Дельта: характеристики, модели, обзор, цены, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и тюнинг

В 1980-ее и 1990-ее крутизна подростка определялась по тому, есть ли у него мопед Дельта. Именно так подчеркивали свой статус в прошлом. Но легкий байк выпускается до сих пор. Правда, сейчас, он просто служит способом передвижения, отличающимся компактностью, дешевизной и простотой. Как появилась модель, какие у нее характеристики, как менялся дизайн, что чаще всего ломается и где взять запчасти на мопед Дельта – все это описывается ниже.

История возникновения модели Дельта

Идея создания мопеда нового образца возникла на Рижском мотозаводе (РМЗ) под названием Sarkanā zvaigzne. Это было ведущее предприятие СССР, выпускавшее мопеды Рига. Аналитики осознали, что их самая передовая модель, производящаяся с 1958 года, уже морально и внешне устарела. Продажи начали падать, поэтому требовались изменения.

Конструкторское бюро во главе с В. Скиперковским проанализировала рынок и создало новую версию. Внешне она была схожа с мотоциклом чешского производителя Jawa, популярность которого просто зашкаливала. На это и был расчет. Кто не мог позволить себе полноценный байк, охотно покупал подобную модель, только в сильно облегченном виде.

С 1986 года было запущено серийное производство мопедов Дельта. Подростки гоняли на них стаями по проселочным дорогам. Взрослые ездили на работу и в магазины. Пожилые – охотно катались на них на рыбалку, по грибы или на дачу. Новинка зашла всем поколениям, поскольку была гораздо доступнее Явы, и в то же время выглядела кардинально по-новому, если сравнивать с устаревшей Ригой.

По мере развития марки внешний вид легкого байка немного менялся. Но его всегда отличало наличие продолговатого топливного бака, как у Явы, длинное сиденье, на котором умудрялись помещаться два человека, высокий руль. В 1992 году фонари стали чуть меньше и приобрели более изящный вид. Дизайн соответствовал времени. Но СССР уже прекратил существование, поэтому на заводе начался процесс денационализации. Возникли проблемы с финансированием, выросли налоги. Несмотря на все попытки сохранить производство, в 1998 году завод закрылся. Выпуск Дельты прекратился еще раньше – в 1996 году.

Однако китайские производители оценили успех легкой бензиновой модели и продолжили производство байкой под этим же названием. Их производством занялись сразу несколько китайских марок таких как Viper, Musstang, FoxWell. Авторские права они не выкупали, поэтому теперь название мопедов пишется на английском – Delta. По дизайну тоже проведены изменения. Сегодня можно купить как б/у версию, произведенную на Рижском заводе, так и современную новую из Китая. Легкая двухколесная техника остается все так же популярной у разных возрастных категорий.

Общие характеристики мопеда Дельта

У первых мопедов Дельта были очень скромные характеристики:

  • объем бензобака – 6 л;
  • масса без технических жидкостей – 55 кг;
  • запуск ДВС – кикстартер;
  • база – 1200 мм;
  • дорожный просвет – 100 мм;
  • грузоподъемность – 100 кг;
  • количество цилиндров – 1;
  • размер шин – 2,50х16 дюймов;
  • колеса – со спицами, но есть модификации с литыми дисками;
  • количество передач – 2;
  • расход топлива – 2,1 л;
  • привод – открытый цепной.

Общая длина байка – 1850 мм, а высота – 1060 мм. Небольшая ширина 750 мм позволяла проехать даже по узким переулкам. На руле располагался звуковой сигнал, переключатель дальнего и ближнего света, а также глушилка двигателя.

Характеристики двигателя Delta

Первые мопеды оснащались 2-тактными двигателями объемом 49,8 см³, выдавая 1,8 л.с. Степень сжатия в цилиндре достигала 7,7-8,5 атм. При таких скромных показателях технику удавалось разогнать до 40 км/ч, что зависело от веса райдера, состояния шин и качества дорожного покрытия. Заправлять мотор нужно было бензином АИ-92.

