Мопед Верховина – это украинский ответ на выпуск балтийцами Риги и Дельты, а также частичное копирование итальянских версий. Он был дешевле, схож внешне, что и заставляло тогда наших соотечественников покупать эту двухколесную технику. Хотя она давно уже не выпускается, на улицах Украины и других стран СНГ такой транспорт можно встретить до сих пор. Продается он и на вторичном рынке по очень доступной цене. Всем нынешним и будущим владельцам этих отечественных прототипов скутеров будет полезно узнать историю Верховины, характеристики, разновидности моделей, возможности тюнинга. В конце обзора я приведу отзывы от реальных владельцев, а также посоветую, где купить запчасти на мопед Верховина в Украине.
История возникновения мопеда Верховина
Мопед Верховина выпускался на «Львовском мотозаводе» (ЛМЗ). Предприятие уже занималось изготовлением мотовелосипедов с двигателями на 1 л.с. Среди известных ранее моделей были «Львовянка», «Тиса», а также версии этих же серий МВ и МП, но без выделяющихся названий (МВ-044, МП-043, МП-045, МП-046).
И вот в 1970 году начинается серийной производство революционного на то время двухколесного транспорта под названием Верховина 3. Он отличался уменьшенным диаметром колес, измененными деталями рамы, имел дополнительные технические усовершенствования. В связи с индексом 3 некоторые предыдущие модели стали называть Верховина 1 и Верховина 2. Название было взято в честь высокогорной зоны в пределах Карпат.
Наличие педалей позволяло завести двигатель на подножке. При езде в горку с большим грузом можно было помогать двигателю, крутя педали, чтобы не переключаться на первую передачу. А катясь с горки, педалями было удобнее тормозить, прокручивая их назад. Вот такое ноу-хау 1970 года.
Производился мопед 12 лет вплоть до 1982 года. Мир увидел 5 поколений техники и еще специальные версии. Затем Львовский мотозавод разработал новый мопед Карпаты (здесь прослеживается продолжение тематики горных названий), и начал выпускать серийно уже эту более современную двухколесную технику.
Общие характеристики
Официально Верховина 3 появилась в Украине в 1970 году (запущено серийное производство). Но самой популярной версией стала Верховина 6, поэтому приведем ее характеристики:
- двигатель – одноцилиндровый, двухтактный, весом 21 кг;
- объем ДВС – 49,8 см³;
- размеры мотора – 98x68x117 мм;
- мощность – 2,2 л.с.;
- коробка передач – 3 ступенчатая;
- максимальная скорость – 60 км/ч;
- вместимость топливного бака – 7,5 л;
- масса мопеда – 55 кг;
- тип привода – цепной;
- количество мест – одноместный;
- тормоза – барабанные;
- колеса – 65х405 мм;
- расход топлива – 2-3 л на 100 км;
- бензин – АИ-76;
- общие габариты – 1770 х 720 х 1200 мм;
- грузоподъемность – 100 кг;
- тип охлаждения – воздушное.
Выпускалось несколько модификаций, отличающихся ценой. Кроме обычной, была с хромированными ободьями колес и боковыми щитками, стоявшая на 3% дороже. Даже сейчас мототехника продается на вторичном рынке по цене от 1500 грн. Запчасти на мопед Верховина тоже стоят недорого, поэтому владение агрегатом не причинит вреда семейному бюджету.
Модели марки Верховина
Первый мопед, который официально получил название Верховина, был уже с индексом 3. По заводскому каталогу это была версия МП-048. Она оснащалась двигателем Ш-51К, который конструктивно напоминал мотор от Jawa Stadion. Максимальная скорость была возможна до 60 км/ч, что было неплохо на фоне других двухколесных транспортов того времени. Косая рама мопеда облегчала посадку. За треугольным сиденьем располагался небольшой стальной багажник, что позволяло перевозить даже мешок с овощами или другие грузы до 15 кг. Колеса имели спицы и хромированные обода. А вот крылья были покрашены в цвет бака и рамы. Поскольку технике уже более 50 лет, сейчас такие экземпляры в восстановленном виде продаются уже как раритет. На вторичном рынке купить мопед Верховина 3 можно от 15000 грн.
