Мотоциклы Чезет были на одном уровне популярности с Явой, поскольку выпускались на одном предприятии. Одна из моделей даже получила совместной название Jawa-Čezet. Это была иномарка стоимостью за 1000 рублей, о которой мечтали покупатели и гордились владельцы. Я занимаюсь ремонтом мотоциклов, и мне не раз приходилось чинить байки этой марки. Вам будет интересно узнать историю бренда Čezet, характеристики, особенности выпускаемых моделей. В статье опишу распространенные поломки, чтобы вы знали, какие запчасти на мотоцикл Чезет могут понадобиться для будущего ремонта. Отзывы от реальных владельцев, фото и видео, а также ответы на популярные вопросы помогут с выбором тем, кто думает о приобретении этого байка.
История возникновения бренда Чезет
Выпуск мотоциклов Чезет велся на заводе Česká Zbrojovka в Чехословакии. Предприятие было основано в 1919 году и специализировалось на производстве оружия. Но затем решило попробовать себя в других отраслях, выделив оружейное дело в отдельную линию. Сокращенно завод назывался CZ или ČZ. Местные называли его Čezeta, а транскрипция на русский язык дала народное название Чезет или Чезета.
Первые попытки производства гражданской продукции были в 1929 году. Тогда был выпущен велосипед с двигателем на 76 кубиков. Первый мотоцикл CZ сошел с конвейера в 1934 г. Он обладал мотором 172 см³, экономично потреблявшим топливо. Затем линейку мототехники расширили версии с ДВС на 250 см³ и 350 см³.
С 1954 предприятие стало дочерним концерном Jawa, а мотоциклы выпускались под общей маркой Jawa-ČZ. Но с 1960 года бренд Чезет был восстановлен как отдельный. Вся продукция поступала на рынок СССР. Мировую известность байкам принесли победы в спорте.
После распада Советского союза, а затем и разделения Чехословакии, возникли сложности со сбытом. В начале 1990-х гг предприятие выкупила компания из Италии под названием Cagiva. На нем велось производство мотоциклов Roadster до 1998 года. На 2013 г Čezeta motors s.r.o. выпускала электрические мотороллеры, но уже небольшими партиями, что лишь издали напоминало бывалый размах.
Сейчас на вторичном рынке присутствуют различные модели Чезет, купить которые можно по цене от 600 до 3000$ в зависимости от состояния. Есть очень неплохие варианты – сразу видно, что за ними хорошо ухаживали. Даже старый советский мотоцикл можно поддерживать в исправном состоянии, если знать, где купить запчасти на CZ в Украине. При должном обслуживании такие байки будут служить еще долго.
Общие характеристики Čezeta
За свою историю чешский завод выпустил около 30 моделей дорожных и спортивных мотоциклов. Я приведу технические характеристики самого известного Чезет – ČZ 350 тип 472. Это аналог Явы, пользовавшийся высокой популярностью. Среди его параметров:
- тип мотора – двухтактный, 2-цилиндровый;
- объем ДВС – 343,47, но все округляли его в описании до 350 см³;
- мощность – 21.8 (23 л.с.);
- компрессия в цилиндрах – 9,2;
- размер мотоцикла – 1010х710х2010 мм;
- общий вес – 158 кг;
- используемое топливо – бензин АИ-93;
- система смазки – смешивание масла с бензином 25:1;
- грузоподъемность – 150 кг;
- сиденье – двухместное;
- система охлаждения – воздушная;
- расход топлива – 4,6 л на 100 км;
- подача бензина – карбюратор марки Jikov;
- вместимость бензобака – 13 л (18 л);
- ход передней вилки – 150 мм;
- задняя подвеска – двойные амортизаторы с маятником;
- тормозная система – барабанного типа спереди и сзади (одностороннего и двухстороннего действия);
- трансмиссия – 4-ступенчатая;
- сцепление – многодисковое, погруженное в масляную ванну;
- тип привода – цепной;
- шины – 3,50х18;
- максимальная скорость – 135 км/ч.