У ранних версий на выбор было доступно два варианта бензинового ДВС. V-50 подразумевал ручное переключение передач. Очень удобно, поскольку ноги просто оставались на подножках. V-50M(V-501M) требовал ножного переключения рычагом, чем еще больше напоминал Яву.

Китайские производители, подхватившие инициативу по выпуску, сперва тоже создавали ДВС объемом 50 кубиков. Но им удалось добиться большей производительности с отдачей 4 л.с. и скорости 50 км/ч. При этом расход на сотню составляет всего 1,6 л бензина.

Поскольку новинка зашла покупателям, модель получила развитие по ассортименту двигателей и сейчас доступна с такими вариантами по объему ДВС:

  • 70 см³ – выдает мощность 5 л.с. При этом весь мопед весит 80 кг и выдерживает райдера массой 120 кг.
  • 80 см³ – обладает увеличенной мощностью 6 л.с. Отличный баланс между потреблением бензина и отдачей.
  • 90 см³ – силовая установка выдает 6,5 л.с., позволяя кататься не только по городу.
  • 100 см³ – ДВС генерирует 7 л.с. Чтобы райдер уверенно себя чувствовал, модель оснащается дисковыми тормозами и более прочной рамой.
  • 110 см³ – версия с отдачей 7 или 8 л.с. Развивает скорость до 80-90 км/ч. Расплата за это – потребление топлива около 2-2,5 л. Но большой бензобак обеспечивает приличную дальность хода.
  • 125 см³ – ДВС с мощностью 7 или 8 л.с. Отличается большим эксплуатационным ресурсом, ничем не уступая аналогичным мотоциклам.

Современные Дельты имеют уже четырехтактный мотор, который экономнее расходует бензин и тише работает. Водителю не нужно смешивать масло с топливом, а из трубы не выходит сизый дым. Заправлять ДВС нужно все тем же АИ-92. В редких случаях допускается залив АИ-95, если нет альтернативы. Лить в бак АИ-98-100 категорически запрещено, иначе это приведет к прогару поршневой, деформации блока цилиндров.

Модели и комплектации мопеда Дельта

Первые мопеды Дельта предлагались покупателям в трех модификациях: Спорт, Туризм и Люкс. Среди общих элементов дизайна присутствовали вилочные амортизаторы спереди и сзади, ровное полуторное сиденье, дугообразный багажник и узкий бензобак. Багажник и руль были хромированные, а бак, вилки, крылья и боковые декоративные накладки окрашивались в оранжевый, красный, синий, голубой, бежевый, белый или зеленый цвет. Но после 1990 года крылья и багажник тоже стали краситься в цвет кузова.

Сиденье всегда было из черного дермантина. На руле имелся круглый спидометр с счетчиком пробега. Вокруг фары головного света располагались два оранжевых катафота, улучшающих видимость транспорта для других участников дорожного движения. Указателей поворота не было – только головной свет и стоп-сигнал.

Отличия комплектаций

Туристическая версия (фото) выделялась ветровым щитком и пластиковыми накладками вокруг фары. Так она еще больше была похожа на мотоцикл. У багажника были конструктивно предусмотрены крепления для установки боковых кофр, расширяющих вместительность грузовых отсеков. У спортивной модели (фото+фото) крылья были высоко подняты, поскольку она предназначалась для динамичной езды, прыжков, выполнения трюков. Между рулевыми дугами устанавливалась дополнительная перемычка, повышающая жесткость конструкции. Выхлопная труба глушителя проходила гораздо выше, чтобы не цепляться при преодолении препятствий. Это увеличивало дорожный просвет. Сиденье у спортивных байков было тоньше, а заднее крыло отсутствовало.

На люксовых мопедах (фото+фото) крылья окрашивались не в цвет рамы, а были хромированными. На руле тоже была перемычка, куда крепились дополнительные аксессуары, например, звуковой сигнал. Амортизаторы тоже были хромированные, что добавляло шика к общему виду.