Далее Львовский мотозавод предлагал своим покупателям следующие модели:
- Верховина 4 – улучшенная модель, появившаяся в 1973 году. Выделялась измененным сиденьем. Оно было не треугольное, а прямоугольное. При желании, на нем уже могло поместиться два человека. Под сиденьем располагался небольшой бардачок для инструмента или документов. На первых моделях ставился двигатель Ш-52, а на последующих – Ш-57. Силовая установка имела объем 49,8 см³ и выдавала 2,2 л.с. Внешне опознать новинку можно было по удлиненной форме бака и хромированным накладкам на нем. Купить технику с пробегом можно от 5000 грн в зависимости от состояния.
Верховина 5 – мопед был выпущен в 1975 году. Двигатель остался прежним (Ш-57), но полностью изменен внешний вид техники. Топливный бак стал горизонтальным и и наделен пластиковыми накладками для ног. Форма багажника была расширена и удлинена. Получился настоящий, утилитарный мопед, который и нужен был большинству пользователей. Переделана передняя вилка, которую лучше адаптировали под неровности дороги.
- Верховина 6 – модификация была представлена в 1977 году. Накладки на бак прошли рестайлинг, крылья стали полностью другой формы, изменены боковые крышки. Комплектация двигателей расширена. Кроме уже известного Ш-57, ставили Ш-58, а также S-58. Это были двухтактные моторы на 2,2 л.с., работающие в паре с двухскоростной КПП. В журнале «За рулем» байки стали называть мокиками, а Верховина 6 стала самым быстрым мопедом в СССР. Сейчас такой можно купить от 5000 грн. Но есть версии не на ходу, доступные от 2000 грн. Останется только найти качественные запчасти для мопеда Верховина 6, чтобы восстановить его и наслаждаться почти бесплатным транспортом.
Верховина 7 – дебютировала в 1980 году. Положила начало маленькой революции в двигателях с электронной системой зажигания CDI. Это сильно отличалось от контактного зажигания, используемого на технике того времени. Теперь здесь красовался мотор S-62, выдававший стабильные 2 л.с. Среди внешних изменений: из передней фары был вынесен на отдельное место спидометр, появилась контрольная лампочка, уведомляющая о включении дальнего света. Последнее ноу-хау было у основного конкурента – Рига-22. Система зажигания нового типа уже не требовала к себе столько внимания, поэтому техника стала более надежной.
На базе последних двух мопедов были разработаны Верховина 6 Спорт и Верховина 7 Спорт. У них спидометр остался утопленным в фару головного света, чтобы создавать меньшее сопротивление воздуху при движении. В некоторых моделях глушитель был вынесен на правую сторону и поднят относительно земли. В таком случае обязательно устанавливался теплозащитный щиток. На руле была дополнительная перемычка, как у техники для мотокросса. Переднее крыло, чтобы не отпадало, установлено на металлических прутках диаметром 4 мм. Багажник, как правило, на спортивные версии не ставили. Модификация была рассчитана на молодежь, которая тянулась к спортивным моделям, но не могла позволить себе мотоцикл.
На базе всех моделей выпускалась модификация Верховина Турист. В отличие от стока, она оснащалась ветровым стеклом и стальными дугами для крепления кофр. В результате техника становилась пригодной для дальних поездок по трассе, позволяя взять с собой все необходимое для путешествия.
Мопед Верховина – фото реальных владельцев
Мопед Верховина – видео обзор от владельцев
Запчасти на мопед Верховина
Мопед Верховина, особенно начиная с 5 серии, привлекал к себе внимание архитектурой мини-мотоцикла. Уход от косой рамы приблизил его визуальное сходство с Явой, о которой мечтали многие. Но у такой техники есть болезни, о которых нужно знать всем нынешним и будущим владельцам. Рассказываю, какие характерные поломки встречаются и какие понадобятся запчасти для ремонта мокика Верховина:
- Течь рычага управления сцеплением. Самая распространенная проблема мопеда. Она появлялась даже на новых версиях, не говоря уже о тех, которые дожили до наших дней. Решается ситуация установкой нового сальника в коробку.
