Мотороллер Муравей: характеристики, модели, обзор, цены, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и тюнинг

Мотороллер Муравей снискал высокую популярность, поскольку долгое время оставался единственным грузовым транспортом на трех колесах. Даже сейчас, когда в продаже много утилитарных квадроциклов, никто не может сравниться с Муравьем по вместимости груза и перевозимому весу – ведь у него есть полноценный бортовой кузов. Как появилась такая техника сегодня, какие есть модели, как их обслуживают, ремонтируют, модифицируют – все это я опишу в статье. А поскольку я занимаюсь ремонтом бензиновой техники, то еще и знаю, где купить качественные запчасти на мотороллер Муравей в Украине.

История возникновения бренда Муравей

Производство мотороллера Муравей велось на Тульском машиностроительном заводе с 1959 по 1995 года. Первая модель называлась «Тула» и маркировалась как ТГ200 или Т-200. Название «Муравей» появилось чуть позже. В процессе эксплуатации люди действительно оценили, что техника может везти груз больше собственного веса, как это способно делать буквальное насекомое.

Поводом для разработки модели в 1959 г стала острая потребность в недорогом транспорте для населения, способном перевозить объемные предметы или тяжелые грузы. По сравнению с тяжелыми мотоциклами с коляской, мотороллер был дешевле, потреблял меньше топлива. Для перевозки больших грузов не требовалось модернизаций люльки, поскольку был полноценный бортовой кузов. Если нужно было перевезти группу людей, они просто садились на пол, опираясь на борт. При этом в кузов можно было загрузить доски, трубы, садовый инвентарь.

Хотя паспортная грузоподъемность техники была 340 кг, нередко ее загружали до 400 и даже 500 кг. Благодаря маленькому, но тяговитому мотороллеру, люди возили стройматериалы, цемент, песок, щебень. В селе это был идеальный легкий транспорт для перевозки сена, картошки, зерна, подсолнечника и пр. В отличие от автомобиля он запросто проезжал буквально по полю. Снизу повреждать было нечего, поэтому посадка на «пузо» ему была не страшна. Среди архивных фото при подготовке статьи мне удалось найти такой пример полной загрузки техники. Это явная демонстрация возможностей, дотянуться до которых не мог ни один мотоцикл того времени. И даже наличие легкового автомобиля не позволяло вытворять такое. Вот почему трицикл был очень популярный.

Не менее востребован мотороллер и сейчас, поскольку аналогов с доступной ценой так и не придумали. Хотя такая модель прекратила выпускаться в 1995 году, версии с пробегом активно продаются на вторичном рынке. Мне удалось найти объявления с ценой мотороллера Муравья от 8 до 41 тыс. грн в зависимости от года выпуска и состояния. Агрегаты продолжают активно эксплуатировать до сих пор, а значит и запчасти на мотороллер Муравей востребованы. Выпускают их разные заводы, включая Польшу, Индию, Китай, Чехию. Если вовремя обслуживать технику и чинить при помощи качественных деталей, прослужит она еще долго.

Общие характеристики

Многие модификации мотороллера Муравей имеют три колеса, но в отличии от тяжелых мотоциклов, здесь имеется одно переднее колесо и два задних, соединенных полуосями. Между ними на трубной раме размещен бортовой кузов и сиденье. Трехколесная техника отличается повышенной устойчивостью по сравнению с двухколесными мопедами и мотоциклами. За счет расположения груза за спиной водителя, а не сбоку в люльке, технику не тянет вправо при езде. Широкая платформа дает достаточно места для ног. Но выпускались и двухколесные версии, о чем расскажу чуть ниже.