Некоторые технические характеристики мотоцикла Чезет разнятся, поскольку у модели типа 472 было несколько модификаций. Они обозначались дополнительным индексом после точки, например: 472.3, 472.4, 472.5, 472.6. Каждая имела определенные улучшения, что влияло на некоторые рабочие показатели.
Модели мотоцикла Чезет
С 1932 по 1946 гг завод выпустил 4 линейки мопедов и 9 версий мотоциклов. Среди них: CZ 175, CZ 250, CZ 350 и даже CZ 500. Затем началось производство легких байков CZ 125 в различных вариациях. После Второй мировой и до распада СССР популярностью пользовались следующие модели:
ČZ 250 тип 471 (1974-1981 гг)
Дорожный мотоцикл легкого класса с двухтактным двигателем 250 см³ и двумя цилиндрами. Выдавал мощность 13 л.с. и разгонялся до 103 км/ч. Имел двухместное сиденье с завышающимся краем, что предотвращало сползание пассажира на кочках. Мог комплектоваться стальным задним багажником, боковыми кофрами. У модификации Спорт был увеличенных ход амортизаторов, иные шины.
ČZ 350 тип 472 (1976-1989)
Самая популярная модель своего времени. Выглядела как Ява, да и характеристики были почти равными. Двигатель 2-тактный, 2-цилиндровый, объемом 343 см³ выдавал 21 л.с. Впоследствии мощность удалось повысить до 23 л.с., что сказалось на максимальной скорости. Бензобак расширили с 13 до 18 л, но при этом внешне он стал компактнее и удобнее для ног райдера. Колесные диски хромированного типа выпускались из дюрали, а не из стали, что посодействовало снижению веса мотоцикла. Передняя вилка была модифицирована по сравнению с ранними версиями.
На последней модификации 472.6 уже был тахометр, что являлось редкостью для того времени. Сзади устанавливали алюминиевый маятник, а это тоже снижало общий вес. Среди вариаций – версия Турист с ветровым стеклом и кофрами. Сейчас на вторичном рынке тип 472 продается чаще всего, поэтому запчасти на Чезет 350 – наиболее востребованный товар среди покупателей.
ČZ 175 тип 487 (1982-1995 гг)
Одна из последних разработок чешского завода – мотоцикл с одним цилиндром объемом 175 см³, выдающим 15 л.с. Версия получилась с одним глушителем, легкая и достаточно мощная. Топливный бак разместили на резиновых подушках, устраняющих вибрацию на скорости. В выхлопную систему встроили бумажный фильтр, который снижал дымность. На приборной панели появились индикаторы зарядки аккумулятора и включенного дальнего света. В отличие от 350 модели на Чезет 175 были узкие шины 2,75х18. Общий вес составлял 122 кг, а максимальная скорость была 110 км/ч.
Чезета: фото реальных владельцев
Čezeta: видео обзор мотоцикла от владельцев
Запчасти на мотоцикл Чезет
На основании собственного опыта мастера по ремонту и отзывов владельцев мотоциклов Чезет скажу, что ресурс двигателя 350 составляет около 30 тыс. км. После этого заметно падает компрессия, дымность становится еще выше, усиливается вибрация. Для капитального ремонта Чезет 350 и других версий нужно заменить:
- двухцилиндровый блок;
- поршни с кольцами;
- коленвал с шатунами.
Для этих процедур понадобятся натяжитель цепи ГРМ и резинки натяжителя, а также успокоитель моторной цепи. Советую сразу заменить сальники коленвала на Чезет, чтобы они не сопливили впоследствии. Могут понадобиться и другие сальники двигателя на мотоцикл CZ, поэтому закупите запчасти заранее. При их отсутствии разобранный мотор может долго лежать на столе в гараже.
Ремонт подвески требует замены сальников вилок мотоцикла Чезет, иначе масло просто течет по стойкам. На него прилипает пыль, вид байка становится просто ужасным, не говоря уже о стучащей передней вилке, создающей дискомфорт на неровной дороге. Ремонтируя подвеску, обратите внимание на сальники амортизаторов. Они тоже могут пропускать.