- Течь рычага кикстартера. Еще одно слабое место – вечно капающая ось ножки. С нее постоянно подтекает смазка. Устранить это можно, заменив внутренний резиновый уплотнитель.
- Срез шпонки маховика. Из-за использования слабого металла штатную шпонку могло срезать спустя пару лет эксплуатации. Из-за этого мопед отказывался ехать. Подбор шпонки соответствующего размера и ее замена решали ситуацию.
- Самоотвинчивание винтов контактной группы и гайки крепления маховика. Извечная болезнь мокика. Владельцу требуется регулярно проверять надежность крепления и периодически подтягивать его.
- Износ подшипников коленвала. Проявляется в характерном скрипе, визге, биении. Проблема требует разборки ДВС и замены шарниров.
- Растягивание цепи привода. С этим сталкивался каждый владелец мопеда Верховина. Неполадка проявляется в виде провисания цепи, проскальзывания, появления вибрации и дополнительного шума. Сперва можно попробовать отрегулировать натяжители цепи привода, а если это не поможет, то заменить саму цепь.
- Зажигание. Много проблем у старых Верховин с контактным зажиганием. Может потребоваться замена контактного прерывателя. В последующих поколениях нередко приходится менять катушку. Если это не помогает, проверяют генератор магнето.
- Электрика и оптика. Года неизбежно берут свое, поэтому электропроводка мопеда Верховина перетирается, обрывается, а также окисляются контакты. Потребуется ее проложить заново. Если фара головного света или стоп-сигнал не работают, меняют лампочки или всю оптику целиком.
- Ходовая часть и подвеска. К слабым местам относятся втулки передней вилки, гофры амортизаторов, корзины сцепления. При активной эксплуатации, перевозке грузов часто приходится менять амортизаторы.
Спустя 15-20 тыс. км нужно делать капитальный ремонт двухтактного двигателя Верховины. Если нет средств, можно попробовать обойтись заменой поршневых колец. Это поможет проехать 1-2 тыс. км. Но кардинально решить проблему можно только с полной переборкой ДВС. Для этого понадобятся: коленвал и шатуны, новые поршни на Верховину, прокладки двигателя, втулки верхней головки шатуна. Если старая крышка головки цилиндра треснула, ее меняют на новую.
Всем владельцам Верховины приходится возиться с карбюратором. Его настраивают винтами качества и количества. Если регулировка не помогает, можно заменить ремкомплект карбюратора Верховина и настроить его заново. Отдельно замене подлежат патрубки. Порой проблемы начинаются с бензокраном, который не передает топливо дальше. Но в Верховине заменить его очень просто. Не исключены мелкие поломки в виде растягивания или обрыва тросика спидометра, троса газа или сцепления.
ТО для мопеда Верховина
Своевременное техническое обслуживание мопеда Верховина продлевает его ресурс и содействует бесперебойной эксплуатации. В ТО входит:
- замена воздушного фильтра – каждые 3000 км;
- замена топливного фильтра или его очистка – каждые 3000 км;
- замена свечи зажигания – каждые 3000 км или раньше, если возникают пропуски.
Цепь служит по-разному в зависимости от исходного качества. Дешевая китайская может растянуться уже через пару тысяч км пробега. Хорошая работает 10-15 тыс. км. Все двигатели двухтактные, поэтому масло менять не требуется, а также не придется менять масляный фильтр. Сцепление служит около 10000 км. После его износа меняют фрикционные диски сцепления, а при полном ремонте узла необходимо установить новую корзину. При этом обратите внимание на втулки сцепления мопеда Верховина. Если они разбитые, то потребуется заменить и их.
