Мопед Карпаты выпускался на Львовском мотозаводе. В 1980-1990-хх гг считался одним из самых распространенных ввиду доступной цены, передовых технологий, отличающих его от устаревших конкурентов. Увидеть мокик можно было в каждом дворе. На него не нужны были права, поэтому подростки гоняли на нем как только доставали носочками до асфальта, сидя на сидушке. Эксплуатируется техника до сих пор. Всем нынешним и будущим владельцам будет полезно узнать историю мокика, характеристики, возможности тюнинга, а также, где купить запчасти на мопед Карпаты. Все это рассказываю здесь, поскольку хорошо знаю эту модель, неоднократно сталкивался с ее ремонтом в своей мастерской.
История возникновения
Шел 1981-й год, весна. Львовский мотозавод уже более 10 лет успешно выпускает мокики Верховина, которые получили ровную раму вместо скошенной. Но постепенно дизайн, который был когда-то революционным, устаревает. Назрела необходимость разработать новый молодежный мопед с современным видом. Это и стал мокик Карпаты, получивший впоследствии индекс 1 в названии. Кстати, само название продолжило традицию завода именовать бренд так, чтобы прослеживалась связь с горами. Этим поддерживалась украинская культура и популяризировался регион производства.
Выпускались Карпаты с 1981 по 1997 года. Их было много в каждом дворе. Главным конкурентом на то время была рижская Дельта. Карпаты выигрывали не только в цене, но и за счет увеличенного бензобака на 8 л, наличия инструментального ящика под сиденьем. Посадка была у отечественного мокика более удобная, поэтому при поездке на большие расстояния ноги меньше уставали в коленях.
После распада СССР границы были закрыты, поставщики перешли на расчет валютой, возникли другие сложности. Завод еще пытался оставаться на плаву, выпуская мокик Карпаты, но сложное экономическое положение населения не содействовало высокой покупательской способности. Поэтому производство мопеда было остановлено в 1997 г, а в 1998 закрыт и сам завод. Сейчас на его территории остался только мотосалон, но продается там уже не украинская техника.
Общие характеристики мопеда Карпаты
Мопед Карпаты пришел на смену Верховине. Он унаследовал прямую раму и продолговатое полуторное сиденье, но уже не имел педального привода, который морально устарел. Вместо этого был предусмотрен кик-стартер. Хорошей традицией стало бесконтактное зажигание, которое было более надежным. Первые Карпаты отличались следующими характеристиками:
- габариты – 1700х720х1110 мм;
- размер колесной базы – 1120-1170 мм;
- вес мокика без жидкостей – 56,5 кг;
- вместимость бензобака – 7 л (впоследствии стало 8 л);
- расход топлива на 100 км – 2 л;
- максимальная скорость – 40 км/ч;
- допустимая нагрузка – 100 кг;
- сиденье – ровное, полуторное;
- объем двигателя – 49,8 см³;
- мощность ДВС – 2 л.с.;
- тип мотора – двухтактный;
- тип сцепления – трехдисковое;
- топливо – бензин АИ-76, АИ-72, АИ-80;
- вид смазки – путем смешивания с бензином в соотношении 1:25;
- подача топлива – карбюраторная, самотеком;
- коробка передач – ступенчатая с ручным или ножным переключением;
- количество передач – 2;
- колеса – 2.5-16 дюймов;
- тип тормоза – барабанный спереди и сзади;
- подвеска – амортизаторы с пружинами;
- охлаждение – воздушное;
- тип зажигания – электронное, бесконтактное.
Размер шин в стоковой версии был одинаковым, поэтому покрышки можно было менять местами. Поскольку протектор на заднем колесе стирался быстрее, перестановка позволяла равномерно изнашивать резину.
Ездят такие мокики до сих пор. Некоторые музеи старинной техники, купив запчасти на мопед Карпаты, восстановили старые аппараты, приведя их в идеальное состояние. Увидеть такой мокик в яркой краске и на ходу можно, например, в музее “Фаэтон” в Запорожье.