Среди основных технических характеристик мотороллера Муравей выделю следующие:

  • тип двигателя – двухтактный, одноцилиндровый;
  • объем ДВС – 199 см³;
  • компрессия – 6,5 атм;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • мощность – 11 л.с. при ракручивании коленвала до 4600 об/мин;
  • способ подачи топлива – карбюраторная система, работающая самотеком;
  • варианты запуска ДВС – электростартер и кикстартер;
  • длина/ширина мотороллера – 2880х1250 мм;
  • колесная база – 1840 мм;
  • просвет между нижней точкой и дорогой – 115 мм;
  • коробка передач – 4-ступенчатая с задним ходом;
  • тип заднего хода – реверс-редуктор в межколесном дифференциале;
  • конструкция привода – роликовая цепь в герметичном кожухе в паре с качающимися валами и карданами;
  • шины – 4.00-10;
  • вес мотороллера – 258 кг;
  • грузоподъемность техники – 340-375 кг в зависимости от модели;
  • передняя подвеска – амортизаторы в гофре с длинными рычагами;
  • задняя подвеска – независимая, на поперечных рычагах с пружинами;
  • максимальная скорость – 60 км/ч;
  • потребление горючего – 5,5-7,5 л на 100 км;
  • вместимость бензобака – 10 л;
  • тип топлива – бензин А-76, смешанный с маслом в пропорции 1:35;
  • габариты грузового кузова – 1250х1130 мм;
  • тип тормозов – барабанные спереди и сзади.

Мало кто знает, но в начале 1990-х гг были ограниченные модификации мотороллера Муравей с дизельным двигателем ТМЗ-450Д. Они еще тяговитее. В 2020 Тульский завод попытался возродить производство популярной трехколесной техники, но уже на электротяге. Получились мини-грузовики с крытой кабиной и грузоподъемностью до 1 т, маркирующиеся как ВТС-01. Но после полномасштабного вторжения такую технику не купить. А вот модели с пробегом, доступные на вторичном рынке в Украине я описал ниже.

Модели мотороллера Муравей

Как я уже говорил, ТГ-200 наименовался «Тула». Первый мотороллер с названием «Муравей» это модель – ТГА200, известная также под индексом Т-200М.

Это мотороллер с объемным передним крылом в форме орлиного клюва. Сиденье было высоким и мягким. Фару головного света окаймляло хромированное кольцо. Несмотря на почтенный возраст техники здесь уже были указатели поворотов на крыле и сзади под кузовом. Следующее ноу-хау того времени – герметизация стыков кузова резиновыми шнурами. Это предотвращало попадание влаги под обшивку, чем продлевало срок службы металла. Силовой агрегат и все ключевые элементы были спрятаны в металлическом кожухе под сиденьем. Для воздушного охлаждения предусматривались прорези. Максимальная скорость агрегата была 50 км/ч.

Среди других моделей мотороллера Муравей были следующие:

ТГА200-01 «Турист»

Концепцией модель напоминала современные скутеры. У нее был полностью закрытых кожух, скрывающий все внутренние элементы. Предусматривалось двухместное сиденье. Для пассажира на нижней платформе были дополнительные выступы для ног. Сзади был металлический багажник, откидывающийся на болтовом креплении. При необходимости его можно было развернуть и установить чемоданы, сумки. Там же размещалось запасное колесо на случай прокола в дороге.

Некоторые модификации оснащались расширенными металлическими панелями спереди, защищающими ноги от вылета камней из-под колес машин, едущих впереди. Еще могло быть ветровое стекло, закрывающее лицо водителя от мошек и ветра. Это был доступный транспорт для дальних путешествий в то время. Продаются такие туристические модели мотороллера и сейчас по цене от 8 до 14 тыс. грн. Если купить нормальные запчасти на Муравей, можно сделать неплохой ретро-скутер.

ТГА200-01П

Впоследствии началась активная доработка транспортного средства. К низкому бортовому кузову придумали решетчатый каркас, который сверху накрывался тентом и фиксировался ремнями к петлям. Это позволяло перевозить больше груза без опасения, что он будет рассыпан по дороге или намочится от влаги.