Как правильно обкатать мопед Верховину?
После того как вы сделаете капитальный ремонт двигателя мопеда Верховина, потребуется обкатка. Она нужна для притирки поршневых колец к стенкам цилиндра. Пока этого не случится, поршни будут медленнее отдавать тепло, а значит могут перегреться при интенсивной эксплуатации. Обкатка Верховины подразумевает щадящее использование мотора – нужно трогаться, выжимая ручку газа не более 50% от полной величины. После разгона не следует ехать быстрее 40 км/ч. Поскольку во всех моделях реализовано воздушное охлаждение, на дальних дистанциях рекомендовано останавливаться каждый час, чтобы давать двигателю остыть.
Обкатка Верховины происходит в первые 1500 км после капитального ремонта. Поскольку картера с маслом здесь нет, то по завершении ничего обслуживать не требуется. Просто можно эксплуатировать двухколесную технику на полную. Обкатка помогает избежать деформации поршней, прогара, образования задиров на стенках цилиндров. Если не выполнить этот процесс правильно, потребуется снова ремонтировать поршневую и блок Верховины.
Как правильно выбрать и купить б/у мопед Верховину?
На вторичном рынке мопеды Верховина продаются в разном состоянии. Некоторые можно найти от 700 грн под восстановление. Другие еще на ходу, нормально ездят. Учитывая морально устаревший внешний вид, такой транспорт покупают пожилые люди, чтобы ездить на рыбалку, в магазин или по грибы. Но если у молодого человека руки чешутся от того, что хочется поковыряться в двигателе или коробке, некоторые родители покупают Верховину подросткам в качестве конструктора. Запчасти на мопед Верховина в Украине стоят недорого, а в процессе эксплуатации и ремонта молодой человек получит полезные навыки.
Набирает тенденцию и восстановление мопедов не просто с ремонтом двигателя, коробки и ходовой, а с полным перекрашиванием, заменой оптики, нанесением хрома. Такие экземпляры затем поставляются в музеи или на подарок ценителям ретро-техники.
Чтобы правильно выбрать мопед Верховина, осмотрите его на предмет потеков смазки и топлива. Основные проблемные места я описал в разделе ремонта. Обратите внимание, как быстро заводится мотор. Если он схватывает только с 5-го раза, возможно плохая свеча, а может уже низкая компрессия в двигателе. Если у владельца нет запасной свечи, чтобы убедиться в незначительной поломке, можно торговаться, ведь, скорее всего, придется капиталить ДВС. Изучите раму и стальные части на предмет коррозии. Металл уже не новый, поэтому для устранения очагов придется зачищать проблемные места, грунтовать, красить. Все это потребует времени и средств.
Документы для езды на мопеде Верховина
Все модели украинского мопеда имели двигатель объемом до 50 см³. Это означает, что документы для езды на Верховине должны быть категории А1. Получить их можно после обучения в автошколе и сдачи двух экзаменов в сервисном центре МВД (практического и теоретического). Даже мопед, которому 50 лет, требуется ставить на учет, получая для него номерные знаки.
При себе во время управления необходимо иметь свидетельство о государственной регистрации (можно в электронном виде). Стоимость получения прав для управления мопедом Верховина варьирует от 6 до 10 тыс. грн в зависимости от города Украины. Сюда входит как оплата за обучение и топливо, так и государственная пошлина за экзамены, печать пластикового удостоверения.
Тюнинг мопеда Верховина
Учитывая возраст мокика Верховина, элементов тюнинга для него не так уж и много. Если хочется иметь нетривиальный внешний вид, лучше сразу искать Верховину Спорт. У нее труба выведена на другую сторону и поднята гораздо выше стока, а также задраны крылья. Очень сильно напоминает мотоцикл эндуро.
Среди других доступных способов тюнинга Верховины:
- установка нового глушителя;
- замена ручек руля;
- обтяжка новыми чехлами сиденья;
- установка новых мотошин (покрышек).