Модели мопеда Карпаты
За свою историю мокик претерпел несколько модификаций. Одни были сделаны для устранения первых недоработок, другие – для повышения комфорта, ходовых характеристик или удешевления себестоимости. Вот краткая информация по ним:
- Карпаты-1. Первое поколение выделялось круглой фарой с хромированным ободком, а также резиновыми накладками по бокам бензобака. Спидометр был вынесен отдельно от металлической фары. Крылья и багажник были хромированными. По бокам от фары устанавливались оранжевые катафоты для повышения безопасности. Техника комплектовалась двигателями Ш-58, S-62. Для комфорта было предусмотрено левое боковое зеркало заднего вида.
Карпаты-2 и 2.1. Версия Карпаты 2.1 оснащалась двигателем Д6, каркасом от Дельты и одноступенчатой коробкой. Но партия была очень ограниченной. Большее распространение получили Карпаты-2 со стесанными ровными стенками бензобака, пластмассовыми боковыми крышками, квадратными пластиковыми фонарями. На них устанавливали моторы V-50 с ручным переключением трансмиссии или V-501, V-501m с ножным переключением. Крылья могли быть хромированными или окрашенными в цвет кузова, а вот хром с передней оптики убрали.
- Карпаты Спорт. Мокик выпускался на базе Карпаты 1 и 2. Оснащался современным двигателем V-501 и ножным переключением КПП. Отличие модификации было в более высоком расположении крыльев, что превращало мопед по внешнему виду в эндуро. Сзади вместо багажника была стальная хромированная петля. За нее было удобно поднимать мокик. Еще одно видимое отличие – расположение глушителя гораздо выше привычного уровня. Выводился он, как и у Верховины Спорт, с другой стороны (справой). Поверхность глушителя была перфорированной, поэтому рычали такие мопеды более громко. Зато это обеспечивало лучшую тягу. На руле устанавливалась дополнительная металлическая перемычка для усиления. С задней стороны сиденья красовалась надпись “Спорт”. Цвета корпуса могли быть очень яркими, что нравилось молодежи и привлекало дополнительное внимание.
Карпаты-2 Кросс. Изготавливался для юношеских спортивных соревнований. В продажу не поступали, а предоставлялись для спортивных организаций, кружков мотоспорта. Мокик не был предназначен для езды по дорогам общественного пользования в темное время суток. На модели отсутствовали осветительные приборы. Переднее колесо было увеличено до 19 дюймов. Разработчики предусмотрели большой запас хода подвески, а также внедорожную резину. Комплектовались байки моторами V-501. Вместо оптики крепилась табличка с номером спортсмена.
- Карпаты-2 Люкс. Модель выпускалась ограниченным тиражом. Комплектовалась двигателем V-501m с ножным переключением. Такие ДВС можно было встретить на Дельте-Спорт. Среди внешних отличий – удлиненный багажник с противоскользящей полосой для перевозки более объемных грузов, передние и задние указатели поворотов. Последнее дополнение делало мопед максимально похожим на небольшой мотоцикл.
Сейчас в Украине можно купить мопед Карпаты только на вторичном рынке. Цена разная – зависит от состояния и наглости продавца. На OLX я нашел варианты от 3000 грн. На Auto.ria мокик Карпаты стоит 100-150$. Учитывая изначально невысокую стоимость и дешевизну запчастей на Карпаты, приобретение и владение могут позволить себе многие, кому нужен компактный транспорт.
Мопед Карпаты: фото реальных владельцев

Мопед Карпаты: видео обзор от владельцев
Запчасти на мопед Карпаты
Если вы владелец мопеда Карпаты или подумываете о покупке мокика, вам стоит узнать слабые места и наиболее распространенные поломки. Тогда вы сможете подготовиться к возможным проблемам, будете знать, какие запчасти на Карпаты могут понадобиться.
Самое большое нарекание по отзывам имеет рама мопеда. Видимо, она изначально изготавливалась из слабого металла с низким содержанием углерода. Есть негативные сообщения о слабых сварочных швах. Мне, как мастеру по ремонту техники, не раз доводилось видеть треснутые соединения между рамой и кронштейном для установки головки цилиндра, оторванные уши для фиксации мотора, разбитое крепление рулевой колонки. Нередко отрывается крепление заднего крыла или стойки багажника. При полном восстановлении мопеда, когда с него демонтируются все узлы для покраски рамы, я видел неровную геометрию. Это подтверждает факт о том, что сборка на заводе производилась в то время без стапеля. Поэтому владельцам нужно иметь свой сварочный аппарат или знакомого сварщика, чтобы устранить такие поломки.