Первый и второй рестайлинг

К 1989 г уже выпускали доработанную модель. Она была с усиленной рамой, которая заменила собой более легкую и слабую предшественницу. Появилось больше хромированных элементов кузова. В качестве постоянной комплектации устанавливался двигатель V-501M с ножным переключением, как у мотоцикла. С 1990 года круглая фара головного света была заменена на квадратную, а к 1996 году она еще и уменьшилась в размерах. На боковых крышках бардачка появились барашки, позволяющие быстро открыть их. Расширилась цветовая гамма (фото).

Современные модели Delta

Современные мопеды Delta (фото+фото) больше похожи на скутеры. У них скошенная рама, облегчающая посадку – не приходится высоко закидывать ногу. Бензобак имеет сдвоенную конструкцию и как бы обнимает раму с двух сторон. Фара у современных версий снова стала круглой, но встречаются и квадратные варианты, а также плоские. Сиденье получилось раздельным для водителя и пассажира. Зато уже в базовой версии есть зеркала заднего вида, хромированные крылья, багажник, литые диски.

Среди особенностей новых Delta:

  • МПКК на 4 передачи;
  • электронное зажигание для точной подачи искры;
  • маятниковая подвеска;
  • расположение клапанов – верхнее;
  • электростартер для запуска двигателя кнопкой на руле;
  • барабанные или дисковые тормоза в зависимости от модификации и производителя;
  • воздушное охлаждение для удешевления конструкции.

Как и у предшественника из СССР, у новых китайских мопедов Delta есть туристические и спортивные версии. Первые оснащаются пластиковыми кофрами, ветровым стеклом. На скошенной раме есть ограничители, позволяющие использовать это место для перевозки небольших предметов. У вторых есть обтекатели, узкие фары, усиленная рама. Спидометр стал крупнее, хотя и остался аналоговым. Некоторые производители добавили к нему тахометр. Наконец-то появились указатели поворотов, что повысило безопасность езды. Цепной привод теперь закрытый – он прячется в чехле и не выпачкивает ноги, а также сам меньше подвергается воздействию воды и грязи.

Фото от реальных владельцев мопеда Дельта

Видео обзор мопеда Дельта (СССР и современного)

Распространенные поломки у мопедов Delta

Мопеды Дельта советского производства уже давно откапиталены и, возможно, не один раз. Их ресурс составляет от 30 до 40 тыс. км. При капитальном ремонте двигателя требуется замена:

Современные двигатели Delta имеют увеличенный ресурс – завод обещает пробег до капитального ремонта около 80 тыс. км. Поэтому купив новый мопед, можно много лет ездить и не думать о капиталке. Зато у них ломаются другие элементы:

Постепенно изнашиваются зубья звездочек. В результате даже новая цепь может перескакивать или соскакивать. Тогда приходится менять не только цепной привод, но и передние или задние звездочки. Лучше всего заменить все комплектом. Защитные кожухи к ним тоже протираются, что может привести к разбрызгиванию смазки, возникновению посторонних звуков.

ТО мопеда Дельта

Техническое обслуживание для мопедов Дельта старого и нового поколения предусмотрено с периодичностью в 5000 км. Такой регламент важно соблюдать, чтобы не допустить чрезмерного износа трущихся пар, а также деформации узлов от перегрева. С интервалом в 5 тыс. км замене подлежат:

Если транспортом пользуются редко, ТО проводят с периодичностью каждые 6 месяцев, независимо от пробега. Это связано с окислением жидкостей, даже когда техника простаивает. В результате теряются защитные свойства, поэтому на стенках цилиндров могут быстрее образоваться задиры, что потребует капитального ремонта двигателя. Ремень ГРМ меняется каждые 25000 км.

Остальные расходники обновляются по необходимости, в зависимости от частоты эксплуатации, износа, рабочих свойств. Обычно свечи зажигания служат 5000-10000 км. Тормозные колодки выхаживают от 10 до 15 тыс. км, как и цепной привод. Но это при условии нанесения смазки на цепь каждые 500 км, что тоже входит в обслуживание Дельты. При малых пробегах цепной привод меняется раз в 4 года, ведь металл ржавеет и его прочность снижается.