Модернизация этой версии получила дальнейшее распространение в виде металлического крытого фургона. Тонколистовое железо тоже крепилось на стальной каркас. Но это исполнение уже делало транспорт устойчивым к вандальному взлому (если требовалось оставить груженый мотороллер на ночь на улице), а также разрешало использовать как рефрижератор с сухим льдом для перевозки скоропортящихся продуктов. Одно из популярных направлений эксплуатации термофургона – продажа мороженого. Еще можно было встретить транспорт с будкой, на которой написано «Пирожки».

«Муравей-2 01» («Тулица») и рестайлинг «Тулица-2» с индексом 02

Следующая модель двухколесного Муравья для мобильного перемещения по городу. Производилась для конкурирования с итальянскими мопедами, набиравшими популярность. Двухместное сиденье позволяло ездить вдвоем. Сзади был небольшой багажник, гораздо компактнее, чем у туриста. Подвеску переделали, установив туда амортизаторы. Модель весила 150 кг, разгонялась до 60 км/ч. Фара головного света была опущена ниже и получила пластиковую окантовку. Крылья стали более компактными, на платформе появились резиновые противоскользящие накладки. Уже были боковые зеркала заднего вида.

«Муравей-2 03»

Продолжение работы над Муравьем-2 привело к серии 03. Здесь осталась та же пластиковая фара с измененным спидометром, но перегородка на платформе для ног стала пластиковой. Изменился размер крыльев у задних колес – все шло на эргономичность и компактность. Разработчики использовали новый карбюратор, обеспечивающий экономию бензина и стабильные холостые обороты.

Другие версии

На базе мотороллера была модификация с тремя колесами и двойным сиденьем – грузопассажирские. При сохранении длины колесной базы, инженеры уменьшили размер кузова. Это делало технику более удобной для частых поездок вдвоем и перевозки груза. Одна из широких областей применения такой версии – коммунальные службы. Два монтера могли перемещаться по городу, возя в кузове инструмент и оборудование.

Применение мотороллера было довольно широким, что порождало производство дополнительных модификаций. Одна из них – трицикл с бочкой. Его использовали для мобильной продажи кваса, пива, других напитков. Техника позволяла легко завести бочку в любое даже труднопроходимое место и сразу продавать напитки на разлив. Три колеса обеспечивали устойчивое размещение без дополнительных приспособлений.

Мотороллер Муравей: фото реальных владельцев

Муравей: видео обзор мотороллера от владельцев

Запчасти на мотоцикл мотороллер Муравей

Сейчас в эксплуатации находятся мотороллеры 1970-1990-х гг выпуска. В зависимости от пробега и качества обслуживания на протяжении своей истории, одни версии нуждаются в серьезном ремонте, восстановлении, для чего необходимо много запчастей на Муравей. Если за техникой следили хорошо, достаточно провести очередное ТО, обойдясь простыми расходниками и ремкомплектами на мотороллер Муравей.

Среди встречающихся поломок советского трицикла много хлопот доставляет задний редуктор. В нем постепенно появляется люфт на валах и звездочках. Возникает увеличенный шум, а затем теряется передача крутящего момента на задние колеса. Корпус редуктора состоит из двух алюминиевых половинок. Колоть его – та еще морока. Я рекомендую при помощи специальной направляющей выбить вал, что позволит заменить его, без разборки корпуса. Эта операция разрешает даже менять подшипники. Сборку советую проводить, положив редуктор боком. Так удобно выставить внутренние шестеренки для соосности. Если же зубья шестерней сильно изношены, придется разбирать корпус для замены внутренних элементов. Для сборки понадобится прокладка и герметик.