Отмечу, что узел ведомой звезды заднего колеса тоже нередко выходит из строя. Производители использовали три различных версии, но это не помогло – все ломались. Обычно это проявлялось в разрушении треугольника крепления, деформации оси. Звезда начинала криво вращаться (восьмеркой), что приводило к увеличенной вибрации, разрыву цепи.
Среди других неисправностей, требующих покупки запчастей для мопеда Карпаты:
- Засорение карбюратора. Сперва помогает чистка при помощи специальной жидкости под давлением и повторная настройка. Затем потребуется ремкомплект. Но гораздо проще не мучиться и сразу купить новый карбюратор на Карпаты, устранив самопроизвольную остановку двигателя, неравномерные обороты. Кстати, заводиться после этого мопед будет гораздо легче.
- Износ сцепления. В технике применяется трехдисковое сцепление. Постепенно фрикционные накладки стираются, изнашивается корзина. Для ремонта рекомендую купить сцепление на Карпаты в сборе или заменить только изношенную часть, например, диски сцепления.
- Поломки КПП. Со временем вы заметите, что передачи выбивают. Если это начнет происходить часто, возможно потребуют замены шестерни или валы. Они изнашиваются, деформируются, что нарушает работу трансмиссии. Обломаться может ножка переключения передач, поэтому ее меняют на новую.
- Электрика и оптика. Немало проблем доставляет электропроводка. Обмотка трескается, теряется напряжение, возникают короткие замыкания. Контакты окисляются, поэтому пропадает питание. Может перестать гореть фара головного света, стоп-сигнал, указатели поворотов (если у вас Люкс версия). Дело может быть в перегоревшей лампочке, а может и в обрыве цепи. Нужно все проверить мультиметром и заменить электропроводку на Карпаты, лампочки или фары в сборе. Электрооборудование и система зажигания ремонтируются заменой генератора, коммутатора, катушки.
- Подвеска. Если много ездите по бездорожью, начнут стучать амортизаторы, порвутся гофры. Может понадобиться заменить втулки передней вилки.
Известная беда – кик-стартер. Для его ремонта меняют возвратную пружину (ножка остается на месте после срабатывания мотора), саму лапку кик-стартера (если деформировалась, отломалась). Неприятная мелочь – отпадение резинки лапки. Тогда нога постоянно соскальзывает. Хорошо, что купить резинку ножки кикстартера на Карпаты не проблема, даже спустя 25 лет после окончания производства мопеда.
Капитальный ремонт двигателя мопеда Карпаты нужен спустя 15-18 тыс. км. Учитывая возраст техники, большинство имеющихся сейчас моделей уже прошли 1-2 капиталки. К счастью, цена запчастей для капиталки ДВС Карпаты невысокая, а сама работа довольно простая. Понадобится заменить поршни с поршневыми кольцами, коленвал и шатуны. Обязательно пригодятся прокладки двигателя мокика Карпаты. Если в цилиндре нет эллиптической выработки, можно ничего больше не делать. В случае выработки для устранения неравномерных зазоров цилиндр протачивают под ремонтный размер или меняют блок двигателя.
ТО для мокика Карпаты
Поскольку все модификации мопеда имеют двухтактный двигатель, в нем не нужно менять масло. Это значительно упрощает обслуживание мокика. Смазку необходимо смешивать с бензином в пропорции 1:25. Используется специальное масло для двухтактных двигателей.
По тормозной системе обслуживание заключается в регулировке тросов переднего и заднего тормоза. Для этого используются два ключа – одним отвинчивают контргайку, а вторым подтягивают трос. Затем контргайку завинчивают обратно. Со временем может потребоваться заменить тросы или тормозные колодки.
Когда поршень обрастает нагаром, ухудшается его работа, а сам элемент перегревается. Удаление нагара входит в техническое обслуживание мопеда Карпаты. Для этого потребуется снять головку цилиндра и цилиндр, обработать поршень специальной жидкостью для размягчения налета, удалить нагар деревянной лопаткой.
