внимание на легкость запуска. В идеале стоит измерить компрессию. Если она слишком низкая (менее 5 атм), предстоит капиталить блок, а это повод для торга.

Документы для езды на мотоцикле К-750

Учитывая объем двигателя К-750 в 746 см³, ездить на байке по дорогам общественного пользования можно только с водительским удостоверением категории А. При этом транспортное средство должно быть зарегистрировано в сервисном центре МВД. Формат документов не важен – это может быть пластик или цифровая версия в смартфоне. Для получения прав категории А нужно пройти обучение в автошколе и сдать два экзамена. Вместе с государственной пошлиной это обойдется в 6-10 тыс. грн. Цена зависит от города, прайса автошколы, количества учебных поездок.

Тюнинг мотоцикла К-750

Владельцы старого байка могут тюнинговать мотоцикл К-750 в зависимости от своих потребностей. Среди возможных вариантов следующие:

  • Установка нового современного карбюратора вместо устаревшего с забитыми каналами. Сразу стабилизируется холостой ход.
  • Расточка блока под другой размер колец, что увеличивает объем двигателя и повышает мощность с 26 до 32 л.с.
  • Замена барабанных тормозов на дисковые для лучшей безопасности.
  • Перевод электрики с 6 В на 12 В.
  • Монтаж современных амортизаторов.
  • Установка светодиодной оптики.
  • Размещение кофр с карманами на баке и дополнительных багажных сумок по бокам мотоцикла.
  • Оснащение старого байка указателями поворотов.
  • Замена чехлов сидений.
  • Переобувание в новую резину для шоссе или бездорожья.
  • Замена патрубков и самих глушителей на новые, что меняет звук работы ДВС.

Старую раму, бак и стойки можно отпескоструить и покрасить. Тогда мотоцикл внешне заживет второй жизнью. Бюджетный тюнинг дизайна К-750 – добавить пару наклеек, придающих индивидуальности.

Отзывы о мотоцикле К-750 от настоящих владельцев

Денис, ездит на К-750М 8 лет

Байк нравится своей проходимостью. Мотаюсь на нем по лесам, лугам. Езжу сам и с ребятами на рыбалку, охоту. Нормально преодолевает сложные участки бездорожья. Считаю технику лучшей альтернативой внедорожникам, на которых жалко заезжать в такие условия. Модель нравится своей ремонтопригодностью – важно лишь знать, где достать запчасти на К750. А вот для движения по трассе на большие расстояния не советую мотоцикл. Едет медленно, жрет много масла и бензина.

Кирилл, ездит на К-750 3 года

Купил мотоцикл за 500$ у соседа. У него он стоял в гараже 10 лет без дела. Ржавчину счистил, раму, крылья покрасил, заменил амортизаторы, карбюратор и резину. Теперь байк на ходу почти каждый день. Зимой есть трудности с запуском двигла, но уже приспособился. Зато вожу я на нем не меньше, чем другие на легковушках. Вместимость коляски почти такая же, как и багажника ланоса, особенно если он на газу и там лежит запаска. Для сельской местности по цене это лучший вариант, чтобы привезти мешки картошки с рынка, стройматериалы и не жалко было мотоцикл.

Игорь, ездит на К-750 4 года

Я заядлый любитель мотоциклов. Считаю К-750 хорошей базой для переделки в кастомную версию. Свой я нашел в полностью убитом состоянии за 300$. Отпескоструил корпус двигателя и раму, все задул по грунту черной краской и вскрыл 3 слоями лака. Поставил новые трубы и глушитель хромированные, пошил кожаные мягкие чехлы на сиденья, приклеил накладки на боковины бензобака в цвет чехлов. На руль установил новые зеркала, светодиодную оптику. Мотор родной, но откапиталенный. Карбюратор, АКБ, электрика – все новое, импортное. Заводится с пол оборота, едет бодро. Коляску сдал на металлолом, езжу без нее, все поворачиваются, не поймут, что за техника. Когда паркуюсь в городе, бывает родители с детьми подходят, просят сделать фото ребенка, сидящего за рулем мотоцикла.

Сергей, ездит на К750-М 6 лет

Считаю байк надежным и простым. Здесь очень толстое железо, поэтому рама не деформируется от нагрузок. Вам никогда не придется варить его, и уж точно металл не прогниет от коррозии. Еще клапана не горят, хоть мотор и склонен к перегревам, а вот на Урале у меня клапана сгорели. Мотоцикл легко заводится даже при слабом аккумуляторе. К управлению нужно привыкнуть, байк тяжелый, тянет вправо на дороге, если пристегнута люлька. В узком месте выручает задняя передача – на парковке пользуюсь только ей, чтобы не толкать 300 кг ногами. По комфорту это не лучший вариант, нужно следить за маслом в амортизаторах, но покупал я его не для комфорта, поэтому к минусам это не отношу.

Популярные вопросы и ответы про мотоцикл К-750

Какова максимальная скорость мотоцикла К-750?

Тяжелый байк способен разогнаться до 90 км/ч. Но для этого он должен быть технически исправен. В основном средняя скорость передвижения составляет 60-70 км/ч.

Какой расход топлива у К-750?

На 100 км в целом расходуется 6-7 л бензина. Точные показатели зависят от нагруженности техники, манеры езды, настроек карбюратора, вида дорожного покрытия, включенной передачи.

Какое масло заливать в двигатель мотоцикла К-750?

В картер заливается моторное масло для 4Т двигателей с вязкостью SAE 20W-50. Можно выбрать товар любого производителя, характеристики которого соответствуют старым ДВС с воздушным охлаждением.

Как завести К-750 в холодную погоду?

Чтобы запустить двигатель мотоцикла в мороз, необходимо держать бак заполненным на 70%. Это не даст скопиться конденсату, который может замерзнуть. Перед запуском важно прогреть карбюратор, открыть воздушную заслонку, несколько раз качнуть вхолостую кикстартером, и только потом включать зажигание.

Есть ли у К-750 задний ход?

Базовые версии с приводом на заднее колесо имеют 4 передачи для движения вперед и 1 для езды назад. Чтобы включить заднюю передачу, нужно нажать рукой на рычаг с правой стороны. У версии К-750М, кроме заднего хода, есть дополнительный привод на коляску.