Далее мне нередко приходилось восстанавливать коробку и сцепление мотоцикла Чезет. Здесь бывает явный парадокс – сцепление может местами буксовать, а местами – вести. Проще всего заменить комплект сцепления в сборе – это экономит время. Может потребоваться сальник заводного вала, если вокруг лапки видны потеки масла. Кстати, он аналогичный, как у Явы, поэтому, если не найдете в продаже “родной”, смело покупайте сальник Jawa.
Среди других жалоб владельцев – непредсказуемый пуск двигателя. Мотор может завестись с первого раза, а в другом случае – с четвертого. При этом наблюдается вялая динамика при разгоне, перепады с холостым ходом. Нередко проблема кроется в карбюраторе. Если у вас стоит до сих пор чехословацкий, замените его на современный. Тогда мотоцикл будет заводиться быстрее, стабилизируются обороты, и поедет транспорт динамичнее. Но для этого новый карб еще нужно правильно отрегулировать.
По мелочи – в Чезет часто не работал тахометр или спидометр. Но устраняется это просто – путем замены тросиков. Даже если нет оригинальных запчастей на Чезет, можно поставить от Явы. Еще тут капризная электрика. Из-за этого возникают проблемы с зарядкой аккумулятора, пропадает зажигание, отсутствует свет. Если вы купили старый мотоцикл, советую сразу заменить проводку, ведь этим кабелям много лет. Другие владельцы обращались ко мне с проблемой быстрого износа звезд и цепей. Это возникает из-за низкого качества деталей. Но, если у вас стоит чешская или польская цепь, однако проблема повторяется, рекомендую правильно натянуть привод. Он не должен быть как струна.
ТО для мотоцикла Чезет
Техническое обслуживание мотоциклов Чезет должно осуществляться в согласии с инструкцией по эксплуатации от производителя. Если ее нет у вас – поищите в интернете. Ниже приведу общие рекомендации, подходящие к большинству моделей чешского концерна:
- 500 км – очистка свечей от нагара, промывка воздушного фильтра, проверка натяжения тросиков и их смазка, замер масла в коробке, смазка цепи.
- 2000 км – замена масла в коробке, замена свечей зажигания, очистка сеточки бензокрана от мусора, чистка и регулировка карбюратора.
- 5000 км – чистка глушителя от нагара.
Тормозные колодки меняются по мере износа, что зависит от манеры езды. Цепь служит даже дольше, чем мотор, но все же нужно следить за ее состоянием и менять, когда появится чрезмерный люфт. Натяжение цепи осуществляется каждые 300-500 км, если она провисает более 30 мм. Перед каждой эксплуатацией осматривайте амортизаторы, вилку, коробку и двигатель на предмет потеков. Советую установить гелевый 12 V аккумулятор, чтобы его не нужно было обслуживать.
Как правильно обкатать мотоцикл Čezet
После капиталки любого мотора Чезет важно правильно обкатать мотоцикл, чтобы не перегреть двигатель. Ниже, на основе своего опыта мастера, даю практические советы по теме:
- Первые 500 км ездите не быстрее 50 км/ч и не выжимайте ручку газа более чем на 50%. При этом смешивайте бензин и масло в пропорции 1:20, чтобы облегчить трение трущихся частей. Не следует передвигаться на большие расстояния, а каждые 20 минут работы двигателя его нужно глушить для остывания.
- Затем до 1000 км можно выжимать ручку газа до 80%, а максимальная скорость разрешена до 80-90 км/ч. Но в этот период не стоит возить пассажира, чтобы не перегружать двигатель.
- После 1000 км замените масло в коробке (если вместе с капиталкой движка ремонтировалась и КПП). Бензин и масло смешивайте в обычной пропорции 1:25. Можно передвигаться на любой скорости и вместе с пассажиром.