Другие поломки и способы ремонта мотороллера Муравей, а также запчасти для этого:

  • Обрыв тросика газа, сцепления или спидометра. Как следствие, перестает работать один из узлов. Для устранения проблемы достаточно купить и правильно натянуть тросики на Муравья.
  • Отказ заводиться при помощи стартера. Ремонт потребует замены щеток, реле или шестерней обгонной муфты.
  • Отключение головной фары, стоп-сигнала или указателей поворотов. Нередко это происходит из-за разрыва поводов, окислившихся контактов. Тогда рекомендую заменить электропроводку на Муравье.
  • Трудности с зажиганием. На последних моделях мотороллера использовалось электронное зажигание. Увеличение сопротивления отдельных элементов или обрыв цепи приводил к его отказу. Советую заменить весь блок БСЗ в сборе на Муравей.
  • Подвеска. Езда по плохим дорогам, регулярный перегруз по весу приводят к быстрому проседанию амортизаторов и пружин. Подвеска начинает стучать, удары отдают в сиденье. Рычаги крепятся через сайлентблоки, которые трескаются, рвутся. Это вызывает скрипы, усиливает вибрацию. Решение – замена амортизаторов и пружин на новые. Замена сайлентблоков и самих рычагов возвращает нормальную езду.
  • Не работает сцепление. Если не получается включить передачу, проблема может быть с диском или корзиной сцепления. Такие запчасти на Муравей есть в наличие, поэтому не стоит затягивать с ремонтом. Хотя бывали случаи, когда мне нужно было лишь отрегулировать тяги ножки переключения передач. В таких мотороллерах есть фиксация педали для имитации стояночного тормоза. Так вот при деформации тяг фиксатор не достает до ножки. Регулировка все исправит.

Следующая из распространенных проблем, с которой я сталкивался при ремонте мототехники, – падение компрессии. Определить это можно даже без компрессометра. Достаточно выкрутить свечу, закрыть отверстие пальцем и провернуть коленвал кикстартером. Если давление не отталкивает палец, значит поршневая уже пропускает много воздуха в картер, поэтому мощности у ДВС не будет. Далее можно осмотреть внутреннее состояния ДВС, сняв крышку головки цилиндра.

При минимальном ремонте, потребуется купить запчасти на мотороллер ТГА200 Муравей поршневые кольца, сам поршень. Но это поможет только при отсутствии задиров. В противном случае придется растачивать блок, а затем гильзовать его или покупать поршневую увеличенного диаметра. В зависимости от состояния других деталей возможно потребуется заменить коленвал, шатуны, шпонки коленвала, прокладки ДВС.

ТО для мотороллера Муравей

Обслуживать мотороллер нужно по пробегу или временному интервалу, если техника эксплуатируется редко. После каждых 500 км пробега или раз в месяц рекомендую следующее:

  • Проверить уровень масла в заднем редукторе.
  • Проверить натяжение цепного привода и смазать цепь.
  • Осмотреть свечу зажигания, удалить черный нагар (если есть), отрегулировать расстояние между электродами.
  • Проверить давление во всех шинах, при необходимости докачать его до нормы.

Каждую 1000 км пробега советую смазывать тросы газа, тормоза и сцепления, чтобы они не закисали в кожухе. Тогда они будут легко ходить и не начнут распутываться из-за обрыва отдельных нитей. Еще советую каждый месяц чистить карбюратор, промывая жиклеры. Тогда холостой ход будет гораздо стабильнее – Муравей не будет глохнуть, как только отпускаешь ручку газа. В это ТО стоит прочищать воздушный фильтр, смазывать карданную передачу.

Замена масла в заднем редукторе Муравья – одна из самых проблемных операций по техническому обслуживанию на мотороллере. Ее следует выполнять каждые 3000 км. Сливная и заливная горловины расположены очень неудобно, подлезть к ним тяжело. Если у вас нет ямы, я рекомендую перевернуть транспорт на бок, подложив картон или ветошь. Это даст достаточно места для выкручивания пробок. Затем понадобится поставить мотороллер на колеса, чтобы стекла отработка. Заливать свежее масло удобно через длинный, гибкий шланг. Понадобится 1,5-1,6 л трансмиссионного масла в зависимости от модели. Во время этого ТО советую почистить топливный кран с сеточкой для лучшей пропускной способности системы. Каждые 3000 км или раз в 6 месяцев проверяйте электролит в АКБ и доливайте при необходимости, если он обслуживаемый. А лучше сразу купите гелиевый аккумулятор на Муравей.

