Импульсное зарядное устройство: принцип работы, особенности, преимущества

Импульсные зарядные устройства для аккумуляторов автомобилей и мотоциклов появились относительно недавно. Больше всего на рынке представлено товаров из Китая, хотя есть продукция из европейских стран. Имея свою мастерскую по ремонту мототехники и бензоинструмента, мне не раз приходилось заряжать АКБ. В своей деятельности я использую именно такой прибор. Хорошо понимая принцип работы, особенности и преимущества, опишу все это ниже на основании личного опыта. Возможно, эта информация развеет ваши опасения, разъяснит нюансы, поможет правильно выбрать зарядку для аккумулятора машины или двухколесного транспорта.

Принцип работы импульсной зарядки

Импульсное зарядное устройство имеет небольшой прямоугольный корпус. С одной стороны из него выходит красный и черный провод с зажимами на концах для установки на клеммы аккумулятора. С другой стороны предусмотрен короткий сетевой провод для подключения к сети 220 В. На верхней панеле нередко имеется ЖК-дисплей (но не всегда – зависит от модели, бренда), а также световая индикация для отображения режима и состояния прибора.

Принцип работы импульсного зарядного автомобильного устройства заключается в следующем:

  1. Прибор подключается к сети и потребляет 220 V.
  2. Переменное напряжение повышает частоту в сотни герц или в десятки килогерц (зависит от модели).
  3. Затем ток выравнивается диодным мостом.
  4. Постоянное напряжение подается импульсами, а не непрерывно к батарее. За счет импульсов АКБ успевает “отдыхать” и остывать между периодами зарядки.
  5. За процессом следит внутренний контроллер, регулирующий напряжение, длительность импульсов, их частоту.

Для собственного охлаждения внутри прибора предусмотрен вентилятор. У моего З/У на дисплее показывается температура, чтобы визуально заметить перегрев. Но контролировать это не нужно, поскольку в таком случае должна сработать автоматическая защита. Почему говорю об этом, как в теории, – у меня никогда температура прибора не повышалась выше 24 градусов, поэтому срабатывание защиты не требовалось.

Чем импульсное З/У отличается от обычного

В обычном зарядном устройстве со стрелочным вольтметром и амперметром используется трансформатор. Он изменяет напряжение и силу тока. Затем ток проходит на выпрямитель для преобразования в постоянный. Нередко пользователю нужно самому, при помощи регулировочных переключателей, выставить напряжение и силу тока зарядки. Ошибки новичков при настройке часто приводят к закипанию аккумулятора, раздуванию корпуса, трещинам.

В импульсном устройстве ток подается на батарею не непрерывно, а короткими периодами. Весь процесс от начала до конца автоматический. Умный прибор сам постепенно снизит силу тока по мере заполнения емкости, что исключит перегрев. Внутри З/У нет трансформатора, а значит общие габариты гораздо меньше.

Преимущества импульсных зарядных устройств

Главная особенность и преимущество импульсного зарядного устройства, по моему мнению, – разрушение кристаллов сульфата свинца на поверхности пластин. Они появляются там при низком разряде. Сульфат не проводит электрический ток, из-за чего сокращается площадь поверхности электродов, участвующих в обмене электронами. Импульсный ток с высокой амплитудой воздействует на сульфат, круша его структуру. Это освобождает пластины, содействует восстановлению емкости старых аккумуляторов.

Среди других преимуществ импульсных зарядок для АКБ:

  • небольшие габариты корпуса, упрощающие транспортировку и хранение;
  • малый вес;
  • удобное использование – например, у моего прибора все работает автоматически (определение тока АКБ, управление токами зарядки, выключение);
  • низкое потребление тока в процессе зарядки;
  • отсутствие перегрева батареи, поскольку из-за импульсного воздействия напряжение подается не постоянно, а прерывисто;
  • более полная зарядка емкости ввиду лучшего проникновения электронов;
  • универсальность использования – устройство подходит для АКБ автомобилей, мотоциклов.

При помощи такого прибора мне не раз удавалось восстановить аккумуляторы после глубокого разряда. В противном случае их бы пришлось менять на новые. Как следствие эксплуатации такого З/У, увеличивается срок службы батареи.

Недостатков у импульсных зарядок немного. Один из них – более высокая цена на фоне обычных. Еще советую быть внимательным при попытке зарядить гелевый аккумулятор. В таком случае важно соблюдать точные параметры, соответствующие конкретной батарее. Речь идет о токе зарядки, который должен быть не выше 1-2 А.

Выбираем правильно импульсное зарядное устройство

Большой выбор импульсных зарядных устройств есть в интернет-магазине МотоЗилла. Выбирая прибор, учитывайте следующие параметры:

  • Диапазон напряжения аккумулятора – бывают версии на 6/12, 12/24, 6/12/24 В.
  • Длину сетевого провода и клемм – чтобы их хватило от розетки до АКБ.
  • Габариты корпуса – если планируете возить зарядку в багажнике мотоцикла или машины, устройство должно занимать мало места.
  • Дополнительные функции – среди них: дисплей, фонарик, режим восстановления, отображение напряжения батареи.

Как пользоваться импульсным З/У

Чтобы зарядить аккумулятор импульсным устройством, придерживайтесь такой последовательности действий:

  1. Снимите АКБ с машины или мотоцикла.
  2. Очистите корпус от пыли, масла, конденсата.
  3. Наденьте красную клемму зарядки на плюс, а черную – на минус.
  4. Включите сетевую вилку в розетку.
  5. Загорится дисплей, начнется отображение силы тока, напряжения, температуры корпуса.
  6. Процесс длится 6-12 часов в зависимости от емкости АКБ и степени разряженности.
  7. По достижении полного уровня зарядки, прибор автоматически отключится.

В моем случае, он перестает охлаждать себя вентилятором (я сразу слышу, что зарядка завершена), отключает питание от сети, начинает отображаться напряжение аккумулятора. Последнюю функцию считаю особенно полезной – можно сразу без мультиметра увидеть уровень заряда.

Если после зарядки батарея быстро высаживается, рекомендую заменить ее на новую. Особенно важно успеть сделать это перед наступлением холодов или в случае только городской эксплуатации транспорта. В последнем сценарии при коротких пробегах старый АКБ просто не будет успевать заряжаться, поэтому вы будете часто сталкиваться с ситуацией, когда электростартер не сможет завести двигатель. Купить аккумулятор на 6 или 12 вольт для мотоцикла тоже можно в МотоЗилла.