Как правильно обкатать мопед Delta

Обкатка нового или откапиталенного мопеда необходима для притирания поршневых колец. Через них отводится большая часть тепла от поршней к блоку, а затем наружу. Обкатывать новый или отремонтированный двигатель на Дельте можно прямо в процессе эксплуатации. Производители и мастера рекомендуют не превышать скорость свыше 40 км/ч и не ездить на дальние расстояния.

Спустя 500 км пробега необходимо заменить моторное масло в 4-тактных версиях. Благодаря этому удалится стружка, накапливающаяся в процессе притирки поршневых колец. Далее обкатка продолжается еще 1000 км, после чего снова меняют масло и масляный фильтр. Затем начинается обычная эксплуатация с регулярным обслуживанием каждые 5000 км.

Как выбрать и купить мопед Delta

Старый мопед из СССР на OLX продается от 1600 до 8000 грн в зависимости от года выпуска и состояния. Это совсем бюджетный вариант, чтобы ездить на дачу или на рыбалку. Техника с пробегом из современного поколения стоит от 10000 грн. Это версии с закрытой цепью, скошенной рамой, большой фарой, указателями поворотов. Новые мопеды Delta можно купить от 22000 грн и выше, что зависит от производителя и комплектации.

При выборе учитывайте следующие параметры:

  • Объем двигателя и мощность. Если легкий байк нужен для поездок по городу в магазин или на работу, достаточно самого простого мопеда на 50 кубиков. Для дальних поездок лучше взять аппарат помощнее на 90, 110, 125 кубиков, чтобы большие расстояния покрывались быстрее.
  • Грузоподъемность. Городская эксплуатация в личных целях не требует большой грузоподъемности – ориентируйтесь на свои пропорции. А вот для коммерческого использования в качестве средства доставки суши, пиццы, необходимы скутера с грузоподъемностью 120-150 кг.
  • Размер бака. Чем больше емкость бака, тем дольше мопед проедет на одной заправке. Это имеет значение только при удаленном местожительстве от АЗС или межгородской эксплуатации. Для таких ситуаций покупайте версии на 8 л.

Желая приобрести новый мопед Delta, рекомендуем обращаться в солидные магазины. Так вы получите гарантию, будет проще уладить ситуацию, если техника окажется бракованной. При покупке ТС с пробегом осмотрите двигатель, коробку, карбюратор на предмет потеков. Для этого попросите владельца не мыть транспорт. Лучше встретиться у продавца дома, чтобы увидеть, как заводится двигатель на холодную. Если это не произошло с первого раза, будет повод поторговаться или задуматься

Заведя мотор, прислушайтесь как он работает, нет ли посторонних звуков. Посмотрите на цвет дыма из выхлопной – он должен быть почти прозрачным. Совершите тестовую поездку, обратите внимание на работу амортизаторов, шум. Проверьте износ резины. На основании всего этого оцените соразмерность состояния техники и запрашиваемую сумму.

Какие необходимы документы для езды на Дельте?

Владельцам и желающим приобрести скутер Дельта важно знать, какие права необходимы для его эксплуатации. Здесь все зависит от объема двигателя. У маломощных аппаратов с объемом ДВС до 50 см³ нужно водительское удостоверение с открытой категорией А1. На нее можно поступить учиться в автошколу с 14 лет, а на дороги общего пользования выезжать с 16 лет при успешном прохождении теоретического и практического экзаменов.

Для поступления в автошколу понадобится письменное разрешение родителей. Для всех остальных модификаций Delta с объемом двигателя 70, 80, 90, 100, 110, 125 см³ нужны права категории А. Обучение разрешено с 16 лет, а на дорогу можно выехать только с 18 лет. Обучение на категории А1 и А занимает 1,5 месяца и стоит 6000-10 000 грн в зависимости от автошколы и города. Любое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания подлежит постановке на учет в МРЭО. Поэтому, кроме водительского удостоверения, понадобится свидетельство о государственной регистрации.