В коробке передач требуется менять масло. Для слива отработки предусмотрена пробка в нижней части. Когда старая смазка слита, заверните пробку и залейте новое масло в объеме 0,5 л через заливное отверстие с левой стороны агрегата. Каждую 1000 км пробега требуется смазка цепи. Некоторые это делают просто нанося сверху солидол. В инструкции по эксплуатации советуется другой подход:
- Убрать защитный кожух.
- Рассоединить замок цепи.
- Снять привод с мопеда.
- Промыть цепь в керосине для удаления старой смазки.
- Очистить звездочки.
- Установить цепь на место.
- Нанести смазку и прокрутить заднее колесо несколько раз, чтобы равномерно ее распределить.
При установке цепи необходимо натянуть привод, чтобы провисание было не менее 10 мм, но не более 25 мм. Каждую 1000 км рекомендуется заменять воздушный фильтр. Тогда мотор будет работать ровнее. Из опыта отмечу, что может потребоваться регулировка зажигания. Для этого выставьте опережение на 1,2-1,4 мм до верхней мертвой точки поршня.
Как правильно обкатать мопед Карпаты?
После капитального ремонта ДВС Карпат нужно произвести обкатку. Советую придерживаться указаний в инструкции по эксплуатации, предписывающей не открывать заслонку дросселя более чем на 50% при трогании с места. Пожалуйста, избегайте пробуксовки заднего колеса, даже если у вас комплектация Спорт или Кросс, и хочется кого-то впечатлить. По дороге перемещайтесь на скорости около 20-30 км/ч. Выжимать из мопеда все на этом этапе не стоит.
Обкатка необходима для притирки поршневых колец к стенкам цилиндра. Тогда тепло будет эффективно передаваться блоку и уходить наружу через ребра для увеличения площади, обдуваемой воздухом. Обкатывают мопед около 1000 км. Поскольку картера с маслом здесь нет, то ничего сливать после обкатки не требуется. По завершении процесса просто продолжайте эксплуатацию в обычном режиме. Теперь можно не бояться разгонять мокик до максимальной скорости.
Как правильно выбрать и купить б/у мокик Карпаты?
Мопед Карпаты подойдет только для поездок на короткие расстояния. Учитывая максимальную скорость 40 км/ч, ехать с одного областного центра до другого вы будете пол дня. Мокик оптимален для пожилых людей, кому важна доступность транспорта и запчастей, и для кого внешний вид и престиж техники стоят на втором месте. Используют его для поездок в магазин, на дачу, по грибы или на рыбалку. Версию Кросс или Спорт можно купить подростку, чтобы он учился обслуживать и ремонтировать собственную технику. Но по дорогам общественного пользования до 16 лет он ездить не сможет.
При выборе советую внимательно осмотреть раму на предмет трещин и коррозии. В этой модели изначально плохой металл. Если будут трещины, значит придется варить, а потом зачищать, грунтовать и красить. То же самое со ржавчиной. Это повод торговаться. Нажмите на лапку кик-стартера. Если мотор завелся не с первого раза, возможно нужно регулировать карбюратор, менять систему подачи топлива, а может уже и компрессия слабая. Здесь без риска не обойтись. Но запчасти на мокик Карпаты недорогие, поэтому даже при самом плохом исходе получится все восстановить.
Документы для езды на мопеде Карпаты
Прошли те времена, когда на мокике можно было гонять без прав. Сейчас в Украине требуются права категории А1. Их будет достаточно для езды на любой модификации Карпат, поскольку везде объем двигателя до 50 кубиков. Важно возить с собой свидетельство о регистрации ТС. Получить права можно в сервисном центре МВД, сдав два экзамена. Но перед этим нужно пройти обучение (в автошколе или рядом с опытным водителем). Через автошколу, вместе с государственными пошлинами, все обойдется в 6-10 тыс. грн. Цена за обучение зависит от города и выбора самой школы.
Тюнинг мокика Карпаты
Вариантов тюнинга мопеда Карпаты не так уж и много по сравнению с другими байками. Я советую установить для улучшения внешнего вида или характеристик:
- глушитель, который порадует вас приятным звуком;
- ручки руля для комфортных тактильных ощущений;
- новые чехлы на сиденья взамен потрескавшихся на солнце;
- шины с хорошим протектором, обеспечивающие лучшее сцепление с дорогой и торможение;
- наклейки, при помощи которых можно разнообразить дизайн или скрыть вмятины, трещины.
