Как правильно переключать передачи на велосипеде?

Привет всем! Напомню, что меня зовут Андрей, и у меня своя мастерская по ремонту. Кроме скутеров и мотоциклов, мне приходится ремонтировать велосипеды. Одна из часто выполняемых операций – замена цепи велосипеда или замена комплекта цепи и всех звездочек. Хотя эти велосипедные комплектующие относятся к расходным, нередко их ресурс сокращается при неправильном использовании. Поэтому я решил дать краткое руководство по обращению с этими узлами. Зная, как правильно переключать передачи на велосипеде, вы сможете научиться делать это плавно и четко. Как следствие, увеличится ресурс деталей трансмиссии, а вы получите больше удовольствия от езды.

Правила переключения передач на велосипеде

Звездная трансмиссия получила широкое распространение в отличие от планетарной ввиду своей простоты и дешевизны. Она состоит из 1-3 передних ведущих звездочек, устанавливаемых на единой оси с шатунной системой. На оси заднего колеса монтируется кассета с ведомыми звездами. Соединяются они цепью. Для перекидывания привода используются передний и задний переключатели, управляемые рычагами с руля. Изменение положения цепи приводит к изменению передаточного числа, что позволяет менять скорость движения, не меняя при этом количество оборотов педалей. При движении в горку, можно замедлить скорость движения, зато облегчить само прокручивание шатунов, что отнимет меньше сил.

Поскольку мне не раз приходилось менять порванные цепи, деформированные переключатели или стертые звезды, приведу несколько основных правил переключения передач на велосипеде:

  • Переключать скорости на велосипеде со звездной системой трансмиссии можно только во время движения. При этом вращение педалей должно быть в меру интенсивным. Если сделать маневр при недостаточном крутящем моменте, цепь может соскочить или застрять.
  • Нормальная частота вращения педалей в момент переключения должна поддерживаться в диапазоне 70-100 об/мин.
  • Не устанавливайте цепь в такое положение, при котором будет сильный продольный перекос.
  • В момент переключения передачи снижайте усилие нажатия на педаль, чтобы цепь не была максимально натянутой. Это упростит ее переход.
  • Доезжая до подъема переключайтесь заранее. Это позволит выполнить манипуляцию с хорошей частотой вращения, ведь при заезде на уклон скорость сразу снизится.
  • Переводя пальцем рычажок на руле, придерживайте его в заданном положении, пока не будет осуществлено само переключение цепи. Это связано с тем, что на некоторых моделях трансмиссии жесткость рулевых систем переключения невысокая, и натяжение привода может вернуть рычажок в обратное положение.

Посоветую установить манетки для переключения так, чтобы к ним было удобно дотягиваться без визуального контроля. В зависимости от модели такие рычаги бывают под большой или указательный палец. Фиксируются на руле они при помощи обжимного крепления. Отпустите его отверткой или шестигранным ключом, передвиньте под свою анатомию, при необходимости прокрутите на руле для постановки под нужным углом. Затем затяните крепление. Это обеспечит комфорт во время переключения.

Больше – значит лучше?

В зависимости от количества передних и задних звезд получается общее число передач на велосипеде. Чаще всего мне приходилось ремонтировать байки с тремя передними и 7 задними звездочками. В сумму они образуют 21 передачу. При компоновке 3х9 получится аж 27 скоростей. Но это в теории.

На практике самую крайнюю правую переднюю звездочку получится использовать только с несколькими крайними задними звездами. То же верно в отношении средней – она работает только в связке с несколькими центральными звездами. Если установить цепь на левую крайнюю переднюю звездочку, а сзади разместить привод на крайней правой звезде, образуется сильный перекос. Ехать получится, но металл будет скрежетать, начнется активный износ привода, роликов натяжителя и зубьев. Это настоящее издевательство над велосипедом и собой.

В итоге при комплектации 3х9 реальных передач, используемых на практике, получается 9-12. Поэтому варианты трансмиссии 2х5 или 2х7 ничем не уступают по удобству и возможностям, но стоят меньше или проще в ремонте. Не ведитесь на маркетинговый ход производителей велосипедов, думая, что большое количество звездочек сулит расширенные возможности. Ведь при ремонте они меняются кассетами, а значит обойдутся дороже за счет более объемной конструкции из металла.

Несколько советов по обслуживанию трансмиссии велосипеда

Напоследок дам несколько рекомендация по уходу за трансмиссией велосипеда, которые облегчат переключение передач:

  • смазывайте цепь специальной смазкой хотя бы раз в месяц;
  • очищайте привод и звезды всепроникающим веществом под давлением из баллончика после каждого дождя или катания по песку, а затем наносите смазку повторно;
  • следите за звеньями цепи, чтобы втулки не болтались чрезмерно;
  • контролируйте зубья звездочек, чтобы цепь садилась на них плотно;
  • смотрите за состоянием ролика натяжителя – он легко стирается

Различные велозапчасти для ухода за велосипедом можно купить в интернет-магазине МотоЗилла. Здесь есть расходники и детали для ремонта. Даже если вы испортили трансмиссию, не зная, как переключать скорости на велосипеде, все можно исправить, подобрав нужные элементы и заменив их.