Улучшить внешний вид и даже скрыть недостатки помогут наклейки. Они придают агрессивности, креативности, а могут быть и с юмором. Все детали для мопеда Верховина и элементы тюнинга можно купить в нашем интернет-магазине Мотозилла.
Отзывы о мопеде Верховина от настоящих владельцев
Илья, владеет Верховиной 5 уже 4 года
Я мечтал о Верховине еще будучи 11-летним пацаном. Мотоцикл мне родители не разрешали, а этот мопед выглядел как мотоцикл и был доступным по цене. Тогда я гонял на нем с утра до вечера. И вот спустя столько лет снова удалось найти такой в продаже. Поскольку я знал его наизусть, то легко поставил нужные запчасти в двигатель и коробку Верховины, и вот байк возит меня в магазин и на рыбалку. Мопед простой и дешевый, даже выгоднее современных китайских аппаратов.
Олег, владеет Верховиной 5 уже 6 лет
Купил мопед с рук в нормальном состоянии. Пробег не известен, поскольку тросик спидометра был оборван. По конструкции техника очень простая, удобно ремонтировать, есть легкий доступ к свече, кикстартеру. Толстая перемычка повышает выносливость багажника, на котором я вожу даже ящики с дачи. Недавно заменил амортизаторы из-за этого, а в остальном проблем с мокиком нет.
Сергей, владеет Верховиной 6 Спорт 4 года
Купил мопед Верховина 6 Спорт в плохом состоянии, но глушитель еще стоял оригинальный, изогнутый направо и расположенный почти на уровне сиденья. Всегда нравился спортивный образ этой техники, оставшийся в памяти еще с детства. Я поварил мопед и покрасил, купил необходимые детали для Верховины, которые до сих пор есть в продаже, отремонтировал. Расход топлива 2,5 л на сотню, удобная посадка, хорошая подвеска – вот то, что мне нравится. Советую следить за металлом рамы и бака, ведь он старый и может поржаветь без покрытия.
Дмитрий, владеет Верховиной 4 уже 3 года
Нашел у деда в гараже мопед в хорошем состоянии, которому более 40 лет, и которым он давно не пользовался (поэтому я и не знал о существовании мокика). Залил бензин АИ-95 (другого не было), и мотор завелся. Забрал байк себе. Заменил катушку зажигания и карбюратор на более современные. Цена запчастей на Верховину копеечная. В планах поменять покрышки, поскольку эти уже имеют микротрещины – все таки резине столько лет! Теперь мотаюсь на рыбалку, чтобы кроссовер свой не царапать об кусты.
Популярные вопросы и ответы про мопед Верховину
Зачем у мопеда Верховина педали?
Инженерная задумка состояла в том, чтобы заводить двигатель при помощи педалей, когда техника стоит на месте (у мотора нет лапки кикстартера). При движении в горку педали придавали немного мощности, облегчая работу двигателя. Еще они помогали тормозить, когда мопед сильно разгонялся с горки.
На каком бензине ездит Верховина?
Владельцам мопеда потребуется найти бензин с октановым числом АИ-76 или АИ-80. Он продается, но редко. Поэтому некоторые разбавляют 92-й бензин керосином или специальными фирменными присадками для понижения октанового числа. Впоследствии обязательно перемешивание с двухтактным маслом в пропорции 1:25.
Какой расход топлива у Верховины?
На 100 км пути Верховина расходует от 2 до 3 л. Это зависит от скорости передвижения, уклона дороги, манеры вождения, массы водителя и груза.
Каков ресурс двигателя у мопеда Верховина?
Если своевременно обслуживать двигатель, то хватит силовой установки на 15-20 тыс. км пробега. Это довольно неплохо для техники из прошлого века.
С какими проблемами сталкиваются владельцы мопеда Верховина?
Среди самых распространенных трудностей: двигатель плохо заводится из-за плохой свечи, мотор дергается из-за неправильных настроек карбюратора, слабая тяга из-за низкой компрессии.
0 комментариев