Для увеличения скорости можно установить заднюю звезду с меньшим диаметром. Только после этого мокик будет разгоняться дольше, а ресурс двигателя сократится. А вот замена блока с поршнем на увеличенные диаметр даст прирост мощности. Однако такая переделка более трудоемкая.
Модификации Спорт и Кросс даже без тюнинга выглядят круто, поэтому достаточно поддерживать их в исправном состоянии. Купить все необходимые запчасти или декоративные элементы на мопед Карпаты можно в интернет-магазине МотоЗилла. Здесь умеренные цены, широкий ассортимент.
Отзывы о мопеде Карпаты от настоящих владельцев
Владислав, ездит на Карпаты-2 6 лет
Мне нравится мокик за простоту в обслуживании и легкий ремонт. Все открыто, можно разобрать и собрать самостоятельно. Запчасти на мопед Карпаты стоят копейки по сравнению с деталями на другие бренды. Если все вовремя обслуживать, то получится долго ездить без серьезных поломок.
Николай, ездит на Карпаты-1 15 лет
Я – второй владелец мопеда. Он мне нравится низким расходом топлива. Считаю его экономичным средством передвижения для поездок на дачу, рыбалку, в магазин. За счет высокого клиренса и колес 16 дюймов легко проезжает по бездорожью. Советую только не ездить на дальние расстояния в жару, поскольку двигатель склонен к перегреву.
Тимур, ездит на Карпаты-2 3 года
Нашел мокик в объявлении. Посмотрел – состояние было нормальным. Заменил карбюратор, купил новые покрышки и теперь мотаюсь на нем по месту, чтобы не выкатывать каждый раз машину из гаража. Внешний вид, конечно, у мопеда устарел, звук более громкий, чем у скутеров, зато достался мне он за копейки, да и ремонт обходится недорого.
Василий, ездит на Карпаты-1 4 года
Мопед очень легкий, можно затащить по ступенькам на площадку первого этажа, чтобы завести потом на балкон для длительного хранения в межсезонье. Максимальная скорость слабовата, но мне спешить некуда. По ремонту менял глушитель и карбюратор. Цена запчастей на мопед Карпаты низкая, по карману не бьет.
Популярные вопросы и ответы про мопед Карпаты
Какой ресурс мопеда Карпаты до капитального ремонта?
Двигателя мопеда Карпаты хватит на 15-18 тыс. км пробега. Точный ресурс зависит от манеры вождения, массы райдера, частоты перевозки дополнительного груза. Поскольку большинство имеющейся сейчас техники уже откапиталено, пробег до следующего ремонта зависит от качества установленных запчастей на мопед Карпаты.
Что чаще всего ломается в мопеде Карпаты?
Больше всего нареканий вызывает рама, которая лопается в разных местах. Для ремонта потребуется сварка. Еще проблемы наблюдаются с задней звездой, которая деформирует ось, что приводит к обрыву цепи.
Каким бензином заправлять мокик Карпаты?
По мануалу мопед ездит на бензине с октановым числом АИ-72, АИ-76, АИ-80. Но некоторые заправляют его АИ-92 (если нет возможности купить рекомендованный производителем). Только в таком случае придется чаще делать капитальный ремонт, для чего понадобятся запчасти.
Как повысить мощность мопеда Карпаты?
Чтобы увеличить мощность и максимальную скорость мокика, можно установить более производительный карбюратор и глушитель спортивного типа с увеличенной пропускной способностью. При более серьезном тюнинге ставят блок с увеличенным объемом цилиндра, меняют поршневую с кольцами.
Как часто нужно менять масло в мокике Карпаты?
Во всех двигателях мопеда Карпаты нет картера, поэтому замена масла не требуется. Смазка подается вместе с топливом в соотношении 1:25. Если этого не делать, поршневая быстрее перегреется от трения, сократится ресурс ДВС. Потребуются запчасти для Карпат, чтобы выполнить капитальный ремонт.
0 комментариев