Обкатка мотора Чезет требуется для притирки поршневых колец. После ремонта они минимально соприкасаются со стенками цилиндров, поэтому хуже отдают тепло от поршней наружу. Если сразу нагружать байк по полной, мотор перегреется, поршни деформируются или прогорят. Возникнут задиры на стенках цилиндров, что потребует повторного ремонта и покупки запчастей на мотоцикл Чезет.
Как правильно выбрать и купить б/у мотоцикл Чезет
Чешские мотоциклы Чезет 350 подойдут для поездок на дальние расстояния, если за ними хорошо следить, поддерживая исправность и надежность. Модели со 175 мотором удобны для рыбалки, поездок на работу в магазин. Они легче, но достаточно мощные. Если нужен старинный эндуро для бездорожья, выбирают Чезет 250.
На вторичном рынке я нашел объявления о продаже в Украине с ценой от 600$. При осмотре байка обратите внимание, как он заводится. Если мотор запустился с 4-5 раза, работает на одном цилиндре – возможны проблемы со свечами, карбюратором или компрессией. Без диагностики сказать точно сложно, а потому торгуйтесь. Приобретая такой аппарат, будьте готовы сразу заказать запчасти на мотоцикл Чезет, чтобы устранить проблему.
Протекающие сальники коленвала, лапок КПП, амортизаторов – тоже повод торговаться. Цена резиновых уплотнителей на Чезет зависит от производителя, но остается невысокой. Однако сама работа займет много времени, поэтому снова торгуйтесь.
Документы для езды на мотоцикле Чезет
В Украине, для езды на любом мотоцикле Чезет, требуются водительские документы с категорией А. Это связано с увеличенным объемом ДВС. Получить права можно в сервисном центре МВД, пройдя обучение в автошколе. Сдаются два экзамена – теоретический из 20 вопросов и практический. Обучение, госпошлина и изготовление пластикового удостоверения обойдутся в 6-10 тыс. грн в зависимости от города и расценок автошколы. Не забудьте, что купленный мотоцикл нуждается в свидетельстве о государственной регистрации. Если байк без документов, его нужно поставить на учет.
Тюнинг мотоцикла Чезет
Вариантов тюнинга мотоцикла Чезет не очень много. Но все же поделюсь некоторыми проверенными способами улучшить байк:
- Если часто ездите по бездорожью, замените заднюю звезду на более крупную. Увеличенный диаметр изменит передаточное число. Максимальная скорость на трассе снизится, зато повысится проходимость по буграм, склонам, песку, мягкому грунту.
- Старое сиденье нередко лопается от солнца. Сам поролон менять не стоит, а вот новый чехол на сидение Чезет вернет мотоциклу привлекательный вид.
- Установка боковых зеркал заднего вида от китайского мотоцикла придаст CZ современности.
- Покраска бака, арок и боковых панелей освежит байк и поможет избавиться от желтого цвета, который не всем нравится. Если на раме появились следы коррозии, советую перекрасить и ее, но только в черный.
- Трубы глушителя часто повреждаются при падении или от попадающих камней. В результате они становятся все помятые. Рекомендую заменить глушители на Чезет, что вернет красивый вид и улучшит звук.
- На мотоцикл Чезет выпускается много покрышек. В зависимости от местности, по которой вы планируете передвигаться, можно купить шины на Чезет дорожные, шипованные, шоссейные, бескамерные или с камерами.
Настоятельно рекомендую установить защитные дуги, если они отсутствуют. Это не только предотвратит защемление ног при падении мотоцикла, но и не даст сломать поворотники. Без дуг указатели поворотов отлетают буквально сразу после первого падения.
Еще один способ тюнинга – размещение наклеек. Мечта некоторых владельцев – найти оригинальные наклейки Чезет, восстанавливающие первоначальный вид мотоцикла. Но такие аксессуары сейчас редкость. Проще найти наклейки на CZ общего типа, устанавливаемые на колеса, глушитель, бензобак, траверсу и другие поверхности. Это освежит байк и поможет скрыть царапины, потертости, вмятины.