Тюнинг для Delta

Владельцам мопедов из СССР предоставлялась возможность докупить зеркало заднего вида и корзину. Еще вместо колес со спицами были литые диски. Некоторые устанавливали подголовник от автомобиля в качестве спинки для заднего пассажира. Но это требовало изготовления самодельного крепления. Чтобы байк казался спортивнее, поднимали передние и задние крылья. Тогда создавалось ощущение, что это Дельта-Кросс. Попытки существенно повысить ходовые качества заканчивались провалом. Установка звездочек меньшего диаметра вела к тому, что мотор вообще не мог разогнать технику, поскольку ему не хватало мощности.

Сейчас тюнинг как старой мототехники, так и новых Delta гораздо шире. Улучшить дизайн или производительность мопеда можно при помощи:

Самый недорогой тюнинг для мопеда Дельта – наклейки, имитирующие карбоновые накладки или названия других брендов. Представьте, как круто будет смотреться на бензобаке или бардачке надпись Suzuki, Yamaha или Honda.

Отзывы о мопедах Delta от настоящих владельцев

Славик, 35 лет

Двигатель 50 куб. см надежный и выносливый, но очень маломощный. Зато расход бензина приятный. Штатный свет очень плохой – в солнечную погоду поворотников не видно. Тормоза довольно плавные – нужно держать дистанцию с машинами впереди. Подвеска только для хороших городских дорог, иначе придется часто менять сайлентблоки и амортизаторы.

Ярослав, 44 года

Расход бензина 2 л на 100 км – очень радует в наше время. Второе сиденье снимается, вдвое увеличивая размер багажника – можно даже мешок картошки перевезти. Личные вещи помещаются в передний багажник. Конструктивно – это рабочая лошадка. Но штатная цепь слабая, поэтому я ее сразу заменил на другую.

Роман, 65 лет

Достойный агрегат для езды на рыбалку, по грибы, на дачу. Нормально тянет в гору при своих 110 кубиках, но медленно. Полного бака хватает надолго. Конструкция очень простая, обслуживать и ремонтировать недорого, запчасти везде есть в наличии. На переднем багажнике даже перевозил большую картонную коробку с Новой Почты.

Вопрос-ответ по мопеду Delta

Какой максимальный вес выдерживает мопед Дельта?

Старая версия Рижского мотозавода была рассчитана на вес в 100 кг, поэтому не ней легко катались два подростка. Современные мопеды рассчитаны на массу от 120 до 150 кг в зависимости от мощности двигателя.

Выпускают ли сейчас мопеды Delta?

Да, выпускают. Это делают сразу несколько китайских брендов таких как Viper, Musstang, FoxWell. Но поскольку авторские права у Рижского завода не выкупали, мопед теперь называется по-английски – Delta.

Какая максимальная скорость мопеда Дельта?

Максимальная скорость мопеда Дельта напрямую зависит от установленного двигателя. Модели из СССР 50-кубовым мотором мощностью 1.8 л.с. развивали 40 км/ч. Современные китайские байки Delta разгоняются до 50-90 км/ч, в зависимости от мощности ДВС, составляющей 4-8 л.с.

Трудно ли достать запчасти для мопеда Delta?

Нет, не трудно. Запчасти для ремонта двигателя, коробки передач, подвески, электрики и прочих узлов сейчас активно выпускают разные производители. Их заводы действуют в Китае, Вьетнаме, Индии, Таиланде, Словакии, Индонезии. Причем купить запчасти можно для Дельты любого года выпуска (как СССР, так и современных).

На какое максимальное расстояние можно ездить на мопеде Дельта?

Изначально техника конструировалась для городского и пригородного использования. Да и тащиться куда-то на скорости 50 км/ч долгое время утомительно. Но современные Delta с баком 8 л и скоростью 90 км/ч позволяют передвигаться быстрее и на одной заправке проезжают до 300-400 км. Поэтому в хорошую погоду на них можно смело ездить в другие города.