Раз в 5000 км рекомендую менять свечу зажигания, если этого не потребовалось ранее. Не повредит снять крышку двигателя и почистить сам поршень от нагара. На 10 000 км меняется цепь. На этом пробеге проводится ревизия амортизаторов, колодок тормозов, подшипников, рулевой колонки, топливного шланга, полуосей заднего моста, валов редуктора. Если есть чрезмерный износ, эти детали на мотороллер Муравей тоже заменяются.

Как правильно обкатать трицикл Муравей?

Ресурс двигателя мотороллера Муравей составляет 30-40 тыс. км пробега. Если вовремя делать ТО и даже заменить кольца, мотора может хватить на 50 000 км. Но все зависит от правильности обслуживания, качества топлива, массы и частоты перевозимого груза, режима вождения. После капитального ремонта ДВС, необходима обкатка двигателя. Она позволяет притереться новым кольцам к стенкам цилиндров, чтобы поршни лучше отдавали тепло. В противном случае не избежать перегрева и повторной капиталки.

Согласно инструкции по эксплуатации, обкатка двигателя советского мотороллера Муравей происходит с ограничением мощности до 50% при трогании с места. Во время езды по дороге не следует разгоняться выше 40 км/ч, даже если кузов пустой. Под нагрузкой тем более не нужно превышать этот порог. Важное требование по мануалу – в процессе обкатки смешивать бензин и масло в пропорции 1:30, а не 1:35, как при обычной эксплуатации. Спустя 1000 км пробега обкатка считается выполненной, и можно увеличить нагрузку на ДВС.

Как правильно выбрать и купить б/у мотороллер Муравей?

Мотороллер Муравей покупают в Украине в качестве утилитарной техники. На нем удобно возить строительные материалы, дрова, сено, урожай. Ввиду привода на задние колеса и клиренса 155 мм, трицикл хорошо подходит для езды на рыбалку. При выборе техники с пробегом обратите внимание на легкость запуска двигателя. Если заводится не с 1-2 попыток, возможны проблемы с зажиганием, карбюратором, компрессией. Когда мотор сразу глохнет, не держит обороты, причины кроются как в двигателе, так и топливной системе. В любом случае это повод торговаться. При осмотре обратите внимание, чтобы не было потеков на моторе и редукторе, а во время тестовой поездки обязательно проверьте, чтобы все передачи включались.

Документы для езды на трицикле Муравей

Любая модель мотороллера под названием Муравей оснащается двигателем с объемом 199 кубиков. При таких параметрах законодательство Украины устанавливает необходимость наличия водительского удостоверения категории А для управления. Само транспортное средство подлежит обязательной регистрации в Сервисном Центре МВД, даже если оно выпущено в 1970 году. Получить права категории А можно там же, но для этого важно пройти обучение. Затем сдается теоретический и практический экзамены. Вместе с платой за обучение и госпошлинами все обойдется в сумму до 10 000 грн.

Тюнинг мотороллера Муравей

Несмотря на свое утилитарное предназначение, вариантов тюнинга для мотороллера Муравей очень много. Что только с ними не делали народные умельцы. Среди самых распространенных способов преобразить технику следующие:

  • установка мягкой спинки, повышающей удобство в поездке;
  • наращивание высоты бортов кузова, что разрешает перевозить мелкие грузы, сыпучие материалы насыпью;
  • перестановка мотора с Юпитера или с мотоблока для повышения мощности, улучшения скоростных характеристик;
  • установка резиновых брызговиков для защиты от грязи;
  • установка колес от квадроцикла с грязевой резиной для повышения проходимости или просто смена резины на новую для лучшего сцепления с асфальтом;
  • размещение лавочек в кузове, чтобы пассажирам было удобнее (хотя такая перевозка запрещена по ПДД);
  • вывод рычага от КПП для ручного переключения передач;
  • монтаж инструментального ящика справа под кузовом;
  • замена старого глушителя на новый, чтобы мотороллер тише тарахтел;
  • установка новый боковых зеркал на руль;
  • замена ручек;
  • перетяжка сиденья или обтягивание новым чехлом;
  • смена старой фары на новую с лампой накаливания или на светодиодную.