Отзывы о мотоцикле Чезет от настоящих владельцев
Сергей, ездит на Чезет 350 472.6 10 лет
Мотоцикл достался от отца с пробегом за 30 000 км. Сначала ездил так, но это было мучение. Сделал капиталку, установив польские поршни на Чезет 350, и теперь мотор работает как надо. Восстановить динамику помогла замена карбюратора. Когда начались проблемы с КПП и сцеплением, а купить запчасти на редкий тип 472.6 было сложно, нашел донора после ДТП. С него взял все необходимое, поставил и продолжаю наслаждаться эксплуатацией мотоцикла.
Павел, ездит на Чезет 350 472.3 4 года
Приобрел мотоцикл по невысокой цене. Все детали рамы, дуги, крылья отдал на пескоструй, а затем на порошковую покраску. Сделал себе красный мотоцикл, а не оранжевый. На спидометре 13000 км пробега. Мотор живой. Сравнивал с Явой 634, так она похожа на малоуправляемую корову. Считаю мотоцикл Чезет комфортным, маневренным, привлекательным. Вот только запчасти на ЧЗ достать не всегда легко. Особенно намучился с поиском пластиковых кронштейнов поворотников. Они ломаются при первом падении, а от Явы не подходят. Выручил мастер, который сделал аналог из металла.
Константин, ездит на Чезет 350 472.3 5 лет
Владел мотоциклом 5 лет. Сразу скажу, что это не Минск и не Юпитер – заводится байк с пол пинка, динамика отличная, оригинальные детали служат долго. На трассе уверенно держит 100-110 км/ч – катался между областными городами легко. За счет 350 кубов разгоняется быстро, мотор приятно рычит. Конструкция простая, ремонтировал своими руками, главное знать, где купить хорошие запчасти на Чезет в Украине, а остальное – дело техники.
Вячеслав, ездит на Чезет 350 472 3 года
Напишу правду про все минусы байка. Здесь очень слабая электрика. В дождь зажигание работает плохо, трудно завести мотор, глохнет в самый непредсказуемый момент. Генератор тоже очень слабый. Контакты быстро окисляются – нужно регулярно чистить. Китайские запчасти на мотоцикл Чезет стоят недорого, но работают мало. Советую ставить нормальные, но они дороже. Считаю мотоцикл хорошим, но требующим внимания. Если не следить – потечет, начнет глохнуть, искрить.
Популярные вопросы и ответы про мотоцикл Чезет (Čezeta)
В чем разница между Ява и Чезет?
Хотя оба байка выпускались в Чехии на одном предприятии и оснащались почти одинаковыми двигателями, Чезет получился легче. За счет этого улучшилась динамика. Немного отличается посадка и конфигурация тормозной системы. Как отмечают владельцы, подвеска Чезет гораздо лучше адаптирована к неровным дорогам.
Кто производитель мотоцикла Чезет?
Байки под названием Чезет выпускались на чешском оружейном заводе. На языке оригинала он назывался Česká Zbrojovka, а от первых букв этих слов было составлено название мотоцикла CZ.
Сколько лошадиных сил у мотоцикла Чезет?
У самой распространенной модели 2-цилиндровый двигатель объемом 350 см³ выдавал 23 л.с. С учетом сравнительно небольшой массы получился маневренный, высокоскоростной мотоцикл.
Почему мотоцикл Чезет был такой популярный?
На фоне других марок мототехники Чезет считался иномаркой. Его ценили за повышенную надежность, долгий ресурс двигателя, стильный вид. Стоила техника гораздо дороже Минсков, Восходов, Уралов и прочих байков того времени. Идентичный вид с Явой тоже придавал популярность мотоциклу.
Что лучше – Čezeta или Jawa?
Если говорить о дорожных мотоциклах, то они практически одинаковые ввиду схожей конструкции, двигателей, характеристик. Но купить запчасти на мотоцикл Чезет сейчас сложнее. А по спортивным моделям Čezeta лидирует, поскольку предлагает большой выбор байков типа эндуро, отличающихся повышенной проходимостью.
0 комментариев