Если возникли проблемы с системой зажигания скутера, отремонтироватьее без знания устройства и принципа работы не получится. Как мастер по ремонту мотоциклов и мопедов, я считаю, что каждый райдер должен понимать схему зажигания. Это поможет последовательно проверить цепь и найти место обрыва, из-за чего мопед не запускается. Напомню, что меня зовут Андрей, и я 10 лет сотрудничаю с МотоЗилла. Сегодня я объясню принцип работы и устройство электрической схемы зажигания скутера простыми словами, понятными для новичков.
Устройство зажигания скутера
Если вы видите в инструкции по эксплуатации своего мопеда аббревиатуру CDI (Capacitor Discharge Ignition, не путать с Common rail Diesel Injection у дизелей), это означает, что искра на свече образуется благодаря разряду конденсатора. По-другому, такую схему называют тиристорным зажиганием. Оно способно работать без внешнего аккумулятора, само обеспечивая себя необходимым напряжением (в отличие от автомобиля). Запустить скутер можно ножным стартером. АКБ в схеме используется лишь для повышения комфорта, чтобы двигатель мопеда заводился от нажатия кнопки.
Опишу коротко распространенную схему зажигания скутера, встречающуюся на большинстве мопедов, которые мне приходилось ремонтировать. Она содержит следующие элементы:
- замок зажигания;
- статор с постоянными магнитами;
- ротор с катушками, намотанными на стальной или магнитный сердечник;
- датчик частоты оборотов коленвала магнитного типа;
- коммутатор с диодными мостами и конденсатором, а также тиристором;
- высоковольтную катушку зажигания с первичной и вторичной обмотками;
- высоковольтный провод и наконечник (насвечник);
- свечу, установленную в цилиндре.
На фото схемы зажигания скутера все эти элементы отображены в разрезе. Полюса магнитов (красный ― это +, а синий ― это минус) чередуются в своем расположении. Высоковольтная катушка подсвечена больше желтым, намекая на протекающее в ней повышенное напряжение.
Принцип работы
Начинается запуск мопеда с включения замка зажигания на ручке, размыкающего контакты цепи. Далее райдер резко нажимает на лапку ножного стартера, раскручивая коленвал. Происходят следующие процессы:
- Между ротором и статором образуется электромагнитное поле.
- Начинается зарядка катушки ротора.
- Она отдает напряжение на коммутатор, в котором переменный ток выравнивается диодным мостом, превращаясь в постоянный.
- Далее начинается зарядка конденсатора.
- Датчик оборотов коленвала фиксирует прохождение точки, указывающей, что поршень достиг верха цилиндра.
- Происходит разряд конденсатора на катушку зажигания, которая еще больше повышает напряжение на своей обмотке.
- Тиристор отключает цепь для накопления конденсатором нового разряда.
- Повышенный ток подается по высоковольтному проводу на свечу.
- Генерируется искра, воспламеняется воздушно-топливная смесь.
В отличие от электрических двигателей бытовой техники, у скутера вращается статор с магнитами, а не ротор. Последний закреплен неподвижно. Поскольку воздух у 2-тактных двигателей поступает и отводится через специальные каналы, каждое поднятие поршня сопровождается генерацией искры и поджигом смеси. Цикл повторяется снова и снова, пока в баке есть топливо.
Это продуманная схема зажигания скутера, позволяющая эксплуатировать мототранспорт без аккумулятора. Питание всех электроприборов осуществляется от специальных катушек на роторе. От них подается напряжение на подсветку спидометра, головной свет, стоп-сигнал, указатели поворотов и пр. Схема зажигания скутера без АКБ позволяет сократить его массу и увеличить объем багажного отсека под сиденьем. Но, включить свет фары, чтобы подсветить дорогу, с заглушенным двигателем, не получится.
Мне, как мастеру по ремонту мопедов, приходится сталкиваться с поломками системы зажигания скутеров. Чаще всего у них слабое место ― свечи, быстро выходящие из строя. Не меньше проблем доставляет надсвечник, у которого регулярно отходит контакт с кабелем. Случались на моей практике сгорания катушек зажигания или увеличение сопротивления в их обмотке. Диоды, тиристоры, конденсаторы горят редко. Роторы с катушками и статоры с магнитами ломаются не часто. А вот замки ― тоже подвержены износу, причем механическому. Купить все необходимые запчасти для ремонта системы зажигания скутера всегда можно в МотоЗилла.
1 комментарий