Придать транспорту креативный вид и даже скрыть некоторые дефекты кузова помогут наклейки.

Отзывы о мотороллере Муравей от настоящих владельцев

Сергей, ездит на Муравье ТГ-200 4 года

Считаю мотороллер лучшим транспортом для села. В него можно нагрузить гораздо больше, чем в легковой автомобиль. При этом не жалко возить песок, глину, кирпичи. За счет ширины 1,25 м он легко проедет даже по узкой тропинке в отличие от машины. Запчасти на Муравей стоят недорого, эксплуатирую его зимой и летом.

Дмитрий, ездит на Муравье-2 6 лет

У меня мотороллер с металлической будкой. Очень удобно – груз закрыт от посторонних глаз, не намокнет под дождем. Можно возить картошку, морковь, лук. Использую его для торговли своими овощами на рынке. Тарахтит техника сильно, порой бесит. Долго искал глушитель на Муравей, где купить в Украине. Но к счастью нашел, теперь работает тише. Из ремонта менял кольца в двигателе, а поршни еще нормальные – пусть работают.

Валентин, ездит на Муравей-2 2 года

Купил в убитом состоянии двухколесного Муравья в красном цвете. Перебрал двигатель, почистил кузов, покрасил. Для восстановления кузова нашел детали на разборке и по объявлениям. А вот для мотора, карбюратора на Муравей есть все новое в продаже. Теперь использую его как скутер для езды по городу. Прохожие часто оборачиваются посмотреть, поскольку на фоне всего китайского, что сейчас ездит, Муравей выглядит как ретро и имеет очень необычный дизайн.

Популярные вопросы и ответы про мотороллер Муравей

В какой пропорции нужно смешивать бензин и масло для Муравья?

Мотороллер ездит на бензине А-76 и масле. Для правильной работы необходимо смешивать топливо и смазку в пропорции 1:35. Меньшее количество масла не сможет смазывать поршневую, что ускорит износ, потребуются запчасти на Муравей для капремонта. Большее количество смазки приведет к увеличению дымности, закоксовыванию колец, засорению глушителя.

Как завести мотороллер Муравей?

Для этого предусмотрен ручной кикстартер. Это специальный рычаг слева под сиденьем водителя. Его необходимо резко дернуть вверх. При этом можно слегка прокручивать ручку газа, чтобы дать больше топлива и стабилизировать обороты. Если модель оснащена АКБ и электростартером, достаточно повернуть ключ зажигания.

Как на мотороллере Муравей переключаются передачи?

Для переключения передач необходимо выжать ручной рычаг сцепления, расположенный на левой рукоятке. Затем нужно левой ногой нажать на ножной рычаг, надавив пяткой вниз. Все 4 передачи включаются последовательно таким способом. Чтобы выключить передачу, необходимо носком левой ноги нажать на переднюю часть рычага.

Как тормозить на трицикле Муравей?

На мотороллере предусмотрен ножной тормоз, воздействующий сразу на 3 колеса. Педаль тормоза расположена справа в полу. Для торможения необходимо правой ногой полностью утопить педаль в пол.

Как у Муравья включить задний ход?

Мотороллер компактный и маневренный, а наличие заднего хода позволяет выехать даже из узкого переулка без разворота. Это очень удобно с учетом массы техники, чтобы не толкать ее ногами. На Муравье включение задней передачи осуществляется при помощи ручного рычага. Он расположен справа от водителя. Рычаг через систему тяг меняет положение шестерней в заднем редукторе.