Всем привет! Меня зовут Андрей. Я работаю 10 лет на МотоЗиллу. У меня своя мастерская по ремонту мопедов, мотоциклов и скутеров. Ко мне часто обращаются с проблемой плавающих оборотов холостого хода двигателя. Сегодня я расскажу из своего опыта, какие могут быть причины происходящего, что посмотреть в первую очередь, как устранить проблему плавающих оборотов на холостом ходу.
Немного теории
Как эксперт, перебравший не один десяток мотоциклов, сразу скажу, что причин, по которым плавают обороты на холостом ходу, много. Чтобы вычислить конкретную в вашем случае, советую действовать методом исключения. Но для этого нужно понимать, что влияет на обороты двигателя ХХ. Поэтому дам немного теории. В процессе работы ДВС мопеда, скутера или мотоцикла участвуют следующие системы:
- Воздушная ― подает воздух извне в камеру сгорания.
- Топливная ― подает топливо, смешивает его с воздухом.
- Зажигания ― создает мощную искру от высоковольтной катушки для поджига смеси.
Поршневая при этом сжимает воздух в камере для его нагрева и облегчения воспламенения. В этот момент все клапана должны быть герметично закрыты во избежание утечек и подсосов. Искать причину нестабильных ХХ нужно, последовательно проверяя все эти системы.
Сразу успокою владельцев байкой, что на холодную, когда вы только запустили мотор, холостые обороты могут скакать самопроизвольно. Это связано с низкой температурой металла, что ведет к увеличенным зазором в ГБЦ и пр. Поэтому рекомендую первые 5 минут работы двигателя не прислушиваться к оборотам, а просто смириться с тем, как функционирует ДВС. Но если ХХ продолжают плавать и после прогрева (на горячую), у нас проблема и нужно разбираться.
Самая распространенная причина нестабильных ХХ
Из своего опыта скажу, что обороты плавают на холостом ходу в 80% случаев из-за подсоса воздуха. Именно такую проблему я выявляю чаще всего во время ремонта в своей мастерской. Несанкционированный подсос воздуха нарушает баланс в топливовоздушной смеси, поэтому мотор начинает работать неправильно. Если воздух проникает на гибком соединении, то его поступающий объем постоянно меняется (из-за вибрации транспорта), что вызывает еще большие «качели»: обороты могут буквально взлетать, а затем проваливаться так, что мотор «еле дышит».
В своей мастерской я применяю один проверенный способ, чтобы убедиться, что обороты плавают на холостом ходу именно из-за подсоса. На заведенном и прогретом моторе я выкручиваю против часовой стрелки винт качества. Если обороты при этом не падают, значит двигателю хватает воздуха из другого источника для работы, поэтому нужно искать негерметичное место.
Советую проверить соединение между цилиндром и впускным патрубком или между цилиндром и картером. Еще одно место, где я часто нахожу подсос при ремонте мотоциклов и скутеров в своей мастерской ― между карбюратором и впускным патрубком. Сальник генератора под правой крышкой тоже может пропускать. Когда все эти участки 100% герметичны, обязательно проверьте состояние резинки внутри карбюратора ― она рассыхается и начинает пропускать воздух.
Проверенный способ от меня, как от мастера по ремонту с собственным СТО, ― распыление эфира для быстрого запуска. Заведите мотор, дайте ему прогреться, распыляйте эфир в предполагаемые места утечки. Когда вы подадите аэрозоль в негерметичное соединение, ДВС сразу отреагирует падением оборотов. Далее замена прокладки или уплотнителя решит проблему.
Другие причины плавающих оборотов
Среди других причин, почему плавают обороты на холостом ходу мотоцикла или скутера, я выделяю такие:
- Изношенные свечи. Они дают то слабую, то нормальную искру, поэтому смесь сжигается по-разному. Мой совет: замените свечу на новую. Если проблема не устраняется, стоит проверить катушку зажигания.
- Сбившаяся регулировка карбюратора. Смесь слишком обедненная. Используйте винт качества, чтобы настроить обороты ХХ, пока они не станут стабильными. Из опыта ремонта разных скутеров скажу, что в некоторых моделях рекомендации из официальной инструкции по эксплуатации не действуют. Чтобы обороты ХХ начали меняться при воздействии на винт качества, необходимо вручную поднять иглу.
- Неправильные зазоры клапанов. Снимите крышку ГБЦ и на холодную проверьте щупом зазоры. Зачастую они должны быть 0,06-0,08 мм. Точную информацию смотрите в мануале от своего транспортного средства.
Если все перечисленные действия не помогают, я разбираю карбюратор и чищу его от налета. В некоторых моделях заводские жиклеры со слишком мелкими отверстиями, поэтому помогает замена на другие. Еще советую проверить компрессию двигателя, поскольку при ее отсутствии обороты тоже будут плавать. Нормальное значение ― 10 атм. Если ниже, придется заменить кольца. Не поможет ― тогда меняем поршневую (при условии правильной работы клапанов в ГБЦ).
0 комментариев