Всем привет! Я – мастер по ремонту мопедов и мотоциклов, Андрей. Сотрудничаю с МотоЗилла более 10 лет, определяя качество запчастей и помогая выбирать детали для ремонта мототехники моих клиентов. Периодически у меня спрашивают, до каких значений можно разряжать гелевый аккумулятора мотоцикла или мопеда. Вопрос довольно важный, поскольку незнание и игнорирование определенных характеристик приведет к быстрому выходу АКБ из строя. Сегодня я расскажу, до какого напряжения разрешено разряжать гелевую батарею и дам практичные советы по ее эксплуатации.
Почему нельзя разряжать гелевые аккумуляторы в “ноль”?
Внутри гелевых аккумуляторов, как и внутри всех остальных, происходит регулярный процесс сульфатации и десульфатации. Свинцовые пластины с отрицательным и положительным зарядом погружены в гель. Последний выступает катализатором, по которому движутся ионы от катода к аноду и обратно. Когда происходит разрядка, на плюсовых пластинах образуются светлые кристаллы. Это естественный сульфат при физических процессах. При подключении гелевого аккумулятора к зарядной станции возбуждается движение электронов в обратном направлении, что содействует отпадению сульфата. Он постепенно растворяется в электролите – происходит процесс десульфатации.
Когда гелевый АКБ сильно разряжается, толщина сульфата значительно увеличивается. Впоследствии зарядка уже не способна разрушить налет. За счет образовавшейся корки перекрывается поверхность свинцовой пластины – электролит с ней уже не контактирует. Уменьшение площади контактной поверхности приводит к потере емкости аккумулятора. Он уже не способен накапливать и отдавать заряд, необходимый для работы скутера или мотоцикла. Вот почему категорически нельзя разряжать гелевые АКБ в “ноль”.
Какое значение считать пороговым?
Далее я, на основе своего опыта мастера по ремонту мототехники, расскажу, до какого напряжения можно разряжать гелевый аккумулятор, чтобы вы могли ориентироваться в конкретных цифрах:
- 13,0 V – это 100% заряда гелевого АКБ. Именно такое значение будет у батареи, когда вы снимите ее после зарядки.
- 12,6 V – это 80% уровня заряда. На этом уровне уже начинается процесс сульфатации. Как я говорил, он естественный, и сильно переживать не стоит.
- 12,0 V – показывает, что гелевая батарея разряжена на 50%. Сульфатация проявляется сильнее, но ездить еще можно.
- 10,9 V – означает, что уровня заряда осталось 10%, а разрядка достигла 90%.
- 10,5 V – критическое значение. Оно приравнивается к 100% или глубокому разряду.
Именно последняя цифра в списке – 10,5В – считается пороговым значением, до которого можно разряжать гелевую батарею. Поэтому буквального понятия “разрядил АКБ в 0” в эксплуатации быть не должно. Показатель 10,5В – это и есть условный “ноль”. Если вы допустите образование напряжения 6-9 V, то батарею можно смело выбрасывать. Восстановить ее не получится.
Как правильно замерять напряжение гелевого аккумулятора
Когда вы знаете, до какого напряжения разрешено разряжать гелевый АКБ, считаю важным добавить, как правильно замерять ток. Ведь при неправильных действиях райдера полученные цифры могут не соответствовать фактическим. Здесь все просто. Потребуется мультиметр, переключатель которого установлен на зону V с цифрой 20. От батареи нужно отсоединить клеммы и подождать 10 минут. Отключение клемм необходимо, чтобы пресечь любую утечку тока. Выжидание времени потребуется, чтобы электроэнергия равномерно распределилась внутри. Теперь можно прикладывать щупы к клеммам АКБ и смотреть на показания мультиметра.
Как правильно хранить гелевую АКБ, чтобы сохранить ресурс
Из многочисленных случаев моих клиентов, могу отметить, что глубокий разряд гелевого АКБ наступает из-за неправильного хранения. Например, некоторые райдеры не отсоединяют клеммы при длительном простое техники. Когда скутер не эксплуатируется с октября по май, но батарея остается подключена к системе, происходит утечка тока. Поэтому рекомендую всегда отсоединять аккумулятор от любых контактов при длительной стоянке мотоцикла или мопеда.
К счастью, гелевые батареи рассчитаны на 200, а некоторые и на 400 глубоких циклов разряда (до 10,5В). Поэтому допуская периодически такую просадку напряжения, ничего страшного не случится. А вот частая разрядка в “ноль” быстро убивает аккумулятор. Хотя хранить батарею можно при температуре от -20 до + 50 градусов, рекомендую, держать ее при температуре +20 ⁰С. Если скутер зимует у вас в неотапливаемом гараже, заберите аккумулятор в дом или квартиру. Он небольшой, поэтому много места не займет.
Теперь вы хорошо понимаете, до какого минимального напряжения можно разряжать любой гелевый аккумулятор. Если вы этого не знали и допустили многократную глубокую разрядку, то восстановить батарею не получится. В таком случае потребуется купить новую гелевую АКБ, что можно сделать в интернет-магазине МотоЗилла. Здесь же вы подберете и хорошее зарядное устройство для гелевых батарей, которое воздействует малыми токами, не перегревая АКБ.